Завершается 2016-й, объявленный в Беларуси Годом культуры. Он был наполнен множеством ярких событий и знаковых юбилеев, среди которых, в частности, 75-летие со дня рождения известнейшего советского музыканта, художественного руководителя ВИА «Песняры» Владимира Мулявина. Когда-то его имя гремело на весь СССР. Композиции «Вологда», «Жураўлі на Палессе ляцяць», «Касіў Ясь канюшыну» и многие другие напевали все – от мала до велика. А знают ли их современные студенты? И вообще, насколько им знакомы имена художников, писателей, режиссеров, музыкантов, оставивших яркий след в сфере культуры?
Чтобы выяснить это, я опросила более 80 человек (от первого до пятого курса) в различных витебских вузах. Конечно, в мой список вошли далеко не все знаменитости, а лишь 10 из них. Подборка, бесспорно, субъективная, но результаты анкетирования получились очень красноречивыми и не слишком утешительными. Предлагаем проанализировать их вместе с нами, а заодно вспомнить некоторые
факты биографии знаменитостей и проверить собственный кругозор.
Владимир Мулявин (1941 — 2003)
В 1968 году основал при Белгосфилармонии ансамбль «Лявоны», который в 1970-м стал «Песнярами». Хотя родился Мулявин в России, он выучил белорусский язык, чтобы работать с народной песней, которую подавал в современной обработке. Благодаря «Песнярам» наши фольклор и классическая поэзия стали известны во всем Советском Союзе.
Уж кого-кого, а Мулявина, тем более в год его юбилея, молодежь вспомнит — так я считала, внося это имя в анкеты для студентов. Все-таки люди получают высшее образование, а значит, обладают широким кругозором. Оказалось, я жестоко ошиблась. Владимир Георгиевич не то что не в фаворе у юного поколения, а четверти опрошенных оказался вообще неизвестен. Ребята не смогли указать страну, где он работал, и время, в которое жил.
Лишь чуть более 50% респондентов написали, что Мулявин имел отношение к музыке. Несколько человек записали его в литераторы или художники, остальные просто проигнорировали данный пункт анкеты. Менее 20 опрошенных вспомнили название ансамбля «Песняры», и только трое, или 3,6%, смогли привести примеры песен. Была также парочка не особенно конкретных ответов: «Создал группу», «Пел народные песни». А один студент приписал Владимиру Мулявину создание ансамбля «Сябры».
Окончательно же добил меня следующий факт: лишь четверть ребят знают о том, что Владимир Георгиевич имеет отношение к культуре Беларуси. Получается, остальные юноши и девушки за свои 17 – 20 лет жизни это имя никогда не слышали? То ли уменьшение часов на гуманитарные дисциплины в школе сказалось, то ли в семьях интересы поменялись кардинальным образом, но результат не радует.
Данные, полученные в ходе опроса, заставили меня заволноваться. А вдруг и я как мама недоработала, не приобщила ребенка к национальной культуре? Может, у дочери тоже катастрофические пробелы в знаниях об отечественном искусстве? Тем более она совсем не гуманитарий. Чтобы проверить, срочно подсунула составленный список своей приехавшей на выходные студентке. Не могу сказать, что она взяла все 100% вопросов, но Владимир Мулявин у нее четко ассоциируется с «Песнярами» и зажигательной мелодией «Касіў Ясь канюшыну». Уф, хоть здесь порядок.
Рафаэль Санти (1483 — 1520)
Итальянский живописец, поэт, график и архитектор. Занимался росписью храмов, создавал картины на религиозные темы, портреты, был главным архитектором строящегося в то время собора Святого Петра. Самым совершенным творением Рафаэля считают «Сикстинскую Мадонну» (1512 — 1513).
Известность Рафаэля в студенческой среде не слишком сильно отличается от мулявинской. Тут тоже четверть опрошенных предпочла поставить прочерки, не пытаясь вспомнить, чем он был знаменит. Правда, около половины студентов правильно написали, где жил Рафаэль Санти, и более 30 человек верно указали временной отрезок. Кроме того, порядка 50% ребят знают, что он был художником, шестеро осведомлены и о его архитектурных талантах.
Что касается конкретики, с ней гению эпохи Возрождения не слишком повезло. Прославленную «Сикстинскую Мадонну», которую обычно сразу же называют образованные люди старшего поколения, вспомнили только 10 студентов. Зато Рафаэлю приписали несколько чужих работ: «Рождение Венеры» (автором является Сандро Боттичелли), скульптуру «Давид» (такие есть у Донателло и Микеланджело) и даже «Девочку с персиками» Валентина Серова.
