29 Марта, 2024 Пятница

Жили не тужили

  • 16 декабря 2016 Культура Русский 0

    В 2017 году нашему городу — 950 лет. Где был заложен и как строился Минск, как развивался и через какие испытания прошел на протяжении девяти с лишним столетий? Открытия археологов, результаты исторических исследований, люди, оставившие заметный след в его истории, — в проекте «МК».

    Как был устроен наш город в эпоху средневековья, рассказал кандидат исторических наук, заведующий отделом археологии первобытного общества Института истории НАН Беларуси Александр Медведев

    Минское замчище — уникальный для нашего города археологический памятник. В его культурном слое прекрасно сохранились остатки деревянных сооружений. Благодаря этому ученые смогли проследить развитие его застройки от основания до XV века — периода, когда Минск упоминается в письменных источниках лишь изредка.

     — На исследованном археологами в восточной части замчища участке общей площадью около 2 га обнаружено несколько улиц, — говорит Александр Медведев. — Они замощены деревянным настилом. Одна из главных улиц детинца (укрепленной части города за валами) пе­ре­сек­ла его восточную часть с севера на юг и шла к городским воротам. Ее ширина была более 4 м. Вскрытая на протяжении около 40 м, она сохранила 13 бревенчатых настилов. К западу и востоку от нее отходили более узкие улочки.

    Минское замчище делилось на отдельные городские усадьбы. В основном это замкнутые дворы, застроенные жилыми и хозяйственными сооружениями. Одна из вскрытых целиком раскопками усадеб имела 2 жилые избы и 4-5 хозяйственных построек.

    Минчане на протяжении столетий жили в деревянных домах. Это сруб на одно жилое помещение площадью 16-25 м2 (для масштаба — современная блок-комната в многоквартирном доме). В нем проживала целая семья. Пол в жилых домах был деревянный. Вход — с внутренней стороны огороженной усадьбы. Некоторые избы были с крылечными лестницами. Входили в дом через узкие и низкие двери.

    Во всех жилых постройках печи располагались в ближайшем ко входу углу. Их делали на небольшом возвышении — опечке. Обычно квадратный (1,2 на 1,2 м) по форме и высотой ­20-30 см, из глины с мелкими камнями и огороженный дос­ками. Печи конца XI — начала XII веков были практически идентичны во всех домах. Их сбивали из глины на каркасе из прутьев или кольев. В основание стен часто укладывали крупные камни. Очевидно, печи топились по-черному. Археологи не обнаружили отверстий для дымоходов. Вдоль стен были оборудованы палати.

    — Для Минского замчища характерна стабильность планировки, — продолжает Александр Медведев. — Когда мостовые или дома приходили в негодность, их просто переделывали. Поверх старого настила улицы клали новый. Дома разбирали, а на их месте возводили новый. Прямо поверх оставшихся в земле старых венцов. Избы и хозпостройки прак­ти­чес­ки полностью повторяли сложившуюся застройку. Обычно дом обновляли через 20-30 лет. За это время нижние венцы успевали прогнить и уйти в землю. Со­вре­мен­но­му человеку это кажется долгим и утомительным процессом, но для минчанина того времени это было обычным делом. Вся работа занимала не больше месяца.

    Внутридворовое пространство усадеб часто тоже было замощенным. Это позволяло относительно комфортно перемещаться между жильем и хозпостройками. Места для огородов на замчище не хватало. Основное продовольствие поставлялось из-за оборонительных валов. Конечно, в усадьбах держали домашнюю птицу и скот.

    — На замчище жили в основном ремесленники, дружинники, торговцы, а не сельхозработники, — продолжает Александр Михайлович. — Во время раскопок нашли ювелирную мастерскую. Она располагалась в небольшой постройке усадьбы XII века, стоявшей в глубине двора около самого вала. Продукция минских ювелиров шла на продажу жителям замчища, посада, окрестных деревень.

