25 Апреля, 2024 Четверг

Красота расписная

  • 31 августа 2016 Культура Русский 0

    Где в Минске просят не рисовать монстров и зачем раскрашивать трансформаторные будки? Художница Мария Рудаковская про искусство, которое меняет город

    Кто: Мария Рудаковская, 26 лет. Родилась и живет в Минске. Окончила Минский государственный колледж искусств и Белорусский национальный технический университет по специальности «Архитектурный дизайн». Член Белорусского союза дизайнеров с 2015 года.

    Что: создание граффити в Осмоловке вместе с жителями района. Расписывает трансформаторную будку во дворе дома № 16 на улице Богдановича.

    Зачем: передать атмосферу района и напомнить о важности его сохранения.

    Квартал между улицами Куйбышева, Коммунистической, Киселева и Богдановича, хоть и находится в центре столицы, но живет особой, нестоличной жизнью. Во дворах Осмоловки растут плодовые деревья, сушится белье, у кормушек птиц караулят коты. Архитектора Михаила Осмоловского в свое время укоряли за то, что он построил эту деревню в городе. Атмосфера района вдохновила художницу Марию Рудаковскую на эксперимент — нарисовать Осмоловку на трансформаторной будке в соавторстве с местными жителями.

    Роспись делается в рамках интернет-проекта «Город». Его участники — жители Беларуси, у которых есть идеи по улучшению своих городов: площадка для паркура в Гомеле, танцевальный центр в Барановичах, центр моды в Бобруйске, велогараж в Мозыре и другие. Мария со своей идеей вы­шла в полуфинал конкурса.

    Встречаемся с художницей во дворе на улице Богдановича, где она продолжает работу над рисунком.

    — Я отталкивалась не от желания сделать город лучше или красивее. Просто хотелось создать что-то самой, передать атмосферу этого района на рисунке, — говорит Мария. — Организаторы помогли мне согласовать работу с городскими властями. С эскизом и заявлением пошла в администрацию Центрального района, получила там разрешение и изобразила городской оазис, который важно сохранить.

    — Почему выбрали именно Осмоловку?

    — Мне здесь очень нравится. Живое место. Изначально хотела сделать рисунки в нескольких районах. Показать городские контрасты — Каменную Горку, где даже местные путаются среди одинаковых домов, и домашнюю Осмоловку. Но решила, что для начала лучше остановиться на одном, потом уже двигаться дальше. Выбрала это место — интересный район, крепкое сообщество жителей.

    — Обсуждали с ними свою идею?

    — Предварительно встречалась. Их было немного, но они одобрительно отнеслись к предложению сделать граффити. Мы начали работать вместе еще в мае. В первый день пришло много людей не только из этого района. Сейчас приезжаю завершать рисунок сама, когда есть время, но меня постоянно поддерживают. Например, подошел незнакомый мужчина, посмотрел на дырки в стене и привез шпаклевки. В подвале у одного из жильцов сейчас хранятся все материалы. Периодически он помогает мне их выносить. Познакомилась далеко не со всеми — каждый раз встречаю здесь новых людей.

    — Как реагируют?

    — В основном положительно. Реакция людей всегда разная, когда на улице рисуешь. Надо прислушиваться к себе. Ты все равно не будешь доволен, пока сам не почувствуешь, что у тебя получается. Когда в прошлом году рисовали мартовских котов в районе площади Победы, в окно выглянула старушка, предложила шоколадку и попросила: «Только монстров не рисуйте!» В Осмоловке какая-то бабушка подошла и стала обдирать куст, который, по ее мнению, закрывает рисунок. Слушать, что другие люди видят в твоем рисунке, взаимодействовать с прохожими интересно. У себя дома я ведь тоже рисую, и мне нравится, но улица дает совсем другие эмоции. Их не описать словами. Просто ощущаешь, что есть маленькая ты, а вокруг большой город. Рисуешь не для одного-двух человек, а для широкой пуб­ли­ки, поэтому и ответственности больше.

    — Но под рисунками на улице стоит не конкретное имя, а просто TAKTAK.

    — Это название нашей арт-студии, у которой есть разные направления, но главное, чем хочется заниматься, — роспись фасадов и интерьеров. В прошлом году я оставила работу архитектора. У меня было накоплено много материала. Но что с ним делать дальше? Поняла, что одна не справлюсь. Тогда уже знала Алеся Благия, который занимался граффити и росписью, работал дизайнером упаковки в крупной компании. Вместе с нашим знакомым художником Женей Cowek’ом мы придумали «TAKTAK». Наш первый совместный проект — «Мартовские коты» (граффити с котами на улице Первомайской, Захарова, Плеханова, Фрунзе, Козлова, проспекте Независимости). Потом «Ахова птушак Бацькаўшчыны» выбрала птицу 2015 года — ушастую сову — и попросила нас нарисовать ее на фасаде Минского городского комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды. В этом году выбирали птицу Воложинского района — мы рисовали зимородка в Воложине и Ивенце. Птички Алеся и Жени есть и на набережной Свислочи. Правда, сейчас мы уже вдвоем с Алесем работаем.

    — В чем помогло объединение усилий?

    — Попытка объединения в студию была сделана не столько для популяризации собственного творчества, сколько для того, чтобы понять, как им можно зарабатывать. Хочется заниматься своим делом все время, а не только в свободную минуту. Конечно, чаще заказывают мелкие проекты. Зимой все в спячке, поэтому параллельно мы рисуем иллюстрации, рекламные баннеры и занимаемся другими делами. Весной нам начинают обрывать телефоны и хотеть всего и сразу. Сейчас собираемся сделать продолжение «Мартовских котов». На улице Захарова одного недавно закрасили, хотим нарисовать несколько новых.

    — В Минске проходит много стрит-арт фестивалей. Удивительно, что не участвуете.

    — Мне нравится то, что появилось за последнее время в рамках фестивалей Urban Myths и Vulica Brazil. Есть много стоящих работ на улице Октябрьской, Рабкоровской. Интересно, что художники все очень разные, каждый работает в собственном стиле, представляет свою культуру. Очень люблю желтого человечка бразильцев OSGEMEOS на улице Энгельса. Он интересный и хорошо смотрится из разных точек. В прошлом году тоже пыталась поучаствовать в Vulica Brazil, сделала эскиз, но потом роспись «моего» здания отложили. Может, еще не время. Я тогда на очень большой фасад замахнулась, хотя опыта еще маловато. Впервые баллончик в руки взяла пару лет назад на архитектурном фестивале. Не очень понравилось, захотелось разобраться. Попросила Алеся брать меня с собой, если надо будет что-то порисовать. Так мы оказались на стрит-арт фестивале Must Act — Must Art в Барановичах. Мне сразу дали пятиэтажку! Потом съездили в Рогачев и Гродно. Теперь у нас есть студия «ТАКТАК» и возможность продолжать любимое дело.

    Осмоловка — первый спальный элитный микрорайон Минска, построенный в 1940-е годы. Тут 40 домов по восемь квартир — все одинаковые, типовая застройка. Часть квартала от улицы Богдановича до Чичерина называли военным городком:

    здесь первыми получали квартиры офицеры штаба Белорусского военного округа, герои войны. В домах от Чичерина до Куйбышева жилье давали культурным деятелям, профессуре, работникам министерств, позже — артистам театра оперы и балета, расположенного неподалеку. В названии микрорайона — отсылка к имени архитектора Михаила Осмоловского.

    Автор: Вероника МОЛОКОВАМинский курьер
    Теги: 

Комментарии (0)