Франциск Скорина (ок.1490 — ок. 1551)
Восточнославянский первопечатник, родоначальник белорусского книгопечатания. Родился в Полоцке. Издательскую деятельность начал в Праге, где напечатал 23 иллюстрированные Библии в переводе на старобелорусский язык. В начале 1520-х в Вильно основал типографию, где были напечатаны «Малая подорожная книжица» и «Апостол».
Франциск, сын Луки из Полоцка — в молодежной среде самый известный персонаж из составленного мною списка. Хотя и здесь не обошлось без курьезов. Единственный студент из 83, до сих пор вообще не знающий этого имени, написал на листке «Патриарх РБ». Еще один считает, что Скорина книги переписывал. Остальные так или иначе соотносят данную личность с прошлым нашей страны, книгопечатанием и Библией. «Первопечатник», «перевел Библию», «сделал первую печатную машину на территории ВКЛ», — ответов такого рода достаточно много. Кроме того, ребята вспомнили, что этот деятель культуры учился в Кракове, имел отношение к медицине, «писал тексты, сопровождающие религиозные книги» и т. п. Осталось лишь подучить, в какую эпоху жил Франциск Скорина, потому что в точку попали примерно 30% опрошенных. В остальных ответах биографию просветителя «размазало» с Х века по ХIX.
Михаил Клеофас Огинский (1765 — 1833)
Композитор, автор полонеза «Прощание с Родиной», который также называют «Полонез Огинского». Блестящий политик и дипломат, активный участник восстания под руководством Тадеуша Костюшко.
Порадовались тому, что преподаватели истории и литературы надежно вложили детям в головы факты из биографии Франциска Скорины? Пришла пора снова огорчиться. Нынче меньше четверти студентов знакомы со знаменитым музыкальным произведением: 8 человек вспомнили «Полонез Огинского», еще 10 указали его изначальное название «Прощание с Родиной». В сумме это дает только четверть опрошенных. Больше нуля, конечно, но очень далеко от идеала. Хотя около половины ребят, решая, к какой сфере культуры отнести Михаила Клеофаса Огинского, сделали правильный выбор в пользу музыки. Некоторые знают его как политического деятеля, двое студентов отметили участие в восстании под руководством Тадеуша Костюшко, было также указание на проект автономии Великого княжества Литовского. Такое знакомство студентов с историей, признаюсь, несколько согрело мое сердце и заставило поверить, что молодежь не так безнадежна, как может показаться на первый взгляд.
Из забавного — мнения, что Огинский «прославился книгами» и написал «Прощание со славянкой» (видимо, имеется в виду русский марш, сочиненный в 1912 году Василием Агапкиным). Еще впечатлил листок, где было слово «палонес». Я даже растерялась, не зная, засчитывать ли ответ: то ли человек проигнорировал правила орфографии, то ли заполнял табличку под шепот соседа по парте.
Огюст и Луи Люмьеры
Братья-французы известны тем, что 13 февраля 1895 года запатентовали «кинематограф», а 19 марта сняли в Лионе документальный фильм «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сиоты», который официально называют первым в истории.
После провала с Мулявиным я даже не удивилась, что почти половина студентов не слышала о братьях Люмьер. Скорее, обрадовалась, что кто-то вообще попытался их соотнести с одной из областей культуры. Ведь куда проще поставить прочерк. Меня, кстати, такая тенденция здорово встревожила: ребята зачастую быстренько начинали писать на листках «не знаю», вообще не пытаясь задуматься. Неужели готовые подсказки, которые можно легко отыскать в интернете, скоро в принципе отучат подрастающее поколение хранить информацию в собственной голове? С одной стороны, ресурсы всемирной паутины обширнее, чем человеческая память. А с другой — они же не всегда будут под рукой. И что тогда?
Но вернемся к нашим Люмьерам. Несмотря на, казалось бы, очень выразительное звучание имен, только 17 опрошенных соотнесли их с Францией и 20 — с событиями XIX — начала ХХ веков. Почти 20 студентов отметили связь Огюста и Луи с кинематографом, еще 10 назвали их изобретателями или учеными, что тоже имело место. Ребята писали, что братья «создали первый кинопроектор», «изобрели кинокамеру», «сняли первые фильмы», «первыми показали фильм». Один отвечающий даже вспомнил название «Прибытие поезда». А еще один почему-то приписал этим французам изобретение дирижабля.
