25 Апреля, 2024 Четверг

Ткачество: самобытность и возвращение к истокам

  • 01 августа 2017 Культура Русский 0

    К сожалению, в большинстве своем традиции прошлого уходят в небытие. И национальные ремесла все чаще остаются забытыми. Отрадно, что есть люди, которые не просто их практикуют и выполняют работы в забытых техниках рукоделия, но и возрождают лучшие традиции мастерства, обучая им детей и молодежь.

    На базе семейного центра «Крюковщина», который располагается в образовательном центре ОО «Белорусский зеленый крест» (ОО «БЗК») д. Крюковщина Смолевичского района, работает кружок «Ткачество современного рукоделия». Руководит им мастер Елена Ефимова, с которой мы познакомились на одном из семинаров ОО «БЗК».

    Занятия кружковцев проходят в мастерской. Она находится на территории центра и выглядит очень самобытно: старое здание, увитое плющом и затерявшееся среди деревьев, производит неизгладимое впечатление. Здесь очень красиво. В мастерской царит рабочая атмосфера, на нескольких станках — начата работа над очередным изделием. В мастерской сложена настоящая русская печь, рабочая. В ней ребята вместе со взрослыми пекут пасхальные куличи. В мастерской проходит как подготовительная работа, так и непосредственно процесс ткачества, в результате которого на свет появляются оригинальные самобытные вещи: коврики, сумочки…

    Сырье для будущих рукотворных творений используют разное: лен — экологический, выращенный здесь, на территории центра, а также вторсырье — кромку с текстильного производства, старые ненужные вещи. Все это, проходя определенные этапы, обретает новую жизнь.

    Со льном здесь работают так же, как много лет назад, когда он был основным материалом для пошива одежды, белья, полотенец. Согласитесь, без льняных изделий нельзя представить ни одну сельскую избу. И в этой мастерской все как тогда: специальные приспособления, которыми пользовались мастерицы и хозяйки прошлого, несколько ткацких станков, прялки и многое другое — необычайно интересное и самобытное.

    Елена рассказывает нам обо всех этапах ткачества, начиная с выращивания льна. Лен растят, собирают, вяжут в снопы. Эти снопы, кстати, намного меньше по размеру, чем в былые времена — для того, чтобы детям было удобно держать их в руке. Затем лен мнут на терницах (специальное приспособление, ручное). К слову, осыпавшуюся часть льняных стеблей — костру (по-белорусски — кастрыца, отсюда и название одного из осенних месяцев: именно в октябре (кастрычнiке) наши предки начинали мять лен) — не выбрасывают. Ее используют в качестве мульчи для грядок, в былые времена кастру также использовали — в качестве подстилки для скота. Затем получившееся волокно треплют, чешут, прядут нить, из которой ткут полотно.

    — В прошлом году, — рассказывает Елена, — мы организовали небольшую выставку, главным экспонатом которой стал коврик дружбы. Его ткали все дети лагеря. Каждая полосочка коврика — работа одного из отдыхающих. Было очень интересно трудиться над этим шедевром. Ребята получили массу впечатлений. Также каждый из них сделал себе по оригинальной неповторимой сумочке. Они получились также красивыми, яркими и не похожими одна на другую. К тому же, вещь, сделанная своими руками, всегда имеет особое значение для человека, тем более, — для ребенка.

    Кроме льна, в данной мастерской в ход идет также старая ненужная одежда. Для носки она не годится, а вот для того, чтобы сделать что-то новое и красивое — самое то. Кроме того, работа с этими вещами способствует развитию мелкой моторики: перед использованием вещи необходимо разрезать на тонкие полоски. Здесь же используют и кромку — отходы текстильного производства, которую можно купить совсем недорого — 5 копеек за килограмм. И при ее использовании получаются более объемные изделия одного цвета. Как, например, длинный коврик, который Елена продемонстрировала гостям мастерской.

    — Мне кажется, — говорит Елена, — что это направление нужно развивать. Так мы заботимся об экологии, когда вместо полиэтиленовых пакетов можно использовать вот такие сумки, которые, сделаны из вторичного сырья. Эту тему нужно развивать и в школах, потому что, в том числе, это культурное наследие. И это экологично.

    Каждый, кто посещает мастерскую, приходит в восторг. Многие видят готовые работы и говорят, что такое рушник был у бабушки или прабабушки. Люди вдохновляются истоками древнего мастерства. Желающим попробовать себя в деле за ткацким станком такая возможность предоставляется. А тех, кто осваивает ткачество, это ремесло меняет:

     — Люди возвращаются к истокам. Это важно. Они чувствуют необходимость беречь культурное наследие, рассказывать о нем, учить ему детей, чтобы сохранить для потомков, — комментирует Елена.

    Детям очень интересен не только процесс ткачества, но и все этапы обработки, которые проходит лен перед тем, как превратиться в готовое изделие. В центре выращивают лен-долгунец могилевской селекции. Он хорошо растет. К тому же, никакие пестициды в его выращивании на базе центра не используют. На вопрос, почему несколько снопов льна в мастерской отличаются по цвету, Елена отвечает с улыбкой. Дело в том, что более светлый лен здесь, в мастерской, представлен просто для демонстрации, он не проходит никакой обработки. А вот тот лен, который используется для ткачества, подвергается росяной мочке. Как в старину. Его расстилают на лугу на неделю, он вымокает в росе, затем его переворачивают. Поэтому лен, подвергшийся такой обработке, более темный: ферментизируется кожица стебля, после чего лен становится более податливым для обработки. Затем лен сушат, обмолачивают деревянными пряниками. В результате обмолачивания получают льняное семя. Очень многие ребята удивляются, потому как семя льна видели в аптеке — уже готовое, чистое, в упаковке. И не знали, каким способом его получают.

    Данный кружок дети и взрослые посещают с удовольствием, здесь они знакомятся с одним из древних ремесел, постигают его азы, учатся работать, творить, создавая собственными руками самобытные тканые шедевры.

    Автор: Марина МИХАЙЛОВСКАЯКрай смалявіцкі
    Теги: 

Комментарии (0)