25 Апреля, 2024 Четверг

«Уличный балет» добился признания не только публики, но и профессионалов

  • 22 июля 2016 Культура Русский 0

    За свое существование в «Уличном балете» было много составов. Самый яркий тот, который радует зрителей сегодня. Кто видел выступления, тот согласится со мной. Эффектные, достойные аплодисментов и похвал постановки «Бяжы», «Нежность», «Джексон» трогают до глубины души и задевают ее самые тонкие струны. Я не могла не спросить у Виктории, где она черпает вдохновение, как находит таких замечательных танцоров и как привела своего сына в «Уличный балет».

    В новом театральном сезоне, а стартует он осенью, образцовая студия эстрадного танца «Уличный балет» встретит свое двадцатилетие. С момента основания и до настоящего времени бессменным руководителем является Виктория Марченкова (на фото справа). Ее хореографические постановки хорошо известны благодарным зрителям нашего города, Будапешта, Таллинна, Мытищ, Санкт-Петербурга, ну и, конечно же, яркие номера показывали на различных концертных площадках нашей Беларуси.

    Когда образовывалась студия, в городе не было ей подобных. Современный танец, контемпорари, балет – все чаще появляются танцевальные коллективы, пытающиеся совместить эти направления в одном сюжетном представлении. «Уличный балет» – студия, которой удается это сделать на самом высоком уровне. Каждый выход на сцену интригует, впечатляет и дарит эстетическое удовольствие от созерцания техники танцоров.

    – Если бы у меня не было таких ребят, – говорит Виктория Николаевна, – то и не было бы ярких номеров. Меня вдохновляют воспитанники. Когда нет необходимой оснастки танцовщика, тяжело создать что-то выдающееся. А если задумки хореографа совпадают с возможностями танцора, то в процессе взаимного творчества рождаются прекрасные творения. Пользуясь случаем, хочу сказать им большое спасибо за их уникальность и назвать имена: Татьяна Хмельницкая, Арина Степанцова, Анастасия Фираго, Анна Маруненко, Ирина Соловьева, Евгений Анискевич, Антон Марченков.

    Дебют и путь к успеху

    Начиналось все в 1996 году. Тогда жодинка, юная выпускница Гродненского училища искусств Виктория Марченкова, несмотря на диплом народника, решилась создать студию эстрадного танца. Городу не хватало такого направления: больше занимались народными танцами. Новое веяние заинтересовало молодежь. Ребята стали приходить на занятия.

    – В первый состав подобрались хорошие ребята, – вспоминает Виктория. – Движения для танцевальных номеров учили с видеокассет. Ведь эстрады тогда было совсем мало. Но… Наше первое выступление на сцене было хорошим, и директор Дворца культуры БЕЛАЗа Геннадий Анатольевич Смольский предложил работать у них. Вот с 1998 года мы занимаемся здесь.

    На протяжении существования «Уличного балета» число его поклонников растет. В настоящий момент коллектив добился признания не только публики, но и профессионалов. Трудолюбие, желание работать над собой, стремление к покорению танцевальных вершин и, конечно же, талант ребят помогли им в этом. Только посмотрите, чего они добились: лауреаты I степени фестиваля-конкурса детского и юношеского творчества «Майский Чардаш» (Будапешт), дипломанты XV международного конкурса-фестиваля хореографии «Непоседы приглашают друзей» (Таллинн), лауреаты I степени международного фестиваля хореографического искусства «Dance Academy» (Минск), лауреаты I степени международного фестиваля по танцевальному шоу «MEGADANCE». И это неполный список наград.

    Сохранять заложенные традиции

    За свое существование в «Уличном балете» было много составов. Самый яркий тот, который радует зрителей сегодня. Кто видел выступления, тот согласится со мной. Эффектные, достойные аплодисментов и похвал постановки «Бяжы», «Нежность», «Джексон» трогают до глубины души и задевают ее самые тонкие струны. Я не могла не спросить у Виктории, где она черпает вдохновение, как находит таких замечательных танцоров и как привела своего сына в «Уличный балет».

    – Раньше в студию брали детей с 8 лет, – рассказывает Виктория. – В этом сезоне откроем группы 5-6, 7-8, 9-11 лет. Если с малышами занятия будут проходить в игровой форме, то с семилетками будем изучать классику, готовиться к серьезному  продолжению, чтобы не потерять традиции сильных танцоров и колоритных по содержанию номеров.

    – Уверена, желающих заниматься в студии немало, но все же, как и в любом другом коллективе, есть «текучка».

    – Да, к нам приходит большой поток детей и очень многие отсеиваются. Во-первых, занятия очень тяжелые. Во-вторых, современным ребятам немножко непонятно направление, в котором работаем – в жанре современного эстрадного танца делаем обработку народных, бальных танцев, классики, джаз-модерна. А многим нравятся уличные танцы.

    – Как работаете с теми, кто остался?

    – Благодаря опыту работы я поняла, что нужно возвращаться к истокам – классическому танцу. Наш коллектив уникальный, потому что мы работаем сразу в двух направлениях. Это современный танец (контемпорари, модерн – то, что ушло из классики, но все равно таковой считается) и стрит направления (хип-хоп, хаус, локинг, фанк…). Добиваясь синтеза стилей и направлений в эстрадном жанре, мы имеем свободу творчества.