Эрих Мария Ремарк (1898 — 1970)
Известный писатель. Родился в Германии. В 1916 году добровольцем ушел на фронт, был серьезно ранен, долго лежал в госпитале. В 1928 году опубликовал роман «На Западном фронте без перемен», принесший ему популярность. Его произведения любят в разных странах, в числе наиболее известных — «Три товарища» (1936), «Триумфальная арка» (1946), «Черный обелиск» (1956).
Ремарк оказался у современной молодежи вторым по популярности из предложенного списка. Более 50 человек указали, что он прославился в литературе или был писателем. К слову, трое опрошенных отнесли его к женскому полу. Ошибка не новая. Помнится, еще будучи школьницей, я услышала в библиотеке неожиданный диалог. Одна женщина советовала другой почитать книгу «Три товарища», характеризуя автора: «Хорошая писательница».
На удивление, студенты указали в ответах довольно много произведений Ремарка. Лидируют, вполне ожидаемо, «Три товарища» (их назвал 21 респондент). Также в списке перечисленных оказались «Триумфальная арка» (12), по три голоса набрали «Жизнь взаймы», «На Западном фронте без перемен» и «Черный обелиск», были также упомянуты «Ночь в Лиссабоне», «Приют грез» и «Скажи мне, что ты меня любишь». Заодно (а действительно, почему бы такому таланту и это не сочинить?) знаменитому немцу приписали и несколько чужих произведений: «По ком звонит колокол» Эрнеста Хемигуэя, «Пролетая над гнездом кукушки» Кена Кизи и «Над пропастью во ржи» Джерома Д. Сэлинджера.
Два человека верно отметили, что Ремарк в юности участвовал в I мировой войне и отразил ее события в своем творчестве. Также встретилась версия, что он стал лауреатом Нобелевской премии по литературе. Это неправильно, но близко к истине: его кандидатуру выдвигали, но Нобелевский комитет ее отклонил.
Андрей Тарковский (1932 — 1986)
Советский режиссер, сценарист. Его первая полнометражная работа «Иваново детство» в 1962-м удостоилась «Золотого льва» на Венецианском фестивале. Картина «Страсти по Андрею», выпущенная в прокат с сокращениями под названием «Андрей Рублев», стала классикой мирового кинематографа.
В молодежной среде сейчас много поклонников кино. Но, видимо, ребята больше знают ныне живущих режиссеров, чем тех, кто завоевал всемирное признание несколько десятилетий назад. Во всяком случае, о том, что Андрей Тарковский так или иначе связан с киноискусством, вспомнили менее трех десятков студентов. Причем лишь 14 написали, что он является режиссером. Отрадно, что такие вообще есть. Признаюсь, я бы огорчилась, узнав, что молодежь совсем не знакома с творчеством Андрея Арсеньевича. А так — нашлись ребята, которые даже фильмы назвали: трое вспомнили «Сталкера», по двое — киноленты «Андрей Рублев» и «Солярис».
Жаль, что остальные об Андрее Тарковском вообще не помнят. Тешу себя надеждой, что после моего опроса хоть кто-то поищет информацию о нем в интернете, а может, и фильм посмотрит.
Сергей Михалков (1913 — 2009)
Поэт, писатель, драматург, баснописец. Писал сценарии к кинолентам и мультфильмам. Опубликовал множество стихов для детей, поэму «Дядя Степа». В 1943 году стал автором слов Гимна Советского Союза. В 1977-м написал новую версию его текста. В 2000 г. сочинил гимн России.
— А у меня в кармане гвоздь! А у вас?— А у нас сегодня гость! А у вас?— А у нас сегодня кошка Родила вчера котят.Котята выросли немножко, А есть из блюдца не хотят!
Кто из советских детей не знал этих строчек Сергея Михалкова? Да и многих других тоже — поэзия Сергея Владимировича была проста и понятна детворе, стихи легко запоминались, их с удовольствием читали своим чадам мамы и папы, а малыши заучивали на память.
Но, видимо, с тех пор процесс воспитания подрастающего поколения претерпел серьезные изменения. Ведь только 15 опрошенных студентов вспомнили о связи Сергея Михалкова с литературой, причем никто не смог назвать конкретные произведения. Единственное, что всплыло в ответах, — написание гимна. Причем из двух указавших это студентов один считает, что Сергей Владимирович был автором музыки.
