27 Ноября, 2022 Воскресенье

Народный мастер из Антополя продолжает исследовать феномен узоров национального творчества

  • 08 августа 2017 Культура Русский 0

    В ее жизни было немало ярких достижений: в 2012-м году директору Антопольского районного центра ремесел Г.М.Степанюк было присвоено почетное звание «Женщина года» в конкурсе, проходившем под эгидой Белорусского союза женщин; в конце 2013-го она, успешно выдержав строгие испытания, стала единственным в районе ремесленником со статусом «народный мастер»; а в начале 2014-го года за большую работу по изучению, возрождению и сохранению народного творчества и традиционных ремесел региона ей была вручена специальная премия Президента Республики Беларусь. А еще Галина Михайловна является постоянным участником районных, областных, республиканских, международных выставок и фестивалей народного творчества, где с успехом представляет свое рукоделие и дает мастер-классы по различным видам народных ремесел. Свои навыки она передает почти полусотне учеников, которые посещают кружки под ее руководством.

    Многие образцы народного творчества своих земляков народный мастер Г.М.Степанюк возродила из небытия, и потому о бесценных сокровищах историко-культурного и духовного наследия здешнего края она может говорить часами. Эта тема для Галины Михайловны стала не просто увлечением, а любимой профессией, повседневной жизнью. И о том, как по крупицам собирались сведения, возрождались уникальные народные ремесла и какие уникальные находки могут храниться на чердаках и в каморках старых деревенских изб, у нее есть немало занимательных историй.

    Довольно трудным оказался путь возобновления старинных узоров здешних поясов, и он, как считает Г.М.Степанюк, еще до конца не изучен и не пройден. В давние времена в некоторых местах этот элемент одежды был настолько обязательным и незаменимым, что полешук не мог выйти в люди без самотканого пояса, потому что это считалось невозможным и крайне неприличным. И, вероятнее всего, именно оттуда пошло известное выражение «Человек распоясался» – это значит, ведет себя недостойно, неправильно.

    По словам Г.М.Степанюк, каждый пояс имел свое значение, свой сакральный смысл. В Антополе возродили и ткут «повивач» – пояс из ярких, мягких ниток, которым перевязывали новорожденного ребенка. Он хранился у человека всю жизнь, и если судьба владельца складывалась благополучно, он мог перевязывать этим поясом уже своего сына. Хотя для таких случаев все же старались ткать новые пояса.

    Ребенок подрастал – и для каждого возраста у него был соответствующий пояс-оберег. Особое значение этот элемент одежды приобретал во время свадьбы, где по нему можно было определить статус каждого из гостей. Известно, что пояс брата невесты был бело-васильковый с одной красной ниткой, и его длина составляла ровно 4 метра 20 сантиметров. Девчата легко могли определить и бобыля – немолодого зажиточного холостяка, который обычно носил добротный пояс из шерстяных ниток бежевого и бордового (оттенка переспелой вишни) цветов. Так что в те давние времена встречали и судили о положении человека в обществе не просто по одежке, а прежде всего – по его поясу.

    – Впрочем, в полесском обиходе все же допускалось одно исключение. В том случае, когда крестьяне шли на болото косить и стоговать сено, им позволялось трудиться, сняв пояс. Скорее всего, по той причине, что в те времена в болотах водилось много гадюк, которые, случалось, заползали за ворот косцов. Пояс задерживал бы их под одеждой, а так ползучие легко соскальзывали вниз, и это спасало крестьян от их ядовитых укусов, – поясняет народный мастер.

    Во время фестивалей разного уровня Г.М.Степанюк многие годы подряд дает мастер-классы по ткачеству поясов, и во время таких мероприятий к ней иногда подходят люди, чтобы поделиться своей информацией об этих традиционных оберегах. Галина Михайловна вспоминает, что на республиканских «Дожинках» в Кобрине возле нее остановилась пожилая женщина. Некоторое время она наблюдала за работой антопольского мастера, а потом и говорит: «Ох, я за свою жизнь столько поясов переткала!». И далее она рассказала, что когда-то к своей свадьбе девушка должна была выткать 120 поясов, а времени на эту работу не хватало. «Так я когда пасла коров, привязывалась к березке – и ткала пояс», – рассказывала Галине Михайловне незнакомка.

    – С тех пор, если есть такая возможность, во время ткачества я тоже «привязываюсь» к живому дереву, которое будто помогает своей энергетикой. Помню, на одном из мероприятий в Беловежской пуще выбрала место рядом с березой, привязала нитки и тку свой пояс. Тогда было много зрителей и желающих попробовать себя в этом ремесле. А через какое-то время мне передают приглашение из Франции на двухнедельную поездку в Париж. Как тут не поверишь, что, возможно, и впрямь энергетика беловежского дерева сработала, – со смехом вспоминает Галина Михайловна.

