24 Октября, 2017 Вторник

Режиссер Александра Бутор: где взять деньги на съемки кино

  • 11 августа 2017 Культура Русский 0

    Сегодня, чтобы снять кино, много не надо. Достаточно иметь хороший телефон с камерой. Правда, что потом будет с таким фильмом и кому он вообще нужен — другой вопрос. Но факт остается фактом: благодаря незамысловатым технологиям и находчивости отдельных ребят наше независимое кино есть. Корреспондент «Р» побывала на съемках первого продюсерского проекта режиссера Александры Бутор «В личное пространство вход воспрещен» и разобралась, как и для кого снимают такие фильмы.

    Пригород Минска, деревня Тарасово. Вдоль улицы Садовой припарковано несколько легковых автомобилей. Ничто не указывает на то, что здесь снимают кино. Ни тебе актерских фургончиков, ни огромного камервагена. Здесь все проще. Всего пятнадцать человек съемочной группы. А ведь еще два года назад на «Сладком прощании Веры», которое Александра снимала на «Беларусьфильме», у нее было более пятидесяти человек в подчинении:

    — С одной стороны, хорошо, когда большая команда: все задачи распределены, но контролировать такое количество очень сложно. Да, в моей нынешней ситуации тоже тяжело, ведь на мне огромная ответственность. Но главное преимущество негосударственного кино — я сама себе хозяин. Сама себе дала задание и сама его выполняю. Я шучу: знаете, как легко решать все вопросы режиссеру с продюсером, когда это одно лицо? Это во-первых. Во-вторых, ты собрал людей, которых хотел. Никто тебе не навязывает оператора или каких-то актеров. Здесь только те, кто меня понимает и в ком я уверена.

    Но окружить себя близкими и понимающими людьми — этого мало. Нужны еще и деньги. Коммерческой тайны у режиссера нет. Ее проект стоит 60 тысяч евро. Откуда взялись? Что-то Александра скопила сама. Собственно, ведь и киношколу свою два года назад она открыла, во-первых, чтобы вырастить себе команду, и, во-вторых, заработать начальный капитал. К тому же охотно согласились финансировать проект и три частные компании.

    Во многом в пользу Саши и ее репутация, которую она заработала на телевидении и государственном кино. Например, тот самый дорогущий «Ягуар», на который сворачивают голову все прохожие на Садовой, автомобильный салон бесплатно предоставил на время съемок. Та же история и с брендовыми костюмами главного героя фильма. Этот самый дом в Тарасово — дача друзей Бутор, за которую, конечно же, никто с нее ни копейки не возьмет. Разве что на старенькую «Волгу» с надписью «Медпомощь» пришлось раскошелиться.

    В общем, что называется, с миру по нитке. Но как быть с актерами, которые обычно за спасибо не работают?

    — В смете расходов примерно поровну заложено на технические затраты и оплату труда всей команды, — Александре сейчас приходится не только руководить творческим процессом, но и разбираться в финансах. — Актеры и съемочная группа получат аванс, а после продажи фильма — остальную часть.

    На такие условия, конечно, пойдут не все актеры, тем более с опытом и громкой фамилией. Но здесь опять же выручают доброе имя режиссера и старая дружба. Когда-то Бутор взяла на одну из главных ролей в «Белые Росы. Возвращение» начинающего актера Сергея Жбанкова. Сейчас он на съемочной площадке не только в знак благодарности, но и с восхищением режиссером, которая работает сердцем, чувствами. Похожая история и с Анной Полупановой: она уже не первый раз снимается у Александры, к тому же привлекли еще душевная история и хорошая роль. К слову, здесь не без дела и совсем молодые ребята, которые отучились в киношколе. И, между прочим, им тоже обещали гонорар.

    Но главная звезда съемочной площадки — высокий красавец за рулем того самого дорого автомобиля. Молодой актер Эрик Абрамович в такой эйфории от происходящего, что едва находит слова. В принципе, с его внешностью достаточно просто улыбаться. Есть подозрение, что после этого фильма звание секс-символа белорусского кино обеспечено.

    Скромно прячется в тенечке солист группы «Тяни-Толкай» Павел Траймович. Он-то что здесь делает?

    — Вот медицинские халаты для главных героев привез, — пытается шутить. — Я здесь на подхвате: принеси, подай…

    Позже, правда, Александра скажет, что этот ее давний друг помогает на площадке со звуком, да и вообще музыканты вложили свои деньги в кино. К слову, будут там и песни от «Тяни-Толкай».

    В общем, всего десять съемочных дней, три смены локаций, месяц монтажа — и ближе к концу осени романтическая история «В личное пространство вход воспрещен» будет готова. Что дальше? У Александры есть бизнес-план:

    — Когда мои фильмы «Белые Росы. Возвращение» и «Сладкое прощание Веры» показывали в кинотеатрах, я поняла, что такое кинопрокат и как он работает. Разобравшись в этом механизме, думаю, у меня не возникнет особых сложностей, чтобы прокатить его по стране.

    Но планы начинающего продюсера выходят и за пределы страны. Ее интересы — страны СНГ. Что касается Прибалтики, то туда она закинула удочки еще до начала съемок. Литовская компания «За границу», которая значится среди партнеров, и будет заниматься прокатом фильма на территории соседних государств. Конечно, хотелось бы покорить и вторичный рынок: продать ленту на телеканалы. Вообще, о планах Александра говорит вполголоса. Она сама прекрасно осознает, что затеяла эксперимент, точный результат которого очень сложно предугадать. Но при этом она не оставляет мечту основать свою кинокомпанию и снимать хотя бы по фильму каждый год. Между прочим, уже сейчас у нее есть предложение от инвестора, который готов профинансировать ее следующий проект. Но Александра не торопится соглашаться. Попробовав один раз на вкус свободу, уже не очень-то хочется от кого-то зависеть.

    На съемочной площадке у этого режиссера все душевно и по-домашнему, поэтому хочется пожелать ей успеха и процветания. Вдруг в стране случится прорыв с независимым кино.


    О чем фильм?

    В картине параллельно развиваются три сюжетные линии. Герой первой — молодой талантливый программист Макс, который вдруг решает уехать далеко от цивилизации в надежде избавиться от терзающих его проблем. Сюжет второй крутится вокруг 16-летней дочери хозяина маленького кафе, мечтающей стать певицей. В третьей — страсти вокруг фельдшера Анны Сергеевны и ее практиканта Антона. Но в один день судьбы всех героев переплетаются.

    Автор: Наталья СТЕПУРОРэспубліка
    Теги: 

Комментарии (0)