20 Апреля, 2024 Суббота

Эхо шагов великих художников

  • 23 апреля 2016 Культура Русский 0

    Интересное это все-таки занятие — раздвигать толщи времени. Проходя мимо дома по улице «Правды», 5а (с недавнего времени по решению городского Совета депутатов — улица Марка Шагала), всегда есть повод остановиться и задуматься о том, как велика все-таки история этого витебского особняка. Именно в его стенах в 1920-е годы разыгралась революция, изменившая все в искусстве XX века, здесь зарождались духовные первообразы современного художественного мира, дизайна, архитектуры.

    Наверное, только ленивый теперь не знает, что особняк построен витебским банкиром Израилем Вишняком ориентировочно в 1913 году. Спустя пять лет национализирован и передан под нужды Витеб­ского народного художественного училища (1918—1923 годы), основанного Марком Шагалом, уполномоченным Коллегии по делам искусств в Витебской губернии. Здесь работали и жили впоследствии знаменитые преподаватели — сам Марк Шагал, Казимир Малевич, Эль Лисицкий, Вера Ермолаева, Давид Якерсон, работало знаменитое объединение «УНОВИС».

    — В годы Великой Отечественной войны дому выпала завидная доля — он сохранился. И самое главное, уцелевший дом, который помнит шаги великих художников, сам по себе является музеем, — всегда подчеркивает Андрей Духовников, директор Центра современного искусства, в чьем ведении находится уникальное строение.

    Знаменитый особняк ВНХУ в Витебске, входящий в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь, несколько лет назад получил статус памятника республиканского значения (вторая категория). Идея увековечить события 1920-х годов в Витебске, создав в мемориальном доме музей ВНХУ, получила всяческую поддержку городской власти. Реконструкция и реставрация исторического здания активизировались в прошлом году, когда на эти цели из бюджета было выделено 10,5 миллиарда рублей. В 2016-м работы продолжаются с учетом запланированных восьми миллиардов. К настоящему времени на прилегающей территории строятся парковки для экскурсионных автобусов. В стадии завершения находится устройство внутренних инженерных сетей, в помещении ведутся отделочные работы, произведена замена кровли, проложены наружные инженерные сети, практически закончены фасадные работы.

    — Причем цвет фасада теперь соответствует первоначальному, историческому. Кропотливую, тщательную работу по его восстановлению провел научный руководитель Евгений Колбович, — обратил внимание во время недавнего посещения памятного объекта Андрей Духовников. — Вдоль дома установлена решетчатая ограда с колоннами. Она сделана по эскизам на основе сохранившихся старых фотографий.

    Организация внутреннего пространства проводится по планам 1923 года, которые хранятся в област­ном архиве, максимально восстанавливаются утраченные со временем элементы.

    Сотрудники Центра современного искусства выполнили огромную работу по созданию концепции уникального комплекса — интерактивного музея.

    — Могу сказать, что это будет первый такой музейный центр, аналогов ему в Беларуси нет, — подчеркивает Андрей Духовников.

    В настоящее время на основании научной концепции уже выполнен и готов к реализации дизайн-проект будущей экспозиции. Автор его — витебский дизайнер Александр Вышка. Пока всех карт создатели музея решили не раскрывать, но тем не менее в мастерской Александра Григорьевича удалось выяснить, что авторским дизайн-проектом востребованы некоторые оригинальные находки и известные работы художников витебского периода.

