29 Марта, 2024 Пятница

Кладовая солнца

  • 23 декабря 2016 Культура Русский 0

    30 художников из 28 стран и обилие яркого, чистого цвета — грандиозная выставка «От Лиссабона через Минск до Владивостока», открывшаяся в галерее Михаила Савицкого, способна настроить на предвкушение позитивных перемен лучше иных аналитиков и астрологов.

    От идеи воплотить в одном выставочном зале мечту политиков об общеевропейском доме до ее воплощения в Минске прошло меньше года. Творцы, дипломаты и финансисты неожиданно быстро нашли общий язык, хотя количество участников такого амбициозного арт–проекта стало для всех большим сюрпризом. В ночь накануне вернисажа дипломатической почтой доставили картины из Андорры и Монако. Ночью же допечатывались дополнительные листы для выставочного каталога. А в Минск съезжались художники. Из Португалии, Литвы, Бельгии, Германии, Италии, Финляндии и других стран — чтобы лично представить свои работы первым гостям выставки.

    Основная концепция арт–проекта — отсутствие всяческих концепций, без которых сейчас не проходит, пожалуй, ни одна выставка. Куратор Владимир Альшевский настойчиво подчеркивает этот факт, отмечая, что художники сами определили, какие работы передать в минскую галерею. Кто именно представит страну на такой выставке, также решалось не в Минске (к примеру, казахстанского живописца коллеги из Астаны выбирали среди 15 претендентов). Однако многообразие авторских стилей, точек зрения на мир и искусство в пространстве галереи неожиданно выстроилось в нечто очень созвучное и гармоничное.

    — Это событие — яркое свидетельство, что мы можем многое сделать для того, чтобы Европа стала общим и уютным домом, в котором царят мир, покой, красота и уверенность в будущем, — сформулировал суть председатель Национальной комиссии по делам ЮНЕСКО, министр иностранных дел Беларуси Владимир Макей, открывая выставку.

    Как ни странно, здесь это есть — и красота, и покой, и уверенность. Несмотря на жаркий красный на полотнах Зураба Церетели (которые, скорее всего, станут первым впечатлением выставки). И на опасный черный в картинах Ирины Шувалофф из Хельсинки. На ироничные рефлексии Руслана Кутняка от Украины, политическую сатиру Радована Трнавац Мича от Сербии и поп–арт Кристиана Бонавиа от Монако с, казалось бы, далеким от любых катаклизмов обликом принцессы Грейс... Для одних живопись — трибуна, для других — башня из слоновой кости. На выставке «От Лиссабона через Минск до Владивостока» — как в жизни, есть все. Но то ли побеждает солнечная теплота желтого цвета, который в общей палитре явно доминирует, то ли эмоциональные высказывания авторов полотен так доверительны, здесь создается ощущение, что истина где–то рядом. И эта истина обнадеживает.

    Берлинский художник Ульрих Уффрехт показывает свои любимые холсты, отобранные для показа в Минске, и рассказывает о беженцах из Сирии и Афганистана, которых они с женой решили приютить. После чего сообщает, что палитру для своих картин подбирает так, чтобы краски могли привнести что–то позитивное в жизнь людей, пострадавших от проблем. У него удивительные абстракции — теплые и очень точные. Как выясняется, зрительские ощущения улицы, залитой дождем, или уютного света вечерних окон отчетливо совпадают с намерением автора этих работ изобразить именно дождь и окна, вернее, свои эмоции от городских пейзажей, которые на деле могут оказаться ближе и теплее многих других.

    В одном выставочном зале участники этого проекта никогда раньше еще не встречались. Однако некоторые оказались давно знакомы и были рады увидеться снова — уже не в Венеции и на других больших арт–площадках, а в Минске. Поводы для встречи у них наверняка еще будут. В том числе на общих вернисажах. Выставка «От Лиссабона через Минск до Владивостока» продлится почти до конца зимы. И отправится дальше — в Лиссабон и по Европе.

    Автор: Ирина ЗАВАДСКАЯСБ. Беларусь сегодня
    Теги: 

Комментарии (0)