Нужно сказать, что в большинстве своем ребята путают детского писателя с его сыном Никитой, советским и российским режиссером и актером. Популярность Никиты Сергеевича совершенно затмила славу отца, поэтому более 30 человек отметили, что Сергей Михалков имеет отношение к киноискусству, приведя в качестве примеров его произведений «Утомленных солнцем», «Сталинград», «Сибирского цирюльника» и другие известные картины. Встречались такие ответы, как «снял несколько фильмов о войне», «все самые известные кинофильмы СССР — его рук дело», «снял все фильмы с собой в главной роли, владелец прекрасной шубы». Как видим, с юмором у ребят оказалось все в порядке, с кругозором — куда хуже.
Михаил Савицкий (1922 — 2010)
Советский и белорусский живописец, педагог, народный художник СССР. Родился на Витебщине, в деревне Звенячи Толочинского района. Участник Великой Отечественной. Автор более 200 картин. Самые знаменитые работы связаны с событиями войны: «Партизаны», «Поле», «Плач о павших героях», «Беженцы», «Партизанская Мадонна», «Казнь», «Клятва», «Витебские ворота» и другие. Цикл «Цифры на сердце» посвящен узникам концентрационных лагерей, а цикл «Черная быль» — аварии на Чернобыльской АЭС.
Как это ни печально, Савицкого студенты знают еще меньше, чем Мулявина. Лишь 22 человека считают, что он является современным художником. Один слышал о его военном прошлом. Остальные указывали, что это писатель, музыкант, кинокритик и даже комментатор. Но большинство отвечавших вообще проигнорировало данный пункт опросного листа. И только 12 студентов соотнесли деятельность Михаила Савицкого с Беларусью. Из них трое вспомнили картину «Партизанская Мадонна». Да, это вам не Ремарк… Своих мы, к сожалению, не знаем.
Владимир Гостюхин (род. в 1946)
Заслуженный артист РСФСР, народный артист Республики Беларусь. Член Международной славянской академии, вице-президент Международного кинофорума «Золотой Витязь». Награжден медалью Франциска Скорины. Лауреат Государственной премии БССР 1982 г. (х/ф «Возьму твою боль», «Беларусьфильм»). Получал призы за лучшие мужские роли в фильмах «Смиренное кладбище», «Наш бронепоезд», «Прикованный», сериале «Дальнобойщики», спектакле «Миленький ты мой».
Владимир Васильевич оказался в моем списке настоящей «темной лошадкой». 44 человека (более 50% опрошенных) вовсе не стали пытаться соотнести его с какой-либо эпохой, страной и сферой культуры. В общей сложности чуть более 20 ребят указали на его отношение к кинематографу или актерской профессии. Пятеро вспомнили об участии в сериале «Дальнобойщики», один человек назвал сериал «В лесах и на горах». И лишь четверо(!) знают о том, что Владимир Гостюхин — наш, белорусский деятель культуры. Вот как это расценивать? Артист он замечательный, вполне действующий, в прошлое не ушел — а его уже забыли? Или молодежь его просто узнать не успела?
Кстати, меня позабавила анкета, где отвечающий указал, что Владимир Васильевич жил в XIX веке, но при этом «прославился фильмами». Сразу вспомнились сюжеты братьев Люмьер и захотелось поинтересоваться: Гостюхин где снимался — в «Прибытии поезда»? Видимо, там ему досталась главная роль — паровоза.
Но шутки шутками, а вывод из опроса можно сделать не слишком оптимистичный: не знает молодежь своих. И не потому, что отечественные деятели культуры не дотягивают до мирового уровня. К сожалению, нередко «наши» более известны за рубежом, чем на родине.
Очевидно и то, что у подрастающего поколения другой кругозор. Возможно, он не становится узким, просто меняется его содержание. Вот только, мне кажется, не в лучшую сторону. Сейчас подросток больше информирован о новых моделях телефонов и прочих гаджетов, он в курсе сиюминутных интернет-новостей, а вечные ценности начинают уходить на второй план. Но ведь та же «Сикстинская Мадонна» не случайно спустя много столетий остается признанным шедевром. Стоило бы почаще об этом вспоминать в процессе воспитания. И по вечерам не смотреть с детьми на свинку Пеппу, а полистать альбом с репродукциями картин. Хуже точно не будет.
Комментарии (0)