    Те, кто остается, большие трудяги. Сначала они полгода плачут: надо ходить на каждую репетицию, если пропустил раз, значит, что-то потерял, надо много заниматься физически. Танец – это полгода в репетиционном зале и три минуты на сцене.

    Движения, манера двигаться, закладываются в детстве, и чем больше танцуешь, тем больше оттачивается мастерство. Я сейчас в старшую группу пытаюсь добавить младших танцоров. В своих группах они неплохо смотрелись и даже выделялись, а на фоне взрослых они теряются, не хватает выработанных движений. Поняла: набирать детей надо с пятилетнего возраста.

    – Вы строгий педагог?

    – Очень требовательный, строгий, жесткий (не жестокий). Растянуть ребенка в девять лет, когда у него сформировались мышцы, загрубели связки нелегко, и им достаточно больно. Я убеждаю их самих тянуться. Например, одну позу (растяжку в шпагат) нужно держать около четырех минут.

    Ребята стараются, потому что с каждым разом приближаются к какому-то результату. Им не надо говорить, что через пять лет будете выступать на сцене, потому что уже сейчас юные танцоры могут поразить своих сверстников, например, умением делать акробатические трюки.

    – Виктория, расскажите об основных составах «Уличного балета».

    – Основных составов было три. Первопроходцы уже давно взрослые, у них уже есть свои дети.  Те, кто выступает сейчас, очень яркие личности, каждый из них харизматичен. Возможно, потому что все они фанаты танцев. Самой старшей участнице Татьяне – 25 лет. Пришла к нам пятнадцатилетней и уже занимается 10 лет. Она работает, но продолжает танцевать. Остальные ребята начинали малышами с 8-9 лет и выросли на моих глазах.

    – Возрастной предел для танцора?

    – 26-27 лет максимум. Потом организм начинает изнашиваться и сложно выдерживать большие физические нагрузки. Самый золотой возраст – 18-21 год.

    – Я знаю, что в основном составе один из танцоров Ваш сын. Поделитесь, как привели его в коллектив?

    – Силой. Он сначала бальными танцами занимался. Я его к себе приглашала-приглашала, но безрезультатно. А потом была безвыходная ситуация. Наш коллектив был задействован в прологе «Белазовского аккорда», и по задумке мне нужен был мальчик. Я уговорила сына помочь станцевать один танец. Так Антон до сих пор мне это на каждой репетиции вспоминает: «Я только один танец пришел танцевать!» И вот уже пять лет танцует.

    – Чем ребята занимаются в свободное от репетиций время?

    – Учатся. Все поступили в ВУЗы и все равно три раза в неделю приезжают на занятия.

    – Это ж представьте, как они вас любят?

    – Не только меня. Им нравится то, что они делают. Знаете, если начинаешь танцевать серьезно, получаешь удовольствие от эмоций, которые дает зритель. Да, танцор выкладывается по полной, а награда – аплодирующая публика. Это такой кайф!

    – И Ваша поддержка, идеи тоже помогают получить удовольствие от проделанной работы. Где черпаете вдохновение для постановок?

    – По-разному. Вот, например, номер «Бяжы» родился благодаря музыке. Мы за очень короткий срок его поставили. Обычно полгода уходит на подготовку, а здесь мы уложились в три месяца и сразу повезли танец на конкурс.

    А вот «Нежность» абсолютно случайно родилась. Мы шли с сыном по лесу, он включил песню «Нежность» в роковой обработке, и я увидела будущий номер. Правда, исполнитель другой – Тамара Гвердцители.

    Иногда какая-то идея заинтересует, захочется об этом людям рассказать.

    В приближающемся сезоне мы будем представлять публике новый танец о нашей эстраде. Замысел родился после просмотра «Евровидения». Конкурс зацепил до глубины души. На мой взгляд, все было некрасиво, несправедливо, и отсюда возник номер.

    – Раскроете секрет, как называется новая постановка, готовите ли костюмы?

    – Пусть будет интрига.

    Вообще, костюмы готовятся к каждому номеру. Без них номер не складывается, как-никак одежда накладывает большое эмоциональное восприятие. Публике должен быть понятен наш посыл. Я как режиссер-постановщик сразу складываю образ (в чем и как мы должны танцевать). Затем уже обсуждаем детали: удобно это или нет.

    – В танце важны не только пластичные и красивые движения, но и эмоции. Здесь необходимо актерское мастерство. Какие чувства сложнее всего сыграть?

    – Почему-то любовь.

    – Пусть, конечно, ребята радуют нас своими выступлениями, но все же есть ли им достойная смена?

    – Наши начинающие ребята тоже молодцы и в  их программе есть хорошие номера. В прошлом году мы ездили на дебютный для них конкурс, заняли второе место. Я рассчитываю, что хотя бы 10 человек пойдут дальше и будут совершенствоваться.

    – Виктория, спасибо за беседу. Желаю «Уличному балету» творческих успехов.

    Автор: Александра ШТАКЖодзінскія навіны
    Теги: 

Комментарии (0)