26 Мая, 2024 Воскресенье

Найти код к реальности

  • 06 ноября 2015 Культура Русский 0

    Сегодня открывается XXII Минский международный кинофестиваль «Лістапад». Беседуем с директором программ игрового кино Игорем Сукмановым

    — В основном в конкурсе, согласно формату фестиваля, участвуют фильмы стран бывшего коммунистического блока. Кино дает представление о том, чем они живут сегодня? 

    — Одна из причин, почему решили сделать акцент на этом формате конкурса, подсказана наблюдением: те или иные картины, которые с большим энтузиазмом встречают на Западе, у нас тоже получают хорошую оценку, но она несколько отстраненная. Подумал, с чем это связано? Разная аудитория, разная степень вовлеченности в проблемы, о которых говорят сегодня…

    В фильмах основного конкурса «Лістапада» затронуты те темы, которые так или иначе касаются нас. Это не значит, что здесь отображаются политические события. Или показано то, о чем сообщалось в газетах. Речь о том, что связано с ментальностью.

    Более двадцати лет назад страны бывшего соцлагеря обрели независимость. И, возможно, только сейчас мы начали ее осмыслять. С этой точки зрения картина «И горы сдвигаются» режиссера Цзя Чжанкэ тоже о нас. Хотя всё, казалось бы, экзотично и далеко. Главные герои фильма — представители поколения, чья юность пришлась на слом времен, эпоху перемен в Китае. Страна входит в рыночные, более сложные отношения. И это влияет на личные истории.

    Кубинская картина («Проект века», режиссер Карлос М. Кинтела), наоборот, о том, каким было недавнее прошлое и как оно, уже безвозвратно потерянное, калечит человеческие судьбы. Собирались строить город будущего — возводить атомную электростанцию, но все это обернулось крахом.

    — В конкурсе заявлена картина «Сокровище» румынского режиссера Корнелиу Порумбою. В последнее время много говорят о возрождении румынского кино, которое стало фестивальным мейнстримом. На ваш взгляд, чем это объясняется?

    — Румыния еще с советских времен снимала кино в копродукции с западными странами. Ей близки ценности франкоговорящего мира. Даже в архитектуре Бухареста есть то, что сближает его с Парижем. Режиссеры, которые работают в румынском кино (мы говорим об авторском направлении), переносят опыт французского кинематографа на почву постсоциалистического пространства. Получаются совершенно уникальные, оригинальные работы. «Сокровище» Корнелиу Порумбою затрагивает этические вопросы. Герой стоит перед выбором, как поступить с найденным кладом: потребительски или как должно, следуя идеалам?

    Если «Сокровище» может вызвать улыбку чеширского кота, то другая конкурсная картина — «Урок» (Болгария-Греция, режиссеры Кристина Грозева, Петер Вылчанов. — Прим. авт.) держит зрителя в напряжении, как фильмы Хичкока. Но эти две работы говорят о том, насколько современный человек не защищен в этом мире и как важно искать опору в самом себе.

    — При формировании программы фестиваля отсматриваете множество работ. Что подразумеваете, когда отмечаете: «это формат «Лістапада»?

    — В этом году в конкурсе 11 картин и все они должны представлять страны-участницы. Так, чтобы после про­смотра зритель на эмоциональном уровне осознал, что такое национальная идентичность, ментальность. Седая древность более понятна, чем наше настоящее. И ценность фестивальной программы в том, чтобы помочь найти коды к реальности, в которой мы живем. Помочь прочувствовать время.

    Подробнее о программе фестиваля — на сайте minsknews.by.

    Автор: Ирина ЮДИНАМинский курьер
    Теги: 

Комментарии (0)