03 Мая, 2024 Пятница

Не загоняйте себя в рамки!

  • 13 мая 2016 Культура Русский 0

    Пресса то и дело возвращается к теме дурного воспитания, плохого образования, оглупления Интернетом, повреждения нравов. Нет, господа, не все так печально. Помните библейскую притчу о десяти праведниках? Господь обещал Аврааму сохранить Содом и Гоморру, если там найдутся хотя бы десять праведников. Не нашлись. Мы же в нашем прагматичном мире, слава Богу, пока еще можем найти молодых ребят, для которых имеют значение добро и зло, истина и ложь. Им не чужды особенности эпохи, но, помимо соцсетей, у них есть разные фильмы и  разные книги — и большая нравственная работа в себе и над собой. Один из них – Вася Конопацкий.

    Мы только начали знакомство с этим еще очень молодым человеком, но, думаю, глубина задаваемых им вопросов не останется  незамеченной. Мне показались весьма интересными, хотя и дискуссионными, его размышления о некоторых литературных произведениях и о литературе вообще, а это серьезная проверка, одной ли мы с ним крови?

    Мария ЧЕРНОВА,

    доцент кафедры литературы

    и межкультурной коммуникации МГУ им. А. А. Кулешова.

     

    Размышляя на досуге о классической и современной литературе, я вдруг подумал, что нас со школы заставляют верить в гениальность каждого классика. Причем классиками их называют чаще всего потому, что они умерли 100 лет назад. Попробуйте сказать знакомому литературоведу, что какой-нибудь автор-современник не хуже Хемингуэя или Мопассана! — А затем бегите. 

    Мое мнение таково: тому, кто считает современную литературу «безнравственной беллетристикой», просто попадались плохие книги. Пару месяцев назад я посоветовал своей знакомой (человеку, который только классику и читал) произведение одного современного писателя — и она полностью изменила свое представление о современной литературе. Читать не только классику, но и современную литературу не только можно, но и необходимо. И пускай в произведениях классиков есть то самое «вневременное», которое актуально всегда, но где, как не в современной литературе, мы можем найти по-настоящему актуальное?

    Не буду врать, утверждая, что обожаю классику. Но я ее читаю: Оруэлл, Уэлсс, Дефо, Мопассан, Булгаков, Фицджеральд вызывают у меня не меньший восторг, чем новая фантастика или современные романы. Но я не всегда могу взять что-то для себя из их произведений. Да, не спорю, возможно, что я глуп, или история в книге просто не обо мне (хотя для кого-то она «прямо в сердце»). Вот, например, роман «Над пропастью во ржи» — я ничего для себя не взял. Нет в нем ничего гениального, однако сколько шумихи?! Целый культ: «книга о взрослении», «пронзительно и страшно»! Да глупости! Я знаю как минимум двух авторов-современников, кто написал бы лучше, однако их не спешат записывать в гении литературы.

    Если вам интересно, то я противопоставляю роману «Над пропастью во ржи» роман современного писателя Джона Грина «В поисках Аляски», который в разы пронзительнее, чем произведение Сэлинджера. Неужели нужно действительно умереть, чтобы тебя признали?

    А сколько суеты вокруг Ремарка, это просто не передать словами! Каждая 17-летняя девочка, вынужденно прочитавшая одно из его произведений по школьной или университетской программе, обязательно всем расскажет, какой это прекрасный писатель (есть особы, которые скажут «писательница»).

    Я являюсь подписчиком нескольких книжных сообществ в «ВКонтакте» и почти каждый день их просматриваю. Мне стало интересно, кто она, читающая молодежь. Согласно моим наблюдениям, она делится на разные категории.

    Утонченные с чувством высокого. Это такие субъекты, которые читают только классику. Именно они пишут гневные комментарии о современной литературе, не зная ее толком. Зачастую до безобразия позерские личности. Сидя в метро или автобусе, они открывают книгу и поглядывают, не смотрит ли кто на них. Вспоминается забавная шутка из «интернетов»: «Иногда беру и раскрываю в руках книгу. Вдруг кто-нибудь зайдет, а я с книгой сижу. Красиво получится». Однако всякий абсолют ложен, и утрировать в данном случае, называя всех читателей классики позерами, не хочу.

    Молодые антиутопщики и покорители Вселенной. Любители современной несложной литературы вроде «Дивергентов», «Голодных игр», «Бегущих в лабиринте» и прочее. В свое время сам читал все из перечисленного, но вряд ли могу этим похвастаться. Современная литература в понимании читателей из этой категории — это только фантастика. Слово «роман» попахивает для них 19 веком. Проще говоря, сложные и глубокие книги: «Портрет Дориана Грея» или «451 градус по Фаренгейту» — они не осилят, да и в руки даже не возьмут.

    Бесконечно грустные. В основном девушки, и в основном до 17 лет. Читают только невероятно печальные романы, совмещая как классическую литературу, так и современную. Очень любят рассказывать, какое сильное впечатление на них оказала очередная прочитанная книга, всем, кто готов их слушать.

    Непривередливый читатель. Внимание! Непривередливый – не значит без вкуса. Количество прочитанного в конечном итоге воспитывает умение отличать хорошую литературу от коммерческой поделки. И с каждой новой книгой пламя внутри его становится лишь сильнее. Довольно субъективно, и вы конечно же поняли, к какой категории отношу  себя и какую категорию я считаю наиболее перспективной, способной к развитию.

    Исходя из этого, я вижу следующую проблему: люди выбирают для себя лишь несколько функций литературы (что это такое, можете посмотреть в Интернете). Эвристическая функция литературы, заключающаяся в открытии для себя чего-то нового, так же важна, как и гедонистическая, как и любая другая. И выбирать из них какую-то одну – значит, загонять себя в рамки, значит, не раскрывать для себя всех радостей литературы. А ведь это неправильно, друзья!

    Однако возвращаюсь к проблеме «старого и нового». Пусть меня клюют, пусть считают «молодым человеком с плохим литературным вкусом», но я буду читать современную литературу, потому что она пишется в мое время, время, в котором я живу. В ней проблемы МОЕГО, а не прошлого века. Говорите, что она не сравнится с классической литературой? Неправда. И я утверждаю это, потому что читаю и то и другое, а значит, могу сравнивать. Да, я человек без специального образования, я не литературовед. Но все же я смог заметить, что литература не умерла в начале 21 века. Она не стала хуже, ее просто стало больше. Больше, чем когда-либо было. Сегодня каждый, если захочет, может издать книгу. И не важно, гениальна она или нет, главное, чтобы продавалась. Отсюда столько «шлака» на полках книжных магазинов. И именно этот шлак в пестрых и ярких обложках, с кричащими названиями и неизвестными авторами (конечно, ведь их имена не заставляют учить наизусть в школе) отпугивает любителей «сильной» литературы.

    Не стоит бояться нового. И не нужно обожествлять старое. Мир меняется, и когда-то те, кого сегодня мы нарекаем «классиками», тоже были никому не известными писателями, чьи идеи и взгляды считались варварскими. Однако сегодня, как мы видим, они считаются гениями. Но все ли они гении? Вот в чем вопрос.

    Автор: Василий КОНОПАЦКИЙМогилевская правда

Комментарии (0)