В Гудевичах прошел фестиваль ткачества: народные мастерицы показали, как рождаются «падвойныя дываны», и рассказали, какой смысл несут их орнаменты.
Главное действо развернулось в Гудевичском государственном литературно-краеведческом музее. В дело включили двухметровый ткацкий станок для создания изделий в технике двухосновного ткачества и организовали выставку предметов народных ремесел.
– Фестивалем ткачества мы открыли цикл мероприятий, которые будут знакомить гостей с народными ремеслами и нематериальными ценностями Гродненщины. Праздник начинаем с презентации двухосновного ткачества – одного из объектов нематериального культурного наследия области, – говорит директор музея Екатерина Басинская.
Техника двухосновного ткачества сложна в исполнении. Ткут «падвойныя дываны» на двухметровых горизонтальных ткацких станках. Название «падвойныя» говорит само за себя: изделия имеют две основы разных цветов, связанные между собой только в контурных очертаниях рисунка (светлого на темном и темного на светлом). Рисунок равномерно распределяется по главному полю и по бордюрам для того, чтобы придать ткани большую связанность и неразрывность.
– Особого смысла в узорах на «дыванах» не ищите – его там нет. Элементы взяты из жизни. Рисунки на моих работах несут то, что я сама желаю людям: радость, счастье, здоровье, благополучие, – говорит хранительница старинной традиции ткачества Вера Белокоз.Вера Игнатьевна поделилась мастерством с гостями фестиваля. Желающие получить урок у народного мастера выстраивались в очередь. Время изготовления изделия зависит от длины и сложности узора.
– Научиться ткать на кроснах может каждый, но за одно занятие технологию очень сложно запомнить, – говорит Вера Игнатьевна.
Народный мастер учит ткать почти полвека. Опыт мастерицы переняли многие ученики и теперь уже сами обучают детей ткачеству. Среди них Людмила Станевская – руководитель кружка ткачества в Гудевичах. Ее воспитанники начинают осваивать технику на маленьких деревянных «кросенцах» и постепенно пересаживаются за большие «взрослые» машины. Закладки, пояски, плетеные украшения – эти работы юные ткачи Ксения Гаспаревич и Дима Солтан выполняют на раз-два.
– Хорошо, что традиции есть не только кому хранить, но и кому передать, – говорят в Гудевичах.
На фестивале бойко шла торговля сувенирами Мостовского центра ремесел, а коллективы Гудевичского центра досуга и культуры напомнили о том, какие песни любили наши предки и каких традиций придерживались в повседневной жизни.
– Летом планируем провести фестиваль, посвященный котчинской кадрили – танцу, который исполняют жители деревень Котчино и Озерки Мостовского района. Рассчитываем, что фестиваль примет областной масштаб и к нам съедутся гости из других регионов, – сообщил Сергей Дейкало, начальник отдела идеологической работы, культуры и по делам молодежи Мостовского райисполкома.
«Котчинская кадриль» – еще один объект нематериального культурного наследия Гродненской области. Ее особенность в том, что каждая пара по очереди повторяет движения предыдущей пары. Танцуют сдержанно, шаг делают простой. Число фигур в танце может быть разным в зависимости от желания исполнителей.
В сценическом варианте «Котчинская кадриль» есть в репертуаре ансамбля танца, музыки и песни «Белые росы» и народного ансамбля белорусской песни «Гарадніца» Центра культуры г. Гродно.
НАША СПРАВКА
Гудевичский литературно-краеведческий музей был создан по инициативе местных жителей. В 1968 году им на общественных началах занялся сельский учитель Алесь Белокоз. Сегодня музей имеет статус государственного учреждения культуры. Это целый комплекс, где сельчане хранят информацию и экспонаты об истории родной деревни, народной медицине.
В последние годы музей преобразился, отремонтированы залы, созданы новые системы экспонирования фондов, обновлена экспозиция. Музей обладает богатой этнографической и краеведческой коллекцией и может принимать туристов не только из Беларуси, но и из-за границы.
\
Комментарии (0)