26 Апреля, 2024 Пятница

Бестселлер о Беларуси

  • 11 марта 2016 Культура Русский 0

    На вопрос, сколько километ­ров они накрутили на колеса за 15 лет экспедиций по Беларуси, Александр и Олег пожимают плечами: сотня тысяч будет… Разумеется, никто подсчета не вел. Транспорт менялся, были даже микроавтобусы, чтобы везти арсенал оборудования — и для интерьерной съемки, и для экстерь­ерной… Залезали на колокольни, чтобы получить выигрышный ракурс. Снимали с 25-метрового крана…

    Александр и Олег словно подставили к Беларуси зеркало, в котором отразились замки и дворцы, монастыри и роскошные усадьбы, башни и брамы, ратуши и соборы.

    «Спадчына Беларусі» Алексеева и Лукашевича — большой художественный проект. Это авторская концепция по международному представлению исторического и культурного наследия нашей страны, которая включает три составляющие. Первая — издательская деятельность, выпуск презентационных книг-альбомов. Вторая — видеопроизводство. К примеру, уже сделано более 100 серий телевизионного цикла «Наша спадчына», более 50 серий фильма «Эпоха» об исторических личностях, рожденных белорусской землей, людях, внесших свой вклад в мировое сообщество… Третья часть — это проведение на основе собранного материала фотовыставок в Беларуси и за рубежом.

    В Национальном историческом музее с большим успехом прошла выставка, которая так и называлась — «Спадчына Беларусі». Информационным поводом для нее стало издание четвертой книги-альбома А. Алексеева и О. Лукашевича из серии «Спадчына Беларусі». Общий тираж этих книг кажется просто немыслимым для сегодняшнего дня — 44.500 экземпляров! Авторы уверяют: почти все уже разошлось по рукам.

    В этой монографии, изданной в Минске на трех языках — белорусском, русском и анг­лийском, помещены фотографии той части нашего общего наследия, которая была восстановлена за годы независимости.

    Беларусь чистит свое «фамильное серебро», оно входит в имидж страны. А Александр и Олег собирают его в фокус своей фотокамеры.

    А началось все… Впрочем, дадим слово авторам художественного проекта.

    — Накапливать материал по стране мы начали еще в 2001 году, — говорит Олег Лукашевич. — Нам захотелось сделать фотоальбом, который смог бы достойно показать нашу родину, раскрыть уникальность ее истории и культуры. Бывая за границей, мы поняли, как мало там знают о белорусах. В Париже, например, мы перелистали все путеводители и увидели — Беларуси посвящена, как правило, одна небольшая страница. Причем говорится только о природе. Но разве это все, что досталось нам в наследство?! В руки попали книги польского историка, исследователя Романа Афтанази, который собрал богатый материал о дворцах, усадьбах на белорусской земле — и тех, что неплохо сохранились, и тех, которые были разорены и уничтожены. Мы были удивлены, нет, ошарашены этим богатством. Беларусь — страна зам­ков и дворцов! Это то, чего мы раньше не знали.

    В основу проекта «Спадчына Беларусі» положена научно-исследовательская работа.

    — Мы начали сотрудничать с историками, музейными специалистами, искусствоведами, краеведами… Краеведы — особенно ценные люди, они знают множество подробностей и деталей, которые неизвестны широкой публике, и реально помогают более глубоко воссоздавать исторические моменты, — дополняет Александр Алексеев. — Порой проводили в поездке по две недели, возвращались к памятнику старины по нескольку раз, детально его исследовали. Требовалась специальная подготовка в таких областях, как история, архитектура, декоративно-прикладное искусство… И, конечно, мы изучали среду. Для того чтобы грамотно запечатлеть собор либо дворец, надо знать, когда и как фасад освещает солнце, тем более что мы делаем ставку на естественность, натуральность.

    Авторы не сразу пришли к мысли, что проект должен иметь двоякую функцию. Первая — показать миру, что независимая Беларусь, по сути, древняя страна с сильными корнями. Вторая — самим себе открыть глаза. Ведь большое, разностороннее, многослойное историко-архитектурное наследие Беларуси — предмет национальной гордости.

