25 Апреля, 2024 Четверг

Мы вместе летим к звездам. Максиму Богдановичу — 125

  • 09 декабря 2016 Культура Русский 0

    В воспоминаниях Змитрока Бядули о Максиме Богдановиче меня почему–то более всего тронул такой эпизод. Друзья замечают, что Богданович, смертельно больной туберкулезом, постоянно температурящий, не кладет себе в чай сахар. И отчаянно сопротивляется, когда ему предлагают что–то сладкое. Почему? Не любит?

    «Як я магу дазволiць сабе такую роскаш i ўжываць цукар, — гаварыў ён, — калi ў гэты самы час нашыя ўцекачы хлеба не маюць...»

    Время действительно было страшное. Первая мировая война, беженцы... Но не ребячество ли — лишать себя кусочка сахара из собственного пайка, словно это что–то изменит? Именно в таком смысле обратилась к Максиму красавица Людвика Сивицкая, известная нам как Зоська Верас. Поэт ответил: «Бачыце, вельмi перажываю тое, што я бяссiльны памагчы тым, хто цяпер, пасля вайны, церпiць голад, асаблiва шкадую дзяцей... Калi я сабе адмаўляю таго, што люблю (бо, прызнацца, люблю салодкую гарбату), мне здаецца, што я раблю нейкую ахвяру, i гэта мяне крыху пацяшае...»

    А в ответ на скепсис спустя какое–то время принес в Комитет помощи жертвам войны полпуда сахара в наволочке! И был счастлив. Что вот, оказался полезен.

    В нынешнем гедонистическом мире кому–то, возможно, такая жертва покажется смешной. Отвыкли у нас от неприметной доброты. Если жертвовать, так чтобы весь Фейсбук загудел. А тут — кусочек сахара отложить ради гипотетического голодного ребенка... Но именно в таких поступках и проявляется величие человека.

    А еще почему–то запомнилось... Когда Максим жил в одном доме с семьей Змитрока Бядули, все соседи боялись заразиться: все же открытая форма туберкулеза. Каждый день комнату Максима проветривали и кропили хвойной водой. А вот одеколон для этого не употребляли: не переносил его Максим. Почему? Потому что когда умер его старший брат Вадим, одеколоном брызгали, чтобы перебить запах смерти.

    А Вадим был Максиму очень близок. К тому же считался авторитетом для всей революционной молодежи Нижнего Новгорода. Под влиянием брата и Максим захотел в революцию, организовал в классе кружок юных анархистов, благо был 1905–й, время оттепели. Но проводить собрания разрешалось только начиная с шестнадцатилетнего возраста. И несовершеннолетние анархисты выказали протест: взорвали в здании гимназии жестянку. Да так, что в соседних домах повылетали стекла.

    Вину Максима Богдановича не доказали, но пришлось в четвертом классе в наказание второй год отучиться. А Вадим на одном из революционных собраний сильно простудился. Обострилась чахотка, и вскоре юный революционер умер. Хоронить приказали ночью, чтобы не возник митинг.

    Вот такие грани натуры поэта... Но все подчеркивают: интеллигентность и необычная скромность были при нем всегда. Приятель по Ярославской гимназии Диодор Дебольский вспоминал: «Из–за этого он никогда не бывал на вечерах в гимназии. Пойти туда для него было просто невозможно, а на какой–нибудь танцевальный вечер и представить нельзя было, так же как гулять вечером по бульвару...»

    Максим привык смиряться. С тем, что долго не проживет. Что у него не будет детей. Что отец не отпустил в Санкт–Петербургский университет к профессору Шахматову, и приходится учиться на юриста. Что живет далеко от Беларуси, которую любит всем сердцем.

    В 1916 году Минский учительский институт отправили в эвакуацию в Ярославль. К студентам, услышав белорусскую речь, подошел лицеист. Узнав, что гости и правда из Беларуси, обрадовался необычайно. Засыпал вопросами: «Цi прыляцелi ўжо ў нас гракi?», «А дзе сабе гнёзды вiюць буслы?», «Якi на смак бярозавiк?», «Якiя першыя кветкi на Беларусi?»