    В ходе археологических раскопок на Минском замчище было открыто около 130 построек. От них сохранились фундаменты, стены на несколько венцов, полы, дверные проемы, двери, крылечные лестницы, детали перекрытий, печи.

    ________________________________

    Перекресток дорог

    Минск с момента своего основания был не просто оборонительной крепостью. Жизнь замчища, как центра княжеской власти, тесно переплеталась с окрестными населенными пунктами

    — Город вырос на пересечении важных торговых путей, — продолжает Александр Медведев. — Поэтому он не был ограничен укрепленным детинцем, под защитой которого постепенно разрастался посад. Вокруг замчища вскоре возникло несколько исторически обжитых поселений. Одно из них — Троицкая гора. Если посмотреть на современную карту, то можно увидеть, что отсюда легко попасть на многие основные магистрали как право-, так и левобережной части города. В XI-XIII веках на Троицкой горе пересекались дороги на Заславль, Логойск и Борисов, которые вели дальше на Полоцк и Смоленск, на Друцк и Рогачев. Неудивительно, что для их обслуживания воз­ник­ло левобережное поселение, тесно связанное с замчищем. Важное место заняла старейшая и, вероятно, единственная переправа через Свислочь. Она действовала приблизительно на месте нынешнего моста на улице Богдановича. Скорее всего, первоначально это был перевоз, а затем добротный мост. Он вел на правобережные торговые пути — дороги на Раков, Городище, Койданово, Слуцк, Пережир. Причем попасть на них можно было, только проехав мимо замчища. А дальше, как и сегодня, свернуть на них можно прямо с улицы Немиги. Поэтому правобережный посад расположился вдоль нее за замчищем. На месте нынешнего Верхнего города также были обжитые места. Там во время раскопок обнаружили городское мыто, где платили налог за перемещаемые товары.

    К сожалению, Троицкая гора и Верхний город находятся на возвышенности. Деревья там практически не сохранились. В отличие от заболоченной прибрежной части у современной Зыбицкой. Поэтому археологи не могут точно сказать, как жили посадские минчане. Скорее всего, это были такие же усадьбы, как и на замчище, только с огородами.

    Интенсивная застройка Татарского предместья началась не ранее XV века. Как раз в то время, когда торговый и деловой центр Минска переместился на территорию Верхнего города. Замчище стало постепенно приходить в упадок. Не только политически, но и экономически.

    Самую раннюю историю Минска сегодня могут рассказать только археологи. И этому есть несколько объяснений. В летописях наш город упоминается всего с десяток раз за несколько столетий. Сведения о нем скупы и противоречивы. Более-менее узнать о Минске, его внешнем виде, можно лишь с XVI века. И чем ближе к современности, тем больше письменных источников: документов, воспоминаний, путевых заметок и прочего. Все поменялось с XIX века, когда появилась фотография. Это настоящий рубеж, позволяющий разделить историю города на визуальную и словесную.

    — Чем дальше в глубь веков, тем меньше работы для историка, — говорит Александр Медведев. — Можно оперировать лишь материальными свидетельствами — археологическими артефактами и данными раскопок. Нельзя сравнивать Менск и со­вре­мен­ный Минск. За 9 веков всё изменилось до неузнаваемости. Не было в XII веке проспекта Независимости и моста через Свислочь на нем. Вместо них были луг и лес. Сплошные леса простирались и с востока города на сотни километров. Менялись очертания усадеб, улиц. Появлялись новые, исчезали старые. Пожары уничтожали целые деревянные кварталы. Восстановить всё было невозможно, да и незачем.

    В 2016 году «Минский курьер» прощается с летописным Минском, городом, известным нам благодаря труду белорусских археологов. Надеемся, что в будущем у них представится возможность еще более детально изучить историческое наследие столицы, найти уникальные раритеты. Узнать много нового о ранней истории Минска и рассказать об этом минчанам.

    Автор: Роман ДМИТРИЕВМинский курьер
    Теги: 

Комментарии (0)