09 Мая, 2024 Четверг

В Национальном художественном музее открылась выставка русского искусства XIX - ХХ вв

  • 06 октября 2016 Культура Русский 0

    Последние месяцы выставочная деятельность цветет в Национальном художественном музее пышным цветом. Едва успели торжественно отгреметь фанфары по случаю вернувшихся из музея Ватикана в родные залы икон, а произведения искусства буддизма из коллекции Эрмитажа занять в НХМ свое достойное место, как в его стенах появились новые гости. Айвазовский, Серов, Васнецов, Репин, Саврасов, Маковский, Перов, Куинджи — минские «гастроли» этих и других не менее именитых певцов русской жизни стали возможны благодаря московскому коллекционеру Александру Володчинскому. Вчера обладатель одного из лучших собраний русской живописи конца XIX — начала XX века представил в главной художественной сокровищнице страны своих «любимых детей» — так Володчинский называет полотна, собранные им за последние два десятка лет. Грандиозную выставку и знатоки, и неофиты могут оценить в ближайшие три месяца. В НХМ подлинники пробудут до февраля следующего года.

    В прошлом году творения из запасов Володчинского принимал московский Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина. Публика оценила — даже спустя несколько месяцев посетителей было едва ли не столько же, сколько и в день вернисажа. В Минске, уверен заведующий отделом русского и зарубежного искусства НХМ Алексей Хоряк, коллекцию ждет неменьший успех:

    — Скажу так: это один из самых ярких музейных проектов последнего времени. По сути, сейчас в пяти наших залах размещена своя маленькая Третьяковская галерея.

    Одним из первых шедевры патриархов и классиков русского художественного мира оценил министр культуры Борис Светлов. Чуть дольше задержался в одном из залов — там, где разместили наследие мировых знаменитостей, чья судьба связана с Беларусью. Хаим Сутин и Михаил Кикоин, Осип Цадкин и Полина Хентова — художники Парижской школы, известные и на Западе, и на Востоке, спустя годы вновь вернулись на родину. Борис Владимирович признается:

    — Чувствуется, что коллекция собрана с любовью. В залах очень тонко воссоздана та камерная, теплая и в то же время праздничная атмосфера, которая просто не может не сопровождать столь значимое событие в художественных кругах страны. Эта коллекция — одна из лучших за последние годы. Она достойна музея такого уровня, как НХМ, а музей достоин такой коллекции.

    Не менее внимательно работы наших соотечественников рассматривает российский искусствовед Владимир Петров — авторитетнейший эксперт Третьяковки, ценитель и исследователь творчества Валентина Серова. О белорусской составляющей коллекции говорит с уважением:

    — Творчество этих авторов уникально и очень высоко ценится в мировом художественном сообществе. Рад, что в свое время был причастен к созданию этой коллекции, она формировалась буквально на моих глазах. Сегодня, кстати, обратил внимание на работу, которую до этого не видел, — это одна из картин Владимира Маковского. Братьям Маковским на выставке посвящен целый зал — определенно их полотна стоит увидеть не раз и, возможно, даже не два.

    Маковские — особая любовь Александра Володчинского. Коллекционер (с белорусскими, кстати, корнями) с трепетом и волнением делится со всеми соотечественниками: в зале выставлено более 30 работ братьев Владимира и Константина Маковских. Хрестоматийный «Деспот семьи», к слову, тоже здесь.

    Сегодня собрание Александра Володчинского насчитывает больше трех сотен произведений. Коллекционер признается, что не ограничивает себя жесткими рамками, приобретает то, к чему лежит душа и чем болеет сердце:

    — Возможно, кому–то мое собрание покажется слишком эклектичным и разношерстным — тут и передвижники, и Парижская школа, и импрессионисты... Моя классификация проста: нравится работа — покупаю, нет — предоставляю этот шанс другим. Если произведение запало в душу, буду биться за него до конца. Самое страшное для меня — это когда полюбившаяся картина уходит в другие руки. Тогда знаю: бессонная ночь мне точно обеспечена.

    Российский актер Леонид Каневский, специально приехавший на вернисаж поддержать давнего друга, откровенничает:

    — Мы дружим уже больше сорока лет, и я все это время не перестаю восхищаться его энергией и деятельностью. При этом Александр Наумович — не из тех людей, которые прячут свои сокровища за семью замками, наслаждаясь искусством в одиночестве. Выставлять личную коллекцию — дело важное и благородное. Тем более в родном для него Минске. Признаюсь честно: это я стал инициатором его переезда в Москву. В те годы он был одним из самых главных зрителей в нашем театре на Малой Бронной, ходил на все спектакли, живо интересовался театральным и художественным искусством. Моя дочь воспитывалась на альбомах из его коллекции — у него ведь шикарнейшая библиотека.

    — Сколько себя помню, все время что–то коллекционировал, — вместе с другом пускается в воспоминания и сам Александр Наумович. — Большую библиотеку собрал еще в Минске. В основном там были книги и альбомы по искусству, хотя достать их в те годы было непросто. Чтобы заполучить нужный экземпляр, ездил за город на импровизированные нелегальные рынки.

    В Минск Володчинский приехал не с пустыми руками. Пейзаж выдающегося белорусского художника Витольда Бялыницкого–Бирули — подарок родине и нашему музею.

    — Надеюсь, картина займет достойное место в коллекции НХМ. Это мое признание в любви своей родине, месту, где жили предки и где родился я. Нынешнюю выставку хочу посвятить своим родителям и своей семье — самому дорогому, что есть в моей жизни. Если коллекция понравится минским зрителям, это будет для меня самым большим счастьем.

    Автор: Юлиана ЛЕОНОВИЧСБ. Беларусь сегодня

Комментарии (0)