19 Апреля, 2024 Пятница

В Большом театре готовятся к первой балетной премьере сезона

  • 24 ноября 2016 Культура Русский 0

    Хорошая новость для поклонников балетного искусства: Национальный академический Большой театр оперы и балета готовится к первой танцевальной премьере сезона. Спектакль «Сонеты» на музыку английских композиторов Питера Уорлока и Ральфа Воана-Уильямса отправит нас в эпоху Шекспира. Ждать недолго: 1 декабря публика заполнит зал и увидит все своими глазами, а в преддверии этого события корреспонденты «СБ» заглянули за кулисы Большого.

    Репетиция в разгаре: хореограф–постановщик Александра Тихомирова нещадно гоняет труппу — полторы недели до премьеры, хореографический текст у танцоров должен от зубов (или, скорее, от рук и ног) отскакивать.

    — А как иначе? — удивляется балетмейстер. — Расслабляться нельзя! Если текст не доведен до автоматизма, танцовщику нечего будет транслировать как актеру. А мы все–таки артисты! Речь идет не только о качестве пируэтов, а об образах. А для этого нужна свобода техническая. Нужно владеть хореографическим текстом, чтобы выстраивать диалог со зрителем и выполнять актерские задачи.

    «Сонеты» — детище Александры Тихомировой, она автор не только хореографии, но и сценографии и либретто новой постановки:

    — Музыка попала ко мне очень давно, в 1999 году, идея долго зрела. В данном случае мы немного поразмышляли о судьбе поэта. Сонетом № 25 в переводе Самуила Маршака балет начинается и сонетом № 27 заканчивается. Эпиграфом к спектаклю служат строчки Анны Ахматовой: «Когда б вы знали, из какого сора/ Растут стихи, не ведая стыда». Это попытка прикоснуться к эпохе королевы Елизаветы, к автору. Мы не занимаемся — я подчеркиваю! — исследовательским трудом, не отвечаем на вопросы, которые волнуют историков и литературоведов. Мы просто пытаемся прожить историю поэта, да и любой личности, которая имеет смелость что–то творить и отдавать на суд людской частицу самого себя.

    Поэт в постановке — не абстрактный персонаж, это образ самого Уильяма Шекспира. Лирический герой, как говорят филологи. Никаких биографических деталей вы не обнаружите: все же перед нами балет, а не документальный фильм. Тем более что таинство творчества — дело внутреннее, находящееся всегда за гранью стороннего восприятия. Так что мы видим взмахивающего пером Поэта, которого окружают музы, Белый Ангел и Черный Ангел, символизирующие два начала в человеке, Любовь в платье цвета вина и Мечта — девушка в голубом, с лицом, закрытым вуалью. Сюжета как такового нет, и в этом большое новшество для белорусской сцены. Бессюжетные балеты для нас не характерны, «Сонеты» — едва ли не первая постановка в подобном ключе.

    — Это в каком–то смысле победа, — считает хореограф. — Театр должен иногда идти на эксперименты. Мне трудно спрогнозировать реакцию публики, и, конечно, хочется, чтобы мы были понятны. Но зрительское восприятие все же тренируется, и театр перед собой должен ставить в том числе и просветительскую задачу. А вдруг кто–то и прочитает сонеты Шекспира — и тогда в его восприятии все «сойдется»?

    Бессюжетные балетные спектакли, конечно же, должны присутствовать в репертуаре сегодняшнего театра. Допустим, известный балет «Шопениана», поставленный впервые еще в 1907 году: в этой танцевальной сюите также нет сюжета, но она считается классикой ХХ века, мы к этому привыкли и принимаем как должное. «Сонеты» представляют собой эксперимент молодого хореографа, сплав классического канона с современной хореографией.

    — Танцевальная форма отталкивается от музыкальной, а мы имеем дело с сюитой, — объясняет Александра Тихомирова. — Это цепь тематически не связанных между собой номеров, объединенных общей смысловой линией. У Уорлока каждый номер имеет свое название — по названию танца шекспировской эпохи, потому что темы композитор взял из учебника по танцам XVI века, переработав их в духе ХХ века. И действие балета развивается по тем же законам, что и сюита «Каприоль» Питера Уорлока.

    Среди артистов, занятых в постановке, и опытные, маститые танцовщики, и молодые таланты. Разные составы хороши тем, что каждый раз спектакль будет иметь новое сценическое звучание.

    — Только на роль Поэта 6 артистов, и каждый по–своему очень интересен, — считает Александра Тихомирова. — Это и Константин Героник, и Олег Еромкин, Игорь Оношко, Егор Азаркевич, Иван Савенков, Артем Баньковский. И на каждую женскую роль много составов — есть и молодежные, и состоящие из именитых балерин, таких как Ирина Еромкина, Анна Фокина, Ольга Гайко, Людмила Хитрова.

    Дирижер–постановщик «Сонетов» — Иван Костяхин. В костюмах, идею которых предложила Тихомирова, а воплотила концепцию в жизнь художник Екатерина Булгакова, есть современность и есть дыхание эпохи Возрождения. Сценографические решения — вместо традиционных живописных задников, к которым привык зритель, нам также обещают концептуальные. В целом после репетиции осталось приятное впечатление и чувство жгучего интереса: работа кипит, премьера не за горами, и уже пора, пора проветривать вечерние наряды и готовить бинокли — нам будет на что посмотреть.

    Автор: Ирина ОВСЕПЬЯНСБ. Беларусь сегодня
    Теги: 

Комментарии (0)