    — В первой книге-альбоме «Спадчына Беларусі» мы представили архитектурное наследие, — прослеживает этапы Александр Алексеев. — Второй альбом под названием «Спадчына Беларусі. Скарбы» посвятили предметам декоративно-прикладного искусства из драгоценных металлов. В него вошло то, что находится в музейных и церковных фондах. Скептики говорили, что мы наберем таких предметов не более чем страниц на 20, максимум на 50, что у нас ничего нет — все разграблено. Альбом вышел в 320 страниц! Мы объехали все музеи. Тесно сотрудничали с православной и католической епархиями: нам разрешили побывать в храмах и увидеть то, что не показывают широкой публике. Главный хранитель Британского музея потом скажет: «Не могу поверить, что в Беларуси столько раритетов ХII века». Третий альбом «Скарбы Беларусі» объединил все самое уникальное из двух предыдущих книг. Когда была принята госпрограмма «Замки Беларуси», мы решили сделать альбом, посвященный восстановленной старине, — отреставрированным за годы независимости архитектурным шедеврам, чтобы все увидели: Беларусь бережно относится к своему наследию. Это стало темой последней, четвертой книги.

    В четвертый альбом вошла жемчужина Минска — открытый в прошлом году после реставрации усадебный дом в Лошице, заложенный графом Прушинским в 1719 году и перестроенный помещиком Любанским в 1877-м. Особую утонченность дому придали деревянный декор и продуманная окраска фасада. Ну а сокровища внутри здания требуют россыпи ярких эпитетов. Это не исторический глянец. Равно как и фотоработы Алексеева и Лукашевича. Они не делают красивые картинки. Главное — смысл, идея.

    — Мы не замыкаемся на каком-то определенном регионе. Нам важно показать всю Беларусь, все области, все конфессии, — уточняет Олег. — Прежде чем приступить к практической стороне дела, изучили во Франции и Италии представительские альбомы Лувра, Версаля, Ватикана. Сразу нацелились на высокие образцы. Стали думать о текстовом сопровождении фотоснимков, о том, каким должен быть язык. Насыщенным терминами? Или понятным широким массам? Решили быть понятными.

    Первый альбом серии вышел в 2004 году. Трехтысячный тираж разошелся почти мгновенно — был продан за месяц. В 2005 году на республиканском конкурсе «Мастацтва кнігі» впервые за 14 лет высшая полиграфическая награда — Диплом Франциска Скорины — нашла своего героя. Им стал альбом «Спадчына Беларусі».

    С этим изданием связано немало историй. Его первый выход в люди состоялся в Риме.

    — Мы представляли «Спадчыну Беларусі» во время проведения Дней культуры Республики Беларусь в Италии. Интерес был огромный, — вспоминает Олег.

    — Итальянская сторона предложила побывать на общей аудиенции у Папы Римского, — дополняет Александр. — Мы взяли с собой альбом и получили возможность подарить его Папе. Когда вернулись в Минск, нам пришло письмо из Государственного секретариата Ватикана…

    Письмо было на белорусском языке! В нем говорилось, что оно направлено по благословению Папы Римского, что «Спадчына Беларусі» — интересная книга, иллюстрированная прекрасными фотографиями. И высказывалась огромная благодарность авторам. А вот какой отзыв был в письме, направленном Алексееву и Лукашевичу по поручению королевы Великобритании: ваша книга — великолепный голос Беларуси, она незамедлительно пополнит королевскую библиотеку.

    Дальнейшая работа над художественным проектом шла по благословению иерархов. От православной конфессии авторов благословил митрополит Филарет, от католической — кардинал Казимир Свёнтек.

    Митрополит Филарет оценил проект и выдвинул Александра Алексеева и Олега Лукашевича на присуждение премии Президента Республики Беларусь «За духовное возрождение». 7 января 2005 года они получили эту премию из рук Президента Александра Лукашенко.

    Проект «Спадчына Беларусі» находится в постоянном развитии.

    — Кто знал в 2003-м, когда мы только задумали издать альбом, что он откроет серию? — сам себя спрашивает Олег. — Кто знал тогда, что государство взвалит на свои плечи такую тяжелую ношу, как реставрация замков и дворцов и наполнение их соответствующими предметами, что будет таким вот образом работать над имиджем Беларуси, высвечивать его новыми красками, показывать новые грани, а мы все это будем фиксировать на фотокамеру?.. Время сейчас интересное — оно движется…

    — Проект «Спадчына Беларусі», по своей сути, неисчерпаем, — соглашается с ним Александр. — У меня такое ощущение, что проект делается «под патронажем» святой Евфросинии Полоцкой. Еще в самом начале 2000-х, когда у нас шли споры и обсуждения, когда мы искали лучшие решения и обдумывали концепцию первой книги-альбома, все основные идеи, все ответы мы нашли на полоцкой земле. Вот фотография полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря, и я хочу рассказать историю этого кадра. Мы приехали в Полоцк в непогоду. Шел сильный дождь. Зашли на территорию монастыря, нам сказали, что храм закрыт и поклониться мощам святой Евфросинии Полоцкой нет никакой возможности. Мы расстроились, подумали: не наш день, съемка не получится… И только повернули назад, как вдруг навстречу подул мощный ветер, поднял песок — прямо в лицо. Порыв ветра был очень силен, как будто кто-то не давал нам выйти из монастыря. Через минуту облака расступились, хлынул свет. Мы сразу же поднялись на колокольню и сделали фотоснимки. И как только завершили фотосъемку, к нам подходит монахиня и говорит: «Вы хотели поклониться мощам? Собор открыт…» Там же, в Спасо-Евфросиниевском монастыре, находятся фрески XII века. Благоволение преподобной было в том, что на тот момент, когда мы приехали, в здании стояли высокие тридцатиметровые леса, на которых работали реставраторы. В результате мы смогли детально отснять уникальную фресковую роспись храма, сейчас повторить это уже почти невозможно. Причем во время фотосъемки случайно выронили дорогущий фотообъектив. Он летит, падает… «Ну всё!» Так вот я вам скажу: объектив не разбился! И работает до сих пор.

    Обо всем, что попало в этот объектив, рассказать, разумеется, невозможно. Самый древний, точнее, самый ранний историко-архитектурный шедевр, представленный в проекте, — это полоцкая Спасо-Преображенская церковь XII века.

    — Для себя мы определили, что будем снимать только объекты, появившиеся на карте страны до Второй мировой войны, — поясняет Олег. — Один из самых молодых в проекте — костел Матери Божьей в Солах Сморгонского района. Его построили в 1920-1930-х

    годах на месте храма XVI века. То, что там старинные муры, придало уникальность храму и определило наш выбор… Странствуя по Беларуси, мы чувствовали себя первооткрывателями. Например, в Каменце на Брестчине в местной церкви увидели уникальный дубовый иконостас из Варшавы. Когда в середине 1920-х годов в Варшаве взрывали Александро-Невский собор, иконостас спасли и перевезли в эту церковь. А в нем — чудо! — изображение преподобной Евфросинии Полоцкой. В наше время об этом образе мало кто знал. Мы его сфотографировали и поместили в свою книгу.

    Кроме открытий у авторов проекта были и разочарования. В деревне Радзивиллимонты под Клецком стоял небольшой деревянный дворец Радзивиллов, их летняя резиденция. Портик с колоннами на фасаде… Здание было на балансе колхоза, потом его стали перебрасывать от одного хозяина к другому, в итоге дворец сгорел. Другой случай — в Жемыславле в Ивьевском районе был дворец Умястовских, который сравнивали с Лазенковским дворцом в Варшаве. Тоже горел, уже в наши дни. Стоит сейчас без крыши и разрушается…

    Все-таки белорусы еще плохо знают и мало ценят свою страну. Эх, если бы книги из серии «Спадчына Беларусі» находились в каждом белорусском доме — как буквари, как семейные альбомы. Мы не манкурты, но не всегда помним о том, что когда-то имели. Трудный исторический путь многое стер из нашей общей памяти.

    То, что белоруса можно удивить Беларусью, не является секретом. Но иностранцы!

    Разве реально поразить Полоцкой Софией или Несвижским зам­ком итальянца, у которого — и Колизей, и Дворец дожей, и Термы Каракаллы, и Золотой дом Нерона…

    — А вот представьте! — говорит Олег. — Мы привезли в Рим в Национальный музей музыкальных инструментов на выставку около полусотни своих фотоснимков и ни одного не увезли обратно. Выставка была скуплена. Да, наши замки — это не Колизей. Но в белорусской культуре произо­шло сочетание совершенно разных видов искусства, соединился Запад и Восток, что позволяет Беларуси иметь собственное лицо. И вот эти совершенно уникальные памятники, этот непохожий стиль и представляют интерес для иностранцев.

    — Сюжеты про наши фотовыс­тавки и презентации выложены на каналах YouTube. По ним вы можете судить, какая реакция на проект была в Варшаве, где мы выставляли свои работы в Вилянувском дворце, или в Лондоне — в Британском музее и Пушкинском доме, — говорит Александр. — А ведь там непростая, достаточно искушенная публика — главы дип­ломатических учреждений, министры… Поверьте, интерес к наследию Беларуси неподдельный, искренний. Посетители с большим вниманием рассматривали фотографии, альбомы и говорили: «Это просто невероятно!» Иностранцы не раз отмечали дизайн наших книг. Он сугубо белорусский. В первом издании мы использовали элементы декора окладов старинных икон. Во втором брали узоры из книг Франциска Скорины. Работая над последними нашими изданиями, в полесском регионе нашли иконы XVII века, декорированные крупными серебряными цветами и листьями. Теперь они украшают обложку.

    — Сотрудничество с музейными учреждениями страны — процесс, который идет в обоих направлениях. Нам помогают — мы помогаем. Как и чем? — переспрашивает Олег. — К примеру, был такой случай: приезжаем в один крупный музей, по списку находим серебряную вещь, которая значится как дарохранительница. Ажурная, в барочном стиле. Начинаем консультации с европейскими музеями, посылаем туда фотографии дарохранительницы, клейма. И нам сообщают: это обычная солонка, только красивая. Еще один момент. Обнаружилось, что во многих церковных фондах есть не атрибутированные вещи, и мы по клеймам помогли сделать эту работу.

    Это еще раз говорит о том, насколько глубоко Александр Алексеев и Олег Лукашевич погрузились в тему. А ведь они не историки. Выпускники минских вузов. У Александра Алексеева за плечами экономический университет. Он кандидат наук, автор публикаций по экономике, в том числе и за рубежом. Олег Лукашевич окончил факультет журналистики БГУ. У каждого есть и второе образование. У Александра — диплом БГАИ по режиссуре. Олег стажировался в Международном центре CIRNEA в Париже по специальности «режиссер и оператор телевидения».

    — Александр, Олег, с помощью своих художественных книг-альбомов, документальных фильмов и фотовыставок вы создаете привлекательный образ Беларуси в мире, пропагандируете самобытность нации, призываете соотечественников беречь наследие предков… Вы делаете это по заказу, если честно?

    — Разумеется, — Александр улыбается. — По заказу сердца.

    — Мы делаем все искренне и с большой любовью к Беларуси, — без пафоса говорит Олег.

    — Расскажите, как работают соавторы. Один нажимает на спусковую кнопку фотокамеры. А второй?..

    — Такого нет. Вместе приезжаем на место съемки, оцениваем объект, дискутируем, выбираем ракурс, ждем нужного освещения, — раскрывает производственные секреты Александр. — И в тот момент, когда абсолютно все оговорено, один из нас нажимает на пресловутую кнопку.

    — Еще один соавтор — белорусская погода. Вот, к примеру, католическая церковь Святой Трои­цы в Гервятах, — Олег листает альбом. — Хороший снимок? Знаете, как он родился? Подъезжаем к Гервятам — начинается дождь. Полдня сидим в машине — дождь. Небо темное, съемка сорвана. В седьмом часу вечера собираемся домой. И тут буквально на 30 секунд выходит солнце. Представьте: нам хватило этих 30 секунд…

    Издательская часть художественного проекта «Спадчына Беларусі» включает 4 книги-альбома. На сегодняшний день общий тираж этих книг — 44.500 экземпляров!

    Автор: Светлана ШИДЛОВСКАЯМинский курьер
    Теги: 

Комментарии (0)