23 Апреля, 2024 Вторник

Укротители львов

  • 03 ноября 2015 Культура Русский 0

    О том, что отличает Венецианский кинофорум от других и какие фестивальные ленты увидят зрители «Лістапада», рассказала директор столичного кинотеатра «Победа» и гость фестиваля в Венеции Светлана Савчик

    Дань искусству

    — Говоря об отличительной особенности Венецианского кинофестиваля по сравнению с другими топовыми европейскими форумами кино в Каннах и Берлине, прежде всего стоит помнить о том, что фестиваль в Венеции в этой троице старший. Он был организован по инициативе Бенито Муссолини еще в 1932 году, — рассказывает Светлана

    Савчик. — Тот же Берлинале проходит в феврале и, можно сказать, открывает ежегодный парад кинофестивалей класса «А». Это настоящая кузница кадров, которая дает направление в развитии киноиндустрии не только в Германии, но и во всей Европе. Место, где встречаются профессионалы, объединяют свои усилия, чтобы снимать новые фильмы. Каннский кинофестиваль считается более престижным. Во многом благодаря кинорынку. Форум в Каннах — это май, солнце, море, яхты. Отличное время и место для большой кинематографической тусовки, ярмарки тщеславия и гламура.

    Конечно, тусовки организуются не просто так, а с целью продвижения картин (как правило, голливудских) на европейские экраны. В Венеции же кинорынка как такового нет. Буквально в те же дни большая ярмарка кино проходит в Торонто. На Венецианский кинофорум голливудские звезды и акулы кинобизнеса из Европы и Азии приезжают на открытие, затем отправляются в Канаду, а праздник кино на острове Лидо идет своим чередом. По сути, фестиваль в Венеции — это дань киноискусству в чистом виде. И в этом нет ничего удивительного. В Италии сильные кинематографические традиции. Столько режиссеров с мировым именем не дала кинематографу ни одна другая европейская страна.

    Неожиданность издалека

    Но, как оказалось, даже Венецианский кинофестиваль не обходится без реверансов в сторону тех или иных тенденций. Когда в своем желании отметить некие спорные вещи (или в боязни обойти их стороной) члены жюри приносят в жертву соревновательный принцип кинофорума. Речь об обладателе «Золотого льва» 72-го Венецианского кинофестиваля венесуэльском режиссере Лоренцо Вигасе и его фильме «Извне» (еще один вариант перевода — «Издалека»). В основе кинокартины — история противоречивых взаимоотношений между 50-летним Альфредо и беспризорными подростками. Альфредо платит парням за, так скажем, раскрепощенное общение, исключающее, впрочем, интимную близость. Продолжается это до тех пор, пока ему не встречается грубоватый парень, привязывающийся к молчаливому незнакомцу. Короткий фильм о любви становится историей об убийстве и предательстве.

    — Отборщики Венецианского кинофестиваля ежегодно отсматривают около 3 тысяч фильмов, создавая при этом исключительную по художественным качествам и охвату тенденций современного кино конкурсную программу. И когда собирается международное жюри и решает, кому же достанутся главные призы, они оказываются перед тяжелым личным выбором и, как следствие, компромиссом. Но почему кино сегодня оценивают через призму политкорректности — загадка. Выбор обладателя «Золотого льва» стал настоящим шоком для всех. Лента «Извне» никем не рассматривалась в качестве претендента на победу. Главным фаворитом до последнего дня считалась картина российского режиссера Александра Сокурова «Франкофония. Лувр под немецкой оккупацией». Причем не только у критиков, но и у зрителей. В итоге эта работа не получила ни одной существенной награды.

    Венеция — рядом

    К счастью, не только жителям и гостям замечательного итальянского города доступны маленькие и большие фестивальные радости. Благодаря международному кинофестивалю «Лістапад» минчане могут приобщиться к большому искусству. Вкуснейшим изю-

    мом для ценителей творчества Александра Сокурова станет показ его «Франкофонии» в рамках программы «Мастер-класс».

    В новой художественно-документальной и историко-философской работе Сокуров рассказывает о спасении сокровищ Лувра в годы Второй мировой войны, когда Париж был оккупирован немецкими войсками.

