25 Апреля, 2024 Четверг

Помнят старые аллеи…

  • 12 июля 2016 Культура Русский 0

    Радзивиллимонты: летняя резиденция некоронованных королей.

    Радзивиллы владели клецкими землями с 1558 года. Живописная местность до этого принадлежала королеве Боне Сфорца. Зиму представители княжеского рода проводили в Несвиже, а для летнего отдыха построили усадьбу Радзивиллимонты. В XVIII веке возвели новый дворец в усадьбе, а в XIX – заложили богатейший парк с липовыми, грабовыми, тополиными аллеями. Во времена СССР здесь размещались школа, детский сад, клуб. Облюбовали усадьбу и кинематографисты – снимали картины исторической и революционной тематики, а в середине 1980-х – фильм про любовь «Прошлогодняя кадриль» (режиссер Юрий Цветков).

    До 1939 года это были владения Радзивиллов. В 1909 году дворец сильно пострадал от пожара, отстраивался постепенно. С приходом Советской власти Радзивиллимонты переименовали в Красную Звезду, экспроприировав, естественно, все наследие княжеское. Многое пришло в запустение, исчезло с лица земли. Как, например, домашняя часовня, богато оформленная в технике стукко под розовый мрамор (его изобрели в Древнем Египте и изготавливали из обожженного гипса). Здание дворца хорошо сохранилось, во время войны в нем размещались склады, после – правление совхоза, затем школа, клуб, детский сад. Многие годы, вплоть до середины ­1980-х, работал и консервный завод, построенный здесь же, в имении, Альбрехтом Радзивиллом в 1934 году. В 1980-е годы племенной завод «Красная Звезда» славился на всю республику. Много работало молодежи и в хозяйстве, и на консервном заводе. Дом культуры построили в усадьбе рядом с дворцом. (В парке была и открытая концертная площадка). В новом здании разместили клуб, сельсовет, почту, сберкассу. 

    Мечта несбывшаяся

    Пока дворец отапливали – он держался. Став ненужным, начал стремительно разрушаться.

    – Особенно это заметно весной, когда сойдет снег, – отмечает сотрудник Клецкого краеведческого музея Татьяна БУКАТО. – Осенью, кажется, еще ничего, стоит дворец, а после зимы отмечаешь следы разрушения. Пока была крыша – стены держались, но в 1985-м случился пожар, затем еще один, в 1994-м. Лет пять назад нашелся инвестор, обещал сохранить историческое наследие, но в итоге так и не выкупил. Очень жаль – можно интересный туристический маршрут разработать, включив в него и Несвиж, и усадьбы, сохранившиеся на территории нашего района. Но пока это так и остается мечтой неосуществленной.

    Татьяна живет в Клецке, в Красной Звезде жили ее родственники, в детстве здесь бывала часто. Помнит хорошо, какой была усадьба, и рассказы стариков о том, как им сравнительно неплохо жилось при панах в Радзивиллимонтах – старожилы и сегодня продолжают так называть деревню.

    Сотрудники музея делают все, что в их силах: чтобы запечатлеть еще не до конца утраченное былое великолепие, сняли фильм об усадьбах и исторических объектах района, показывают школьникам. «Ой, это же у нас!» – восклицают дети, увидев на экране знакомые объекты, и с удивлением узнают, что они представляют историческую ценность. Внимательно слушают, начинают задавать вопросы. Очевидно, так зарождается интерес к истории края, а с ним и постепенное осознание того, как важно беречь память о прошлом.

     

    Осиротевшая усадьба

    Сегодня то, что некогда величалось дворцом, обнесено забором. Для любителей экстрима он, конечно, не преграда, но хотя бы предупреждение: развалины представляют опасность для жизни. Сохранились часть стен и, как ни странно, деревянные колонны парадного фасада. Вокруг заросли дикорастущего кустарника и деревьев. Но им еще не удалось заглушить бывшую въездную аллею Радзивиллимонтов. Она, как и многое в усадьбе, тоже была особенной. Располагалась не перпендикулярно дворцу, как повсеместно, а параллельно. И состояла из могучих ясеней и канадских тополей Serotina. Это «сиротливое» латинское название звучит в унисон с окружающей действительностью: на всем в усадьбе – печать сиротской заброшенности.

    maslo

    Председатель Краснозвездовского сельсовета Григорий МАСЛО показывает нам липовую аллею с сохранившимися на ней редкими экземплярами. Она специально была высажена так, чтобы деревьями могли любоваться из окон дворца хозяева и гости усадьбы. И весь прогулочный маршрут был задуман по принципу контраста света и тени.