    Но в большинстве случаев ее знания и успехи добываются повседневным рутинным трудом и искренним интересом к глубинному пласту нашей духовной культуры – народному творчеству.

    – Помню, что на самом первом областном фестивале «Таночек» ко мне подошел пожилой мужчина с очень красивым поясом. Я заинтересовалась, попросила разрешения сфотографировать узор. Он отказался и ушел. Потом, вижу, он несколько раз подходил, чтобы понаблюдать, как я тку. А в завершение фестиваля он появился снова и говорит: «Ладно, фотографируй, но с одним условием: сотки мне пояс в труну». Я опешила, но все же начала расспрашивать, как должен выглядеть такой пояс. «Широкий, черного цвета, а по бокам – две яркие желто-оранжевые полоски», – серьезно объясняет мне незнакомец. «А что это значит?» – спрашиваю у него. «Еще мои родители говорили, что черный цвет – это земля, на которой я родился, а желтый – это солнце, которое меня согревало», – ответил дедушка.

    А бывает и по-другому: помню, плету пояс на каком-то фестивале, а невдалеке стоят две женщины и между собой переговариваются. Понимаю, что хотят о чем-то спросить, но не решаются. Потом ко мне подходит та, что постарше, и просит: «А можно моя дочка через ваш пояс туда и обратно переступит?» Можно, говорю я ей, если скажете, зачем это нужно? Она мне и объяснила, что по старинному поверью женщина, которая не может забеременеть и родить, должна переступить через такой ткущийся пояс, и это должно помочь ей выносить желанного ребенка, – рассказывает собиратель и хранитель народных традиций, обрядов, ремесел Г.М.Степанюк.

    Вспоминает она и совпадение некоторых событий, которые, возможно, были посланы ей в награду за ее многолетние усилия на ниве возрождения национальных культурных сокровищ. Как-то в дороге встретила она бабушку из исчезающей деревеньки Малиновка, по привычке разговорилась, рассказала о своем деле, спросила, не сохранилось ли у нее старинных поясов. «Помню, шо було такое. Я им збанка прывязвала, як ишла в лис по егоды», – виновато проговорила пожилая сельчанка. Она и впрямь нашла в сарае кусочек полусгнившего пояса с довольно сложным и очень красивым узором и отдала его Г.М.Степанюк.

    А вскоре позвонил ее сын Рома, который работает в милиции. И рассказал, что, будучи по своим делам в деревне Суличево, встретил довольно разговорчивую бабушку, которая, повествуя длинную историю своей жизни, упомянула и про здешние пояса. Галина Михайловна быстренько собралась, взяла свои плетеные изделия, поехала в упомянутую деревню, нашла пожилую сельчанку, рассказала о своем увлечении. Бабушка выслушала ее, пошла к своему сундуку-куфру, достала оттуда вязанку со старыми цветными нитками, которые местами уже начали расползаться, чтобы отдать их гостье.

    – Каждый клубочек был завернут в чистую тряпочку, потом увязан в платочек, и по тому, как бережно все это хранилось, я понимала, насколько дороги пожилой женщине эти нитки, которые остались еще «со времен поляков» и были свидетелями ее прежнего рукодельного мастерства. Забирая их, я пообещала бабушке, что обязательно сотку из них и передам ей пояс. Правда, мне очень долго пришлось биться над восстановлением узора, который нашла в Малиновке. Но пояса получились шикарные. Один из них, как и обещала, передала бабушке в Суличево, а аналогичное изделие представила на одном из фестивалей в Польше и получила Диплом 1-й степени. Правда, сакральный смысл этого пояса – что означают его цвета, кто и по какому случаю его надевал – выяснить не получилось. И вообще, в изучении народного творчества остается немало загадок, на которые пока нет ответов, – заключает директор Антопольского центра ремесел Г.М.Степанюк.

    В частности, сейчас в старых сельских домах стали находить и приносить в центр ремесел необычные картины, которые Галина Михайловна считает разновидностью народного творчества под названием «макатки». Сейчас у нее собралось несколько таких изделий, выполненных на черном полотне, на котором изображены букеты цветов. Примечательно, что бутоны и лепестки сделаны из картонных трафаретов, обшитых тканью, а вот стебель и листья изготовлены из окрашенной в неяркий зеленый цвет бумаги и просто приклеены к черному полотнищу. И сегодня народного мастера очень интересует это направление народного творчества, изучением образцов которого, наряду с выполнением других повседневных обязанностей, она намеревается заняться в ближайшее время. Может, кто-то из наших читателей помнит такие картины и знает, как их называли? (свои комментарии по этой теме можете оставить на сайте райгазеты «ДВ»).

    Галина ШАФРАН

    Автор: Галіна ШафранДрагічынскі веснік

Комментарии (0)