23 Апреля, 2024 Вторник

Про "Букашек", "Бессмертного" и Ивана-дурака…

  • 01 ноября 2017 Культура Русский 0

    Юбилейный XX Международный фестиваль анимационных фильмов «Анимаевка-2017» завершился. Из-за этого, конечно, немного грустно. Вместе с тем нынешний фест подарил поклонникам анимационного кино немало радостных моментов, массу положительных эмоций и  запоминающиеся встречи. 

    Каждый при желании мог на некоторое время вновь почувствовать себя ребенком, возвратиться в то самое время, когда нет никаких забот и волнений, когда ты можешь позволить себе роскошь сидеть перед телевизором и просто смотреть мультики и сопереживать героям. Многие, кстати, решили не упускать такой шанс, а потому в течение четырех