29 Марта, 2024 Пятница

Искусство копировать искусство

  • 19 января 2017 Культура Русский 0

    Очередной «громкий» привоз всколыхнул минское арт–пространство: на днях в одном из торговых центров открылась выставка репродукций Густава Климта. Нести творчество модного австрийского художника в массы взялась одна московская компания, еще на этапе подготовки проекта пообещавшая амброзию и нектар для глаз всем любителям и ценителям высокого и прекрасного. Цели, утверждали организаторы, у проекта исключительно благородные. Пополнить запас впечатлений — раз, приобщиться к искусству — два, погрузить в художественный колорит мира Густава Климта — три. О коммерческой составляющей организаторы, как это сегодня водится, скромно умолчали.

    В последнее время выставки репродукций рекламируют столь активно и изобретательно, что только диву даешься. Все чаще различного рода фирмы пытаются упорно нам доказать, что современные репродукции великих полотен вполне себе могут заменить оригинал. Помните мультимедийного Ван Гога, бороздившего минские просторы в начале прошлого года? А выставочные «работы» да Винчи, посмотреть на которые агитировал даже заглянувший в Минск Дмитрий Хворостовский? Впрочем, тогда Дмитрий Александрович все же нашел в себе силы признать: даже самая высококачественная репродукция никогда не будет тождественна оригиналу. Ведь что такое картина? Артефакт, который помнит прикосновение кисти художника, его взгляд, нечто неуловимое, нематериальное, что оставляет мастер на холсте, в красках, нервном движении кисти. Смотрим на картину–оригинал, и между ней и нами незримо присутствует сам художник. Между нами и репродукцией — пустота, технологии, большие деньги, в конце концов.

    Посмотреть на точные копии полотен Климта организатор выставки Владислав Савин предлагает за 6 рублей. Не многовато ли за то, что в интернете можно найти бесплатно?

    — Зато есть возможность рассмотреть каждую работу в деталях, — смотрительницы зала на наш вопрос, кажется, даже оскорбляются. — У нас очень качественные копии, выполненные в той же технике, в которой работал сам Климт. Даже сусальное золото использовано.

    Желающих оценить качественную, но все же стилизацию, впрочем, пока особо не наблюдается. У входа в пространство, которое на время минского турне арендуют организаторы выставки, нет ни толпы, ни одиночных знатоков искусства. Любителей разрекламированных выставок, фанатов Климта или просто тусующейся молодежи, которой все равно, где стряпать селфи, тоже не видно. Владислав Савин списывает отсутствие очередей на утренний час:

    — В будние дни, да еще и утром людей практически нет. Но в выходные, в день открытия, посетители были. Заходят и после работы. Так что не спешите делать выводы.

    Воспринимать подобного рода выставки серьезно, увы, пока не получается, а выкладывать деньги за фикцию и подделку рука не поднимается. Хотите настоящего Климта, милости просим на борт рейса Минск — Вена. В галерее Бельведер вас ждут подлинники.

    Автор: Юлиана ЛЕОНОВИЧСБ. Беларусь сегодня

Комментарии (0)