28 Марта, 2024 Четверг

О живой музыке

  • 19 июля 2017 Культура Русский 0

    Итак, третий сезон «Классики у Ратуши» открыт. Событие получилось настолько грандиозным, что о нем уже неделю говорит весь город.

     Еще бы! Концерт растянулся почти на три часа. И чего там только не было — от популярных арий до вальсов Шопена, от «Итальянского каприччио» Чайковского до Либертанго. Тогда как фестивали прошлых лет открывались сплошной австрийской музыкой — таково было пожелание спонсора. Ныне концепция изменилась, и восторжествовало щедрое, но изысканное разнообразие.

    — Нам в этом году есть чем гордиться, — говорит продюсер фестиваля Инга Бухвалова, — потому что мы выросли на классической музыке. И мы с огромным удовольствием и ответственностью отнеслись к этому предложению.

    Масштабное событие требует масштабных исполнительских сил. И потому вполне логично, что на концерте в полном составе выступил Государственный академический симфонический оркестр под управлением легендарного дирижера Александра Анисимова. В качестве солистов были приглашены оперные звезды — наша прославленная Оксана Волкова, россиянка Ирина Крикунова и замечательный литовский тенор Кристиан Бенедикт.

    Именно он и стал главным открытием этого концерта. Наша публика чаще слышит азиатских теноров, и для нас стало откровением, что теноровые традиции Литвы, заложенные Виргилиусом Норейкой, живут и процветают. Кстати, сам Норейка в свои 82 года еще поет, что подтверждает силу литовской школы. Его любимый ученик, рано умерший Сергей Ларин, был кумиром всей Европы. Кристиан Бенедикт — тоже ученик Норейки и тоже широко известен в мире.

    — Это Оксана Волкова нам подсказала, что в соседней стране есть уникальный тенор, которого в Беларуси никто не знает, — призналась Инга Бухвалова.

    К счастью, и Оксана, и Кристиан в этот момент оказались свободны и с триумфом выступили перед десятитысячной «аудиторией» минчан. Именно столько — а может быть, и более — собралось в этот вечер на площади Свободы. Небо хмурилось, гремел гром, но никто — даже те, кто пришел с маленькими детьми, — не торопился домой. И гроза пощадила минчан. Ни одна капля дождя не упала с неба, лишь прохладный ветер разгонял духоту.

    Удивительные люди, думала я. Старики, беременные женщины, папы с детьми на плечах три часа готовы простоять на ногах, лишь бы послушать хорошую музыку. Сколь же силен духовный голод, если для его удовлетворения люди готовы на любые подвиги!

    А может, никаких подвигов и не нужно? Ведь в большинстве европейских столиц есть летние эстрады типа берлинской Вальдбюне («лесной сцены»), где проводятся самые разные концерты, в том числе Берлинского филармонического оркестра. Не обязательно ставить там скамейки. Можно, как в Прибалтике, устроить певческое поле: публика рассаживается на ковриках и подстилках прямо на склоне холма.

    И, конечно, назрел вопрос о строительстве настоящего акустического концертного зала, в котором люди смогут наслаждаться естественным звучанием музыки. Ведь электроника утомляет человеческое ухо, ему необходимо живое звучание фортепиано, скрипки, флейты, человеческого голоса. Сейчас живую музыку без усилителей можно исполнять лишь в филармонии (690 зрительских мест в Большом зале и 190 — в Малом) и в академии музыки (266 мест).

    Между тем в любом крупном городе Европы, Америки и Азии есть хотя бы один акустический зал, рассчитанный на 2.000 — 4.000 слушателей. Если бы у нас был такой зал, это бы обеспечило потребности людей и позволило снизить цены на билеты при одновременном повышении окупаемости филармонических концертов. К нам бы охотнее приезжали знаменитые гастролеры, можно было бы устраивать фестивали и привлекать туристов (как это делают в Азербайджане). Да, это затраты, но они окупятся сторицей. Ведь настоящую музыку ничто не может заменить.

    Автор: Юлия АНДРЕЕВАСБ. Беларусь сегодня
    Теги: 

Комментарии (0)