    — Сохранились восемь рисунков-эскизов — учебные работы по интерьеру учеников Казимира Малевича, вот по ним выполнен эскиз оформления зала УНОВИСа в музее. На потолке — красный квадрат — знак УНОВИСА — из этой же серии, — рассказал Александр Вышка. — Под слоем штукатурки были найдены оригинальные обои из особняка Вишняка, наклеенные на газету «Петербургские ведомости» 1912 года. Витебские дизайнеры Степан Дроздов и Илья Гурко, также принимающие участие в проекте, выполнили реконструкцию обоев для комнаты Марка Шагала, где и были обнаружены их фрагменты. Печать обоев будет выполнена в Витебске. Так что на стены вернутся не подобранные заменители, а соответствующие оригиналу обои. Мы придерживаемся серьезного, научного подхода к тому дорогому и ценному, что сохранилось с тех времен в здании. Дополнительно воссоздается паркет по образцу тех девяти квадратов, что обнаружили при реконструкции. Он будет укладываться в залах Малевича и Шагала. ОАО «Витебскторг­строй», который ведет строительные работы на объекте, также изготавливает музейную мебель и экспозиционное оборудование. Сейчас подыскиваем антикварную мебель, другие предметы для интерьера, которые помогут воссоздать историческую атмосферу.

    Александр Вышка признался, что передает в дар старое зеркало из собственной мастерской для интерьера музея.

    — Зеркало старинное, — пояснил он, — но уникально и тем, что служило декорацией в фильме «Шагал — Малевич» Александра Митты, который снимался в Витебске. По замыслу оно будет находиться в зале Марка Шагала.

    Кстати, другими дарителями уже переданы в фонд редкая факсимильная копия издания альманаха УНОВИСа, который хранится в Третьяковской галерее, факсимильное издание известнейшего плаката Лисицкого «Клином красным бей белых». Кстати, по этой работе художника из полированного гранита сделан пол в одной из музейных зон.

    В будущем музее будут открыты залы, посвященные музыкальной, художественной, театральной культуре Витебска начала 1920-х, истории особняка и создания ВНХУ, комнаты, принадлежавшие Шагалу, Малевичу, Ермолаевой, мастерские преподавателей училища Якерсона, Лисицкого с действующим печатным станком. Здесь будут находиться выставочный и многофункциональный конференц-зал и многое другое.

    Использование мультимедийных систем нового поколения позволит зрителю воспринимать события не только на визуальном уровне, но и глубоко погружаться в исторический «текст». Посетители смогут сенсорно управлять пространством, поль­зоваться ультрасовременными муль­ти­медийными установками, выбирая темы для просмотра.

    — Все будущие экскурсии будут завершаться в зале с огромной видеопанелью, которая позволит соз­дать иллюзию прохода через толщу времени и увидеть то, что сделали люди, работавшие в этом здании, ощутить, каким был вклад в мировое искусство, — поясняет А.Вышка. — Мы все верим, что это здание живое. Художники до сих пор там. И задача в том, чтобы «достать» из стен, воздуха этого святого дома для мирового искусства все то, что в нем копилось, собиралось и в итоге реализовалось. Когда человек зайдет в такой музей, он встретится не просто с картинками, фотографиями и описаниями, а с духовной атмосферой, созданной теми, кто там жил и творил. Новое технологическое высококлассное музейное оборудование сможет это обеспечить.

    Такой музей обязан соответствовать новаторским устремлениям художников XX века, стать фундаментом того, что будет актуально в будущем. Вот основная идея концепции дизайн-проекта.

    Новый музей призван привлекать художественный, научный мир, туристов, меценатов, которые способны будут подарить стенам оригинальные работы художников.

    Во время знакомства с объектом в декабре 2015-го председатель горисполкома Виктор Николайкин поддержал главную идею создателей музея ВНХУ и высказался однозначно:

    — Главное, ничего не упрощать, не сводить объект к выставочному залу. Все должно быть уникальным и на высшем уровне — от микроклимата, сигнализации до экспозиционного наполнения и дизайнерских решений.

    На создание музейной «начинки», приобретение мультимедийного оборудования необходимы 15 миллиардов рублей. Учитывая республиканский статус памятника, хочется надеяться, что государство примет деятельное участие не только в деле сохранения витебского дома — всемирной «знаменитости», но и организации его удивительной жизни в новом веке.

    Автор: Наталия КРУПИЦА. Фото автора.Витьбичи
    Теги: 

Комментарии (0)