25 Апреля, 2024 Четверг

Вооружена и прекрасна

  • 22 сентября 2016 Культура Русский 0

    Этот взгляд принадлежит уникальному творению, рост которого почти в три раза превышает человеческий. Встречи с ним около года ждало более 60 тыс. белорусов – жителей одного небольшого города. Таинственную фигуру смогли увидеть лишь единицы. Как без малого 6-тонному уникуму удается оставаться незамеченным и кому посчастливилось три дня подряд смотреть в эти глаза?

    Княгиня Анастасия Слуцкая руководила обороной города во время нападения войска татар в 1505 году. Потому ее часто сравнивают с Жанной д’Арк. Анастасия Ивановна Олелькович (1473−1524/26) была бабушкой другой известной слутчанки – святой праведной Софии Слуцкой.

    000027 326E4C15A342D53943257F2300290D5E 776976

    Глаза

    Особое внимание члены принимавшей скульптуру комиссии уделили глазам княгини. Сергею Оганову пришлось изменять их, когда фигура была выполнена еще в глине. Происходило это в присутствии всех шести скульпторов – членов комиссии и при их помощи. Именитые мастера забирались на высоту более 3,5 м на леса, чтобы максимально точно объяснить Сергею Оганову, как добиться большей выразительности глаз княгини. На это ушло около трех часов.

    Сочетание бронзы и гранита

    Сочетание бронзы и гранита в одной скульптуре уникально для нашей страны. Анастасия Слуцкая – первый и пока единственный памятник, выполненный в Беларуси в подобной технике.

    Ткань

    До дня официального открытия памятник Анастасии Слуцкой простоит обернутый тканью.

    pamyatnik-anastasii08

    Этот чехол необходим для того, чтобы воск, которым обработаны и бронза, и гранит, впитался и уплотнился. Вообще, воск – это классическая тонировка, ее делали столетия назад.

    Юбка

    Изначально блок красного гранита для юбки Анастасии Слуцкой весил 10 тонн. Придавая нужную форму при обработке камня, срезали половину материала. Так вес каменной юбки уменьшился до 5 тонн. Гранит для нее доставили из Украины, поскольку в Беларуси месторождения этого камня красного цвета не существует.

    Постамент

    Высота 6-тонного постамента – 0,7 м. Белорусская Жанна Д’Арк возвышается над ним на 3,7 м.

    Лицо

    Автору монумента Сергею Оганову пришлось изменить скульптуру лица Анастасии Слуцкой. В изначальном его эскизе черты были менее округлые и более мужественные. Комиссия, созданная в Министерстве культуры, порекомендовала автору смягчить их, чтобы женственное лицо княгини контрастировало с грубыми латами.

    anast slutskaya 27

    Княгиня Анастасия не похожа лицом ни на одну из реально существовавших белорусских аристократок. Ее образ – собирательный. Автору скульптуры пришлось изучить портреты женщин родов Олельковичей и Радзивиллов, а также литературу по истории Слуцка.

    Латы

    Бронзовые латы Анастасии Слуцкой весят 600 кг.

    anast slutskaya 20

    Меч

    Может показаться, что размер 2-метрового меча не пропорционален фигуре Анастасии. Но это не так. Иллюзия несоответствия размеров оружия и его обладательницы возникает потому, что похожий на крест 80-килограммовый меч в руках княгини – мужской. Во времена Анастасии Слуцкой таким полутораручным мечом пользовались исключительно воины – женщинам принимать участие в боях было не положено.

    Оно того стоит

    Какой ценой далась уникальность скульптуры княгини Анастасии Слуцкой ее автору, Сергею Оганову?

    oganov-anastasiya

    Ждущий дня официального открытия памятник заступнице Слуцкой земли для нашей страны исключительный в техническом исполнении. До Сергея Оганова никто из мастеров не решался соединить металл и камень в одной скульптуре.

    – Я предлагал комиссии конкурса на лучший эскиз памятника Анастасии Слуцкой два варианта скульптуры княгини: целиком бронзовую и с гранитной «юбкой». Выбрали второй, – рассказывает автор. – Для меня это был вызов самому себе. Работа над скульптурой оказалась очень сложной. Весной я лепил из глины памятник Анастасии Слуцкой в реальном размере – 3,7 метра. Тогда думал, что очень уставал. Но когда летом началась работа с бронзой и камнем, я понял, что до этого была не более чем разминка. Очень непросто, как оказалось, совместить линии двух разных материалов. Полторы недели ушло на подгонку камня и бронзы. И все это время по 50 раз моей команде из трех скульпторов в день приходилось снимать-надевать нижний бронзовый ярус лат Анастасии Слуцкой на гранитную «юбку», лежащую на боку в мастерской. Огромный кусок бронзы мы постоянно прикладывали к камню и подрезали, прикладывали и подрезали снова. Весит этот кусок бронзы около 80 кг! В конце работы по подгонке бронзовой и гранитной части скульптуры пришлось взять в аренду подъемный кран, чтобы уже на вертикально стоящую «юбку» примерять латы.

    – С полностью бронзовой скульп­турой работать было бы проще?

    – Безусловно! И проще, и быстрее. Бронза – металл достаточно пластичный. Если где-то ошиблись, можно исправить: постучать кувалдой, подогнуть, подтянуть домкратом, зачеканить, обработать швы. В моей же ситуации все оказалось гораздо сложнее – нельзя ошибиться и на миллиметр. Я благодарен каменотесу Владимиру Шпакову. Если бы не он, то ничего бы не получилось.

    – Сколько времени ушло на изготовление памятника?

    – В декабре прошлого года узнал, что победил на конкурсе, и практически сразу начал делать эскиз-модель в пропорции 1:5. Работал с конца декабря до конца февраля. Потом была встреча с монументальным советом – его члены приняли эскиз-модель на рассмотрение. Скульпторы предложили сделать некоторые доработки: например, смягчить черты лица Анастасии. В оригинале они были более резкие. Представители монументального совета рекомендовали сыграть на контрасте: округлые женственные черты лица и – грубые латы. Я согласился, что так будет выразительнее. Смягчил.

    Затем пришла очередь вылепить рабочую модель княжны из глины в масштабе 1:1. С апреля до середины июня мы с коллегами-скульпторами этим и занимались. Получилось хорошо. Монументальный совет, который принимал полноразмерную модель из глины, рекомендовал только доработать глаза. Были вопросы в симметричности. Ведь как лепились у этой скульптуры глаза? Работа шла на лесах, на высоте около 3,5 метра. Спустился, отошел в сторону, посмотрел: ага, там-то нужно немного подкорректировать то-то. Снова залез на леса, исправил, что хотел. Слез, отошел, посмотрел: ага, нужно там-то поправить… И так бесконечно! На лепку глаз ушло три дня. А когда пришли скульпторы из монументального совета принимать работу, они сами залезали на леса. Смотрели, показывали, как и что лучше изменить, чтобы глаза Анастасии стали выразительнее. Итог мне нравится.

    Полностью работу над скульптурой мы закончили только к концу лета. Выходит, 9 месяцев посвятили ей. 

    Автор: Елена КрыловаМінская праўда
    Теги: 

Комментарии (0)