    Парк – культурный объект республиканского значения. Григорий Иванович душой болеет за усадьбу: хозяйство оказывает посильную помощь – территорию обкашивают, обнесли забором развалины дворца, обустраивают места для отдыха в парке. Пытались сохранить и аллеи, подсаживая молодые деревца, но в тени вековых они плохо приживаются. А огромная территория парка – 10 га – требует постоянного внимания и ухода, нужны люди и средства, которыми сельсовет не располагает. Своими силами вычистили все каналы – узкие водоемы, по замыслу архитектора, опоясывали парк и были разделены дамбой.

    Григорий Иванович приехал сюда в 1981 году, интересовался историей усадьбы у старожилов. Рассказывает, что у одного из Радзивиллов были слабые ноги, его возили на коляске. Магнат когда-то был заядлым охотником. И специально для него за парком насыпали огромный холм из песка, с которого тот наблюдал за охотой. Татьяна Букато выдвигает свою услышанную некогда версию: холм – могила любимой собаки пана. Но Григорий Иванович категоричен и взывает к логике: холм высотой 5 м – зачем над могилой собаки такой курган? 

    Старожилы рассказывали и об огромных подвалах в этой усадьбе. Те, у кого фантазия не сильно дружит с логикой, до сих пор уверяют, что от Радзивиллимонтов до Несвижа существовал подземный ход…

    aleya

    А мы тем временем грабовой аллеей выходим к зданию, в котором располагались клуб, контора, почта. Где когда-то снимали фильм, бурлила энергия молодости. Здание тоже выставлено на аукцион, но желающих выкупить пока не нашлось. Как и усадебно-парковый комплекс, оно ждет своего хозяина. 

    vid

    Первым хозяином клецкой земли из рода Радзивиллов был Миколай Черный. Затем в наследие ее получил один из трех сыновей Миколая – Альбрехт. При нем центром Клецкой ординации становятся Радзивиллимонты. Новый усадебный дворец в стиле классицизма был построен в 1783 году по проекту итальянского архитектора Карло Спампани. Получилось интересное сооружение, одно из самых необычных в белорусской архитектуре: внешние стены – из дубового бруса, внутренние – из кирпича.

    В XIX веке ординация перешла к Антонию Радзивиллу. Его супруга княгиня Мария в 1875 году заложила парк, ставший со временем гордостью резиденции. И сегодня сохранилось несколько едва различимых аллей со старыми, в три обхвата, липами, гигантскими грабами, которым полтора столетия. Есть и памятный камень (на фото слева), надпись на котором свидетельствует о том, что «в 1875 году Марией из Кастелланов Антониевой княжной Радзивилловой здесь заложен парк».

    Киносъемки в Радзивиллимонтах

    В 1970–80-е годы жизнь в Красной Звезде била ключом. В новом ДК и на территории хозяйства в 1978 году снимали фильм «Прошлогодняя кадриль», в нем играли известные актеры Ольга Жулина, Галина Макарова, Александр Овчинников. Наблюдали за съемками и активно участвовали в массовках и жители Красной Звезды. Михаил АЛЕКСЕЙЧИК – художник-оформитель, сейчас работает в Клецком ДК. Родом из Красной Звезды. Он учился в школе, расположенной во дворце усадьбы, затем ходил туда в клуб. Вспоминает, как во дворце снимали фильм про революцию и еще один – исторический: их, детей, наряжали в средневековые костюмы, а взрослые с арбалетами бегали. Вот только название не запомнил. Не сильно впечатлило, видимо, непосредственное участие в кинопроцессе. Как и съемки в «Прошлогодней кадрили». Он тогда работал в новом ДК художником-оформителем и играл в местном самодеятельном ансамбле. Михаила, кстати, не нужно было агитировать за деревню. После армии предлагали остаться в Минске, но не поддался:

    – Хотелось только домой, у нас весело было: кто не поступал в институт – возвращались и работали на консервном заводе. Молодежи хватало, может, еще и поэтому выбрали именно наше хозяйство для съемок, – вспоминает Михаил. – Да и места у нас красивые. Наш ансамбль – я играл на ударниках – тоже попал в кадр: по сценарию это были танцы в клубе. Я надел свой концертный костюм – сам конструировал, а отец сшил, но ассистент режиссера настояла на том, чтобы я снимался в обычной рубашке и брюках.

    А еще вспоминает, как лет за десять до съемок приезжали в усадьбу архитекторы, был разработан даже план реконструкции, так и не осуществленный. А после объединения двух хозяйств – Краснозвездовского и Яновичского – стал ненужным вскоре и новый клуб: свой был в Яновичах.

    Автор: Анна МАСЛЯКОВАМінская праўда

Комментарии (0)