    — «Франкофония» — то кино, которое нужно обязательно показывать. В кинотеатрах, в школах, по телевизору. Это повествование о том, что сегодня объединяет все человечество. О памятниках искусства, культурных ценностях, которые накапливались веками и которые во что бы то ни стало нужно сохранить. Посмотрите, что сейчас происходит в Пальмире? Из-за чужого безумия разрушаются ценнейшие памятники древнего зодчества, уничтожаются бесследно. И это ужасная, невосполнимая потеря.

    Еще одна «венецианская» работа украсит конкурс неигрового кино «Лістапада». Это документальная лента Сергея Лозницы «Событие». Режиссер известен белорусской публике в том числе и как автор двух художественных фильмов: «Счастье мое» и «В тумане». Причем оба раза картинам Лозницы присуждали главный приз минского кинофорума — «Золото «Лістапада».

    — Лента рассказывает о неудавшейся попытке путча в августе 1991 года. Причем действие разворачивается не в Москве, а в Ленинграде. В фильме зрители впервые увидят молодого Владимира Путина как участника тех событий. Нынешний президент России появляется в нескольких кадрах кинохроники рядом с Анатолием Собчаком, тогдашним мэром Ленинграда. Фильм удивителен именно как документ. Из километров пленки отобрать материал на полнометражный фильм, чтобы это еще было интересно, выстроить внутреннюю драматургию — это далеко не каждому автору под силу. Но у Лозницы получилось.

    Минский кинопрокат порадует зрителей и лентами арт-мейнстрима. Например, фильм «Девушка из Дании» Тома Хупера — участника основного конкурса Венецианского кинофестиваля — 2015. Минчане смогут увидеть кинокартину на больших экранах в конце января. Режиссер прославился после того, как в 2010 году снял оскароносную картину «Король говорит!» и получил за нее заветную статуэтку как лучший режиссер.

    — Тема фильма, конечно, необычна. Это история о датском художнике Эйнаре Вегенере — первом человеке, который сделал операцию по смене пола. Главную роль в картине исполнил обладатель премии «Оскар» Эдди Редмэйн. Прошлым ярким образом актера был известный физик Стивен Хокинг, которого Редмэйн сыграл в ленте «Вселенная Стивена Хокинга». И тут — очередное удивительное перевоплощение. Работа получилась очень атмосферная, как настоящее произведение искусства, которое приятно разглядывать с разных сторон. Такое кино постепенно приближает нас к пониманию безусловности права каждого человека на свою толику счастья.

    Наверняка минские зрители смогут оценить и новую ленту с участием восходящей голливудской звезды Дакоты Джонсон, которую многие запомнили по роли в фильме «50 оттенков серого». Несмотря на далеко не самые восторженные отзывы о картине, зрителям Дакота полюбилась. По словам Светланы Савчик, в Венеции ее встречали едва ли не так же воодушевленно, как Джонни Деппа. Вдвоем они представляли ленту «Черная месса», которая уже идет в минском прокате. Однако у сверхновой звезды Голливуда была в Венеции еще одна громкая премьера.

    — Картина «Больший всплеск» итальянского режиссера Луки Гуаданьино снята на сюжет французского легендарного «Бас­сейна» (1969 год) с Роми Шнайдер и Аленом Делоном. Четверо персонажей вовлечены в дремлющий (оттого и опасный) психологический конфликт. Разнообразные человеческие страсти тлеют в четырехугольнике, разыгранном потрясающим актерским составом, в который помимо Дакоты Джонсон вошли Тильда Суинтон, Рэйф Файнс, Маттиас Шонартс.

    Прокат этой картины в Минске не за горами. Думаю, зрителям фильм будет интересен и как ремейк «Бассейна», и как новое полифоничное кино от современного итальянского мастера. Головокружительные виды итальянских островов, захватывающий сюжет, атмосферный саундтрек и, конечно, восхитительная игра актеров, передающая со всеми тончайшими нюансами тысячи оттенков человеческих взаимоотношений.

    По окончании «Лiстапада» минские киногурманы не останутся без лучших фильмов, засветившихся в Венеции. В ноябре в кинотеатре «Победа» будет демонстрироваться прошлогодний обладатель «Золотого льва» фильм «Голубь сидел на ветке, размышляя о бытии» шведского режиссера Роя Андерссона.

    Автор: Алексей ИВАНЮШКОМинский курьер

Комментарии (0)