    Он очень увлекся услышанным от новых знакомых словом «пралеска». Все шептал его. А потом неожиданно спросил:

    — Яна блакiтная?

    — А чаму вам так здаецца?

    — Iнакш быць не можа, бо чыстаму блакiтнаму веснавому небу зямля павiнна нарадзiць адпаведны падарунак.

    А если бы попросили меня представить архетипического белорусского поэта, я прежде всего представила бы Максима Богдановича. Вдохновенного, скромного, смелого, жертвенного, невероятно талантливого, даже в другой стране, не слыша родного языка, остающегося белорусским поэтом. Иначе быть не может.

    Как будем отмечать

    9 декабря

    Время: 10.00 — 17.00

    Где: памятник М.Богдановичу, Минск, пл. Парижской Коммуны, 1

    Что: литературная акция «Расцём разам з Максiмам»

    Время: 11.30 — 13.00

    Где: Минск, ул. Калиновского, 121, минский Храм–памятник в честь Всех Святых

    Что: торжественная церемония «Возвращение» по закладке в крипте Храма–памятника в честь Всех Святых капсулы с землей с могилы поэта 

    Время: 16.00 — 17.30

    Где: филиал Государственного музея истории белорусской литературы «Литературный музей М.Богдановича», ул. М.Богдановича, 7а

    Что: торжественное открытие новой экспозиции в Литературном музее Максима Богдановича

    Время: 17.30 — 18.00

    Где: памятник М.Богдановичу, пл. Парижской Коммуны, 1

    Что: памятный митинг «Пакланiся Максiму»

    Время: 17.40

    Где: телеканал «Беларусь 3»

    Что: музыкальный фильм по стихам М.Богдановича «Сны Максима»

    Время: 18.00

    Где: арт–пространство Республиканского театра белорусской драматургии, ул. Кропоткина, 44

    Что: встреча с поэтессой, переводчицей и художником Ниной Дебольской, племянницей близкого друга Максима Богдановича, и презентация книги стихов Максима Богдановича в ее переводе на французский язык

    Время: 19.00

    Где: Республиканский театр белорусской драматургии, ул. Кропоткина, 44

    Что: спектакль «Дневник поэта» по пьесе Сергея Ковалева в постановке Виталия Барковского

    Время: 19.00

    Где: Белорусская государственная филармония, Малый зал им. Г.Ширмы, Минск, пр–т Независимости, 50

    Что: музыкально–поэтический моноспектакль Белорусского поэтического театра одного актера «Знiч» «У краiне светлай, дзе я ўмiраю»

    Время: 20.00

    Где: телеканал «Беларусь 3»

    Что: премьера документального фильма «Эпоха Багдановiча»

    10 декабря

    Время: 10.15

    Где: телеканал «Беларусь 3»

    Что: телевикторина «Размаўляем па–беларуску», посвященная 125–летию со дня рождения М.Богдановича.

    Время: 19.00

    Где: Белорусская государственная филармония, Малый зал им. Г.Ширмы, Минск, пр–т Независимости, 50

    Что: мюзикл–притча «Апокрыф» композитора Ларисы Симакович в исполнении Национального академического народного оркестра Республики Беларусь им. И.Жиновича

    Что можно сделать для популяризации личности и творчества Максима Богдановича в Беларуси и мире?

    Марина Запартыка, директор Литературного музея Максима Богдановича: Самая значная падзея — адкрываецца новая экспазiцыя музея. На гэты раз яна будзе i мультымедыйнай. Наведвальнiкi змогуць пагартаць на манiторы зборнiк паэта, вывучыць яго генеалагiчнае дрэва. Да юбiлею падводзiм вынiкi фотаконкурсу «Мой Максiм Багдановiч». Атрымалi больш за 400 работ. Удзельнiчалi людзi ўсiх узростаў, былi i калаж, i фоташоп... Багдановiча ўяўляюць усе вельмi па–рознаму, часам як свайго сучаснiка.

    Виктор Лупасин, поэт, лидер группы «Зеленахвостыя»: Я чамусь адразу падумаў пра касплей. Хай удзельнiкi «закосяць» пад Багдановiча: вусы, фуражка... Ну i яшчэ ўспомнiў пра свайго сябра, якi хацеў на 125–годдзе напiсаць 125 песень на Багдановiчавы вершы (напiсаў нешта каля 118). Яшчэ можна «замуцiць» гульню «Знайдзi цытату з Багдановiча» — напрыклад, схаваць у газеце ў розных артыкулах 5 цытат. Або намаляваць карцiнку, дзе iх 20 — 40, i знайсцi трэба ўсе.

    Михась Барановский, музыкант, бард: Прапанаваў бы зняць серыял... Накшталт расiйскага пра Сяргея Ясенiна. Альбо проста добры бiяграфiчны фiльм.

    Микола Трус, кандидат филологических наук, доцент, исследователь жизни и творчества М.Богдановича: Проводится международная акция «Читаем Богдановича вместе!». Суть ее — в переводе верлибра «Я хацеў бы спаткацца з Вамi на вулiцы...» на языки народов мира. Медийной площадкой акции стал портал «Созвучие. Литература и публицистика стран Содружества» Издательского дома «Звязда», где размещаются не только тексты, но и видеозаписи чтения переводов. На белорусский призыв откликнулись многие. Отрадно, что среди принявших участие народные поэты Республики Марий Эл и Республики Калмыкия — Геннадий Ояр (Сабанцев) и Эрдни Эльдышев; послы Словакии и Литвы — Любомир Регак и Эвалдас Игнатавичюс, ранее представлявшие свои страны в Беларуси. Получили свыше 100 художественных интерпретаций стихотворения Богдановича. Многие русские переводчики по своей инициативе усложняют задачу: пишут по мотивам предложенного оригинала или создают стихи–послания — к поэту, братьям–белорусам, землянам.

    Вячеслав Петько, композитор: Чего бы хотелось? Чтобы для каждого гражданина Беларуси Богданович и его творчество были бы по–настоящему частью национального самосознания. Было бы интересно увидеть по ТВ качественные ролики, где известные персоны — не только актеры, поэты и музыканты, но и, скажем, врачи, спортсмены, политики и т. п. — прочли бы лирику Богдановича. Причем это должны быть герои нашего времени, люди, которые являются авторитетами для многих. Представляете, Домрачева прочла бы что–нибудь или какой–нибудь врач года! Здорово, если бы был организован серьезный международный конкурс на создание музыкальных произведений по Богдановичу. С хорошей организацией, с привлечением зарубежных участников, с солидным призовым фондом. Художественный фильм по биографии Богдановича? Почему нет? Кого–то из массовой аудитории это подтолкнет к тому, чтобы полистать книгу «з друкарнi пана Марцiна Кухты». Но сначала Богданович должен стать для белорусов тем, кем является Пушкин для россиян.

    Леонид Зуборев, писатель: 25 лет назад, когда было столетие со дня рождения Максима Богдановича, я был в Нью–Йорке, в офисе ООН, на торжественном вечере, посвященном этой дате. Выступали тогдашний министр иностранных дел Беларуси Петр Кравченко, «Песняры», поэты, потом был банкет, несмотря на тяжелое экономическое положение. Я опубликовал в газете «Новое русское слово» статью «Цветок родного василька». В этом году я буду вести вечер, посвященный Богдановичу. Надеюсь, что в Беларуси переиздадут мою книгу о нем.

    Павел Войницкий, скульптор: Першае, што трэба зрабiць абавязкова: за кошт скарачэння ў школьнай праграме курса рускай лiтаратуры дадаць лепшыя творы беларускай, у тым лiку творы Максiма Багдановiча. А каб яго ведалi ў свеце... Украiнцы збiраюцца назваць у гонар Казiмiра Малевiча аэрапорт, чаму б не прыўлашчыць iмя Максiма Багдановiча чамусьцi такому ж значнаму — аэрапорту, вакзалу? Калi б я працаваў над помнiкам Багдановiчу, я б зрабiў яго са шкла. Гэта павiнна быць штосьцi iнтэрактыўнае, каб кожны, хто падыдзе, мог дакрануцца да таго, что ў творчасцi Багдановiча яго найбольш узрушвае.

    Автор: Людмила РУБЛЕВСКАЯСБ. Беларусь сегодня

Комментарии (0)