29 Марта, 2024 Пятница

25 лет на пути добра и красоты

  • 22 декабря 2015 Культура Русский 0

    Могилевский областной художественный музей имени Павла Масленикова – неотъемлемая часть историко-культурного наследия областного центра, туристический объект, одно из самых красивых зданий города. И уже четверть века в его стенах функционирует площадка культурного диалога между зрителем и искусством, между вечными ценностями и современным мировосприятием.

    Парадокс создания

    Как обычно создаются музеи? Как правило, после образования коллекции, например, произведений изобразительного искусства, после чего начинаются поиски подходящего здания или строительство нового, которое становится постоянно действующей выставочной галереей. У областного художественного было все наоборот: 19 ноября 1990 года подписали документы об образовании в стенах памятника истории и архитектуры художественного музея, который не насчитывал ни одной единицы собственных экспонатов.

    Но не только их отсутствие создавало проблемы функционированию учреждения культуры. «Идея вселить в одно из красивейших зданий города музей понравилась далеко не всем, –  вспоминает события 25-летней давности его нынешний директор Александр Хохряков. – Были предложения передать его банковской сфере уже потому, что здание строилось в начале двадцатого века для объекта данного профиля. В итоге состоялось восемь судебных заседаний, которые поставили жирную точку на решении создать музей».

    Работа сравнима с подвигом

    Параллельно формировалась музейная коллекция. Первыми экспонатами ее стали восемьдесят три произведения живописи, графики и предметов декоративно-прикладного искусства, которые передал Могилевский областной краеведческий музей. Центральное место коллекции было отдано современной живописи – такое решение приняли еще на стадии обсуждения идеи создания художественного музея.

    Процесс пополнения фондов шел туго, и не только потому, что финансовые возможности областного управления культуры были более чем скромные. Во-первых, здание нуждалось в капитальной реконструкции, в результате которой оно и должно было стать специализированным объектом, предназначенным для музейной деятельности. Во-вторых, музей не имел авторитета, что и объясняло отсутствие связей с художниками. То есть тот первый штат музейных работников начал формировать фонд с того, что, выражаясь образно, пошел в народ с сумой в поисках интересных экспонатов. Способы сбора были самыми разными  – через подарки, сделанные художниками Могилевщины или их родными, а также посредством закупок, в том числе на аукционах соседних государств, которые предлагали работы бывших могилевчан.

    Первая выставка

    Особые надежды в формировании коллекции музей возлагал на именитых художников-земляков. Одним из первых в его поле зрения попал уроженец Могилевщины Павел Маслеников. На тот момент он уже был признанным мастером, профессором, ректором Академии искусств. Народный художник Беларуси сразу же откликнулся на предложение организовать выставку своих работ в могилевском художественном музее, несмотря на то, что здание практически полностью находилось в лесах, активно велись и внутренние реставрационные работы. Он привез в город 125 своих лучших полотен для создания художественного вернисажа, после завершения которого написал дарственную на картины в пользу учреждения культуры. Все они и стали золотым фондом музея, дав отсчет его выставочной деятельности.

    Для персональной галереи живописца в знак признательности были оборудованы на европейском уровне залы. А спустя годы, после смерти народного художника Беларуси, учреждение культуры вышло с инициативой увековечить имя Павла Масленикова, присвоив его музею. Идею полностью и всецело поддержало руководство области и могилевчане – поклонники творчества знаменитого земляка.

    Одна коллекция – еще не музей

    С именем Павла Масленикова связано и налаживание мостов сотрудничества с художниками всего мира. Его личное знакомство и дружеские отношения с председателем Союза художников России Валентином Сидоровым положили начало созданию белорусско-российского пленэра «Образ Родины в изобразительном искусстве», который с годами вырос до масштабов международного. В 2016 году начинается отсчет его третьего десятилетия. За двадцать лет на Могилевщине побывали художники более тридцати стран, они подарили музею более двух тысяч своих картин, некоторые из них представлены на постоянно действующей экспозиции «Изобразительное искусство Могилевщины XX века».

    Но интерес музея только этим направлением не ограничивался – в центре внимания плакат, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство. Практически с первых лет существования собирается коллекция икон. Их передавали в дар музею жители Могилевщины, некоторые экспонаты были закуплены. Примечательна судьба приобретения одного из самых известных списков чудотворной иконы Белыничской Божьей Матери. Ее предложил купить один из могилевских коллекционеров, но у музея не было такой финансовой возможности, не помогли и предприятия города. Тогда, чтобы сохранить реликвию на Могилевщине, нужную сумму собрали все музейные работники, а также члены попечительского совета музея, в который входили Борис Батура, Анатолий Глаз и Михаил Дорошков.

    Чтобы помнили…

    В рамках проходящих ежегодно международных пленэров музей занимается возвращением забытых имен Могилевщины, проводя поисковую и исследовательскую работу. По ее результатам открываются все новые и новые имена живописцев, о которых в силу различных причин практически ничего не известно на их малой родине. «С этой же целью несколько дней пленэра проводим именно в населенных пунктах, где художник родился или творчески работал, после чего на одном из административных его зданий устанавливаем мемориальную доску с информацией о нем», – пояснил директор музея.

    Так за последнее время в культурное наследие региона возвращено имя художника и искусствоведа Андриана Прахова, который родился в Мстиславле, уроженца Климовичского района Роберта Генина. Один из пленэров был посвящен российскому художнику Николаю Невреву, похороненному на Круглянщине. Мемориальная доска установлена по инициативе художественного музея и на здании школы в деревне Княжицы, где родился Павел Маслеников. А уже в следующем году пленэр будет посвящен Федору Тулову. Художник пушкинской эпохи  умер и похоронен в городе Пропойске. На одном из зданий Славгорода планируется установка мемориальной доски в память о живописце.

    Из зала в зал переходя…

    За 25 прошедших лет в музее создано шесть постоянно действующих экспозиций. Самая большая из них посвящена современному искусству Беларуси. Представлена она произведениями художников, которые родились, приезжали на работу или сейчас живут и работают на Могилевщине. Это Витольд Бялыницкий-Бируля, Владимир Кудревич, Антон Бархатков, 

    Матвей Беленицкий, Павел Маслеников, Леонид Марченко, Николай Федоренко, Федор Киселев, Галина Кононова, Мария и Григорий Таболичи, Вера и Валерий Юрковы, Владимир Шпартов, Владимир Рубцов и многие другие. В коллекции музея хранятся и произведения известных за пределами региона мастеров живописи: народного художника России и Беларуси Михаила Савицкого, народного художника Республики Беларусь Виталия Цвирко, Леонида Щемелева, Гавриила Ващенко, Анатолия Аникейчика, 3аира Азгура, Андрея Бембеля, Владимира Летуна, народного художника России Михаила Кугача, народного художника России Валентина Сидорова и другие.

    Большую ценность имеет коллекция древнего белорусского искусства – собрание памятников изобразительного искусства XVII–XIX веков. Особой гордостью музея является экспозиция «Сохраненное наследие», где представлены экспонаты из собрания музея.  Ее открывают портреты белорусских просветителей – Петра Мстиславца, Спиридона Соболя, Георгия Конисского, Евфросинии Полоцкой и огромная фреска «Преображение Господне». Это одна из композиций настенной живописи Белыничского монастыря кармелитов, которая датируется 1761 годом. Экспозиция сакрального искусства разместилась в мансардном помещении. Здесь можно познакомиться с удивительной могилевской школой резьбы по дереву, гравюры XVII века и школой керамики, которая датируется XVI–XVIII веками.

    Одна из самых последних открытых экспозиций музея – комната-сейф с голограммой в 3D-формате главной христианской святыни Беларуси – Креста Евфросинии Полоцкой,  который был утерян во время Великой Отечественной войны. Создание данной экспозиции можно назвать логическим продолжением научно-исследовательской, научно-экспозиционной работы музея и своего рода прорывом в области музейного дела и современной науки. Благодаря использованию современных технических возможностей у могилевчан и гостей города есть возможность увидеть утраченную белорусскую святыню XII века. Воплощение художественного образа в жизнь целостной экспозиции является работой художника Валерия Леунина,  которая пока не имеет аналогов в стране. Дополнительный эффект изображению создает специально подобранная музыка.

    Но и это еще не все. Зал сменных экспозиций за четверть века существования музея представил более 500 выставок. Их посетили за это время более одного миллиона человек.

    Не зарастет народная тропа

    Останавливаться на достигнутом в музее никто не собирается. Несмотря на то, что в здании уже ощущается некоторая стесненность, работа над созданием новых экспозиций не останавливается. «Сейчас трудимся над реализацией еще одного выставочного проекта. Он будет называться «Скарбніца»: подобран интересный материал, даже уже определились с концепцией решения проекта. Надеемся, что в следующем году пригласим на открытие новой экспозиции», – поделилась планами ближайшей перспективы заместитель директора музея по научной работе Светлана Строгина.

    Планируется также открытие в стенах «дома изобразительного искусства» лекционного зала для проведения научно-просветительской и воспитательной деятельности. Он будет оснащен современными техническими средствами, которые позволят пробудить еще больший интерес юных посетителей музея к его содержимому. Лекционный зал станет промежуточным этапом проекта, который стартовал в музее более десяти лет тому. Главная его цель – воспитание своего будущего зрителя. В его рамках отдел музейной педагогики, который возглавляет Елена Мартынова, наладил тесные связи с учебными заведениями Могилева и районных центров Могилевщины. Для их воспитанников специалистами музея подготовлено более двухсот тематических занятий. Встречи организовываются как на территории музея, так и в школах, училищах, университетах.

    В творческом союзе

    Отличительной особенностью музейных уроков, посвященных искусству, является особая атмосфера. Помогает ее созданию музыка. Музей многие годы дружен с Могилевской городской капеллой, на его площадке часто проходят концерты всемирно известных композиторов. Об одном из них рассказывают экскурсантам во время посещения музея: впервые в СНГ и Беларуси семь лет тому в художественном музее Могилева была исполнена оратория Баха «Страсти по Матвею» в исполнении оркестра Могилевской городской капеллы под управлением Сергея Лищенко.

    Хранить и приумножать

    Музей – место пересечения прошлого и настоящего, площадка общения с вечным, маленький островок огромного города, где есть возможность не только насладиться увиденным, но и просто отдохнуть от суеты. За всем этим «комфортным времяпрепровождением» стоят люди – музейные работники, труд которых, как правило, затмевают представленные экспозициями шедевры. «Коллектив наш небольшой, но сплоченный и профессиональный, ответственность – его главная черта, – рассказывает о коллегах Александр Хохряков. – Самых теплых слов признательности за проделанную работу в течение прошедших 25 лет заслуживают все службы, которые обеспечивают жизнедеятельность музея. Не могу не отметить вклад хранителей фондов, руководит которым Светлана Акулевич. Благодаря любви к профессии работников музея под руководством Светланы Строгиной достигнут высокий уровень научно-исследовательской деятельности. Технической службой руководит Инна Синицина, свои обязанности  ее подчиненные выполняют с учетом специфики учреждения. По-моему, именно благодаря личному вкладу каждого из нашего немногочисленного коллектива и удалось всего лишь за четверть века собрать удивительную сокровищницу искусства Могилевщины, которая стала визитной карточкой города и области».

    Автор: Галина ХитриковаМогилевские ведомости

Комментарии (0)