25 Апреля, 2024 Четверг

Искусства в Минске становится все больше

  • 18 марта 2016 Культура Русский 0

    На вернисаже Дениса Барсукова произошел, скажем так, инцидент. Назвать хулиганством выходку Алексея Толстова язык не поворачивается. Перформансом — тем более. На второй этаж здания теперь уже бывшего Музея современного изобразительного искусства на площади Якуба Коласа поднялся человек с мешком картошки и высыпал ее под ноги растерянной публики. Как оказалось, по выставочному залу картошка раскатилась «в знак уважения и поддержки» со стороны Алексея, объяснившего сей странный поступок на своей странице в Фейсбуке. Мол, до сих пор независимый художник и литератор Толстов неоднократно критиковал Национальный центр современного искусства (НЦСИ), но значительного успеха так и не достиг, посему и пришел к Барсукову с «подарком». О картошке на полу галереи можно было бы давно забыть, если бы ее не стали обсуждать на все лады те, кому есть чем продолжить фразу «современное белорусское искусство — это...».

    Одни увидели здесь отсылку к давнему проекту «Арт–бульба» в галерее «Университет культуры». Другие миролюбиво предложили «понять и простить» незадачливого перформера. Третьи же обнаружили в произошедшем знак того, что вслед за разбрасыванием камней приходит время эти камни собирать. И вот они–то, пожалуй, ближе всего к истине.

    К слову сказать, свои успехи в современном искусстве Толстов лукаво преуменьшил. Человек он достаточно известный в Минске, придумывать новые смыслы горазд не только на стенах галерей, но и на книжных страницах, и как–то даже досадно за такой тусклый выход с картошкой. Толстов из поколения тех, кто пришел подвергнуть сомнению прежние ориентиры, и удается ему это порой весьма убедительно. Но с годами, как известно, тяга к разрушению блекнет, и когда–нибудь, причем с очень большой вероятностью, Алексей таки может оказаться среди тех, для кого больше смысла не в диверсиях, а в том, чтобы собирать и строить.

    Действительно, сейчас наш НЦСИ похож на заботливую наседку, стремящуюся согреть своими боками всех, кто попадает в поле зрения. Современных художников и театралов, танцоров и фотографов, киноманов и музыкантов. По осени вон даже любительниц спиц и крючка привлек к обвязке фонарей и деревьев на бульваре Мулявина. Центр не стремится сильно резонировать с традиционным искусством, осторожно и постепенно приучая публику к альтернативному искусству.

    Денис Барсуков, заместитель директора НЦСИ по творческой работе, возраст разрушителей уже преодолел. И его выставка это красноречиво подтверждает. В ответ на фразу, прозвучавшую на одной из архитектурных дискуссий по поводу центрального минского проспекта, дескать, давно пора убрать это наследие советского прошлого, этот «досадный шрам на теле города», Барсуков создал серию интеллигентных работ с видами проспекта в часы, когда никто и ничто не мешает сосредоточиться на своих истинных эмоциях. И, конечно же, после выставки захотелось задать несколько вопросов. В том числе о том, до какой степени он может пользоваться служебным положением для реализации личных творческих проектов.

    — Заявку на эту выставку я подавал еще тогда, когда для Музея современного изобразительного искусства был всего лишь одним из художников, — отвечает Денис Барсуков. — Служебное положение в данном случае никакой роли не играло.

    Не ставит его в тупик и вопрос о целесообразности объединения двух выставочных площадок — Центра современных искусств и Музея современного изобразительного искусства — в одну структуру НЦСИ:

    — Существование Музея современного искусства в прежнем формате очень проблематично. По сути, ведь это очень маленькая выставочная площадка, где можно реализовать далеко не любой проект, даже свою коллекцию (а это уже 4,5 тысячи художественных произведений) выставить было негде. Кстати, отсюда и возникла идея эксклюзивных посещений фондов НЦСИ в сопровождении их хранителей. Думаю, со временем эта тема станет постоянной. К слову, как и наш проект «Арт–острова» на Комсомольском озере.

    Лиха беда начало. Искусства в Минске все больше, причем не только в формате галерей, но и онлайн. Вслед за «Арт–островами» в Верхнем городе появились красный носорог, сооруженный из старых ванн, и другие арт–объекты из вторсырья, созданные уже по инициативе союзов дизайнеров и архитекторов (говорят, заводы и Мингорисполком и впредь готовы поддерживать уличные игры художников). На память о сотрудничестве Центра современных искусств со звездами бразильского стрит–арта Минску осталась «бразильская улица»: старую, но еще недавно довольно унылую заводскую застройку по улице Октябрьской оживили бодрые граффити, теперь это один из самых модных районов города (тут можно вспомнить, что когда–то, еще в галерее «Университет культуры», как раз Барсуков первым увидел в граффитистах не уличных хулиганов, а художников). Традиция уличных выставок 1980–х, превратившаяся почти в городскую легенду, воплотилась в новом амбициозном проекте «Художник и город» на площади Якуба Коласа. Живопись Шагала, Малевича, Селещука оказалась там очень уместной.

    Но есть у Дениса Барсукова одна потаенная мечта: выставить в стенах НЦСИ настоящие холсты Модильяни. Произнесенная вслух, эта идея уже не кажется ему такой уж нереальной:

    — А почему и нет? Главное, что есть такое желание. И оно обязательно материализуется.

     

    Советская Белоруссия № 50 (24932). Пятница, 18 марта 2016

    Автор: Ирина ЗАВАДСКАЯСБ. Беларусь сегодня

Комментарии (0)