19 Апреля, 2024 Пятница

Искусство с многовековой историей

  • 06 января 2016 Культура Русский 0

    Вышивка – вид декоративно-прикладного искусства, один из наиболее распространенных в  Беларуси видов народного творчества, который имеет национальные особенности и одновременно сохраняет общеславянские орнаментальные черты.

    Развитие техники вышивки позволило человеку переносить на ткань узоры, орнаменты, имевшие для него особенное значение, не только декоративное, но и сакральное. В Беларуси вышивка известна с древних времен, ранние узоры были найдены на остатках кожаной обуви Х-ХIII веков. Простейшие узоры-символы вышивки: квадраты, ромбы, разделенные на четыре части, треугольники, кресты, кольца и др.  были самыми распростаненными у славян и сохранились  в  вышивке ХIХ–ХХ вв. Символика древних вышивок отражала языческую мифологию (например, изображения дерева жизни, солнца, поля, птиц, символов воды). Вышивали льняными и шерстяными нитками. Орнаментальной вышивкой украшались рукава, воротники, подолы женских и мужских сорочек, фартуки, головные уборы (намитки, скиндочки), мужские шейные платки, обрядовые рушники, скатерти. Наиболее древними являются швы из сухожилий, растений, с помощью которых соединяли куски шкур, тканей в одно изделие. История вышивки тесно связана с эволюцией одежды, способов ее изготовления и декорирования, а также с развитием прядения и ткачества. Техника вышивания в связи с переходом от каменного шила до стальной иголки постоянно совершенствовалась. 

    Для белорусской народной вышивки характерно соединение в композиционное и фактурное целое различных способов и приемов. Традиционная вышивка имеет орнаментальные и технологические региональные особенности и отличия. Так, наиболее богато вышивки декорированы в Поднепровье (чечерский строй, неглюбский строй, добрушский,  мстиславский строй), центральной Беларуси (копыльско-клецкий строй, пуховичский строй), Восточном (брагинский строй, лунинецкий строй) и Западном Полесье (малоритский, кобринский строй), Понеманье. Самостоятельным употреблением нитей черного цвета в вышивке женских сорочек и фартуков отличаются домачевский строй. В 1930–1950-е гг. традиционная счетная техника и геометрический орнамент уступили место свободной полихромной глади и свойственным ей цветочно-растительным узорам. Этот тип орнаментации наиболее характерен для турово-мозырского строя и рушников из Дрогичина.

    В конце ХIХ–ХХ вв. вышивка начала приобретать форму промысла. Вышивальные мастерские действовали в Брестском, Бельском уездах Гродненской губернии. В 1920-30-е гг. вышивальный промысел существовал в 32 деревнях в Кобринском, Дрогичинском, Малоритском районах. Вышитые изделия экспортировались за границу. В 1920-е–50-е гг. в Слуцке, Бобруйске, Витебске и других городах действовали вышивальные артели, на базе которых потом возникли фабрики художественных изделий.

    Девушка в вышиванке

    Граффити  девушки в вышиванке, созданное осенью минувшего  года британско-австралийским художником Гвидо ван Хельтеном в Минске, успело побывать в десятке одних из самых популярных в мире. В рамках фестиваля монументальной художественной росписи Urban Myths на стене столичной многоэтажки появилось изображение, соединившее в себе настоящее и прошлое нашего народа. Результатом творческих поисков художника, впервые посетившего Беларусь, стал портрет современной девушки в традиционно вышитой славянской рубахе.

    И расцветают под иглой прекрасные цветы!

    Пришедшее к нам из глубины веков искусство вышивки и сегодня находит своих приверженцев и почитателей. Конечно, их не так много как в былые времена, но в каждом крае обязательно найдется тот, кто искренне любит вышивать.

    Надежда Морозова из деревни Вербеж стала увлекаться вышиванием еще со школьной поры и за всю свою жизнь не потеряла любви к этому занятию.

    — Я вышивать начала  глядя на сестер, которые и были для меня учителями, а ведь тогда было не найти необходимой для этого литературы, особенно для вышивки крестиком. Копировали один у одного, а крестиком и считать надо было. Но раньше почти в каждом доме вышивали. Делали интерьер более привлекательным своими вышивками, несли ими красоту в дом. И рушники, и полотенца украшали узорами, создавали удивительные картины. Вышитые работы служили и служат не только эстетическим целям, но и практическим, – говорит Надежда Николаевна.

    Надежда Николаевна, вернувшись в родную деревню после окончания культпросвета, работала заведующим Вербежским сельским клубом, организовывала в нем выставки вышивок, которые собирала в деревнях Вербеж и Ржавец. Сегодня Надежда Морозова сотрудничает с районным Центром культуры, принимает участие в выставках декоративно-прикладного творчества, ее вышивки становятся украшением ярмарок и праздников. В основном Надежда Николаевна украшает вышивкой рушники, которых в коллекции вербежской мастерицы уже немало. встречаются и отдельные работы разной тематики, выполненные гладью и крестиком. Останавливаться на достигнутом Надежда Морозова не собирается, и хочет попробовать вышивать иконы.

    — Сейчас вышивать — душа поет! Нитки такие яркие, схемы на любой вкус. Столько возможностей! Тем, кто только начал осваивать это искусство, посоветую не бросать его. За один день всему не научишься, надо стараться. Главное, желание и стремление. Без охоты никто не будет вышивать. Конечно, и терпение должно быть, усидчивость. Порой мне кажется, что вышивает всегда веселый человек, он должен быть таким, иначе грусть обязательно передастся на полотно.

    Как отмечает Надежда Николаевна, вышивка дарит радость творчества и спокойствие, которого так не хватает в нашей жизни, за вышивкой отдыхаешь и не замечаешь времени, лишь бы оно только было.

    — Считаю, что нужно популяризировать занятия художественной вышивкой, заинтересовывать ею молодое поколение, кружки создавать, чтобы нам было потом кому передать свои умения и продолжить вековую традицию украшать ткани своими руками, – сказала в завершение встречи рукодельница.

    Волшебная рубаха

    Вышиванка — русское, украинское и белорусское разговорное название традиционной вышитой славянской рубахи.

    Языковеды пишут, что название рубахи происходит от корня «руб» — «кусок, отрез, обрывок ткани» — и родственно слову «рубить», имевшему когда-то еще и значение «резать». История славянской рубахи берет начало в глубине веков: с куска ткани, перегнутого пополам, с отверстием для головы и скрепленного поясом. Потом спинку и передок стали сшивать, добавили рукава. Ученые называют такой покрой туникообразным и утверждают, что он был примерно одинаковым для всех слоев населения, менялся только материал и характер отделки. Крой рубахи всегда был свободным. Простой народ носил в основном рубахи из льняного полотна, для зимы иногда шили их из «цатры» — ткани из козьего пуха. Богатые, знатные люди могли позволить себе рубахи из привозного шелка, а не позже XIII века из Азии начала поступать и хлопчатобумажная ткань. Другим названием рубахи в русском языке было и слово «сорочка», «сорочица», родственное древнеисландскому «серк» и англосаксонскому «сьорк» через общие индоевропейские корни.

    Рубаха, непосредственно прилегавшая к телу, шилась с магическими предосторожностями, ведь она должна была не только согревать, но и отгонять силы зла, а душу – удерживать в теле. Так, когда кроили ворот, вырезанный лоскут непременно протаскивали внутрь будущего одеяния: движение внутрь обозначало сохранение, накопление жизненных сил, а нару-жу — затрату, потерю. Славянские рубахи не имели отложных воротников. Чаще всего разрез у ворота делали прямым — посередине груди, но бывал и косой, справа или слева.

    По мнению древних славян, следовало так или иначе обезопасить все необходимые отверстия, имевшиеся в готовой одежде: ворот, подол, рукава. Оберегом здесь служила вышивка, содержавшая всевозможные священные изображения и магические символы. Языческий смысл народных вышивок очень хорошо прослеживается с древнейших образцов до вполне современных работ, недаром ученые считают вышивку важным источником в изучении древней религии.

    Обязательной деталью славянской мужской и женской одежды (повседневной, праздничной, ритуальной) были пояса. Пояс в традиционной одежде объясняется не только функциональной необходимостью, но и наделяется глубоким символическим смыслом. Ношение пояса также связывалось с моральным обликом человека. Отсутствие пояса усматривалось как нарушение общепринятых норм поведения. По сей день негативное значение имеют слова «распоясаться, поясничать и т.д.». Пояс как часть одежды человека, принимающая форму круга, повсеместно употреблялся в качестве оберега. Считалось, что подпоясанного человека «бес боится», снятие пояса означало приобщение к потустороннему миру и нечистой силе.

    Пояс, надетый на ребенка при рождении был оберегом. Его могли носить всю жизнь. Иногда носили два пояса: один, данный при рождении, надевался под одежду, на голое тело, второй — поверх одежды. Самым главным был тот, который скрывали под одеждой.

    Концы поясов украшали пышными разноцветными кистями, которые иногда составляли несколько ярусов. Завязывался пояс узлом спереди или сбоку, чтобы концы свешивались на 20-40 см и более. Праздничную рубаху подпоясывали разноцветным, с родовой обереговой символикой вершковым поясом, а ритуальную рубаху — широким.

    Автор: Ю.ДашкевичВеснік Чэрыкаўшчыны

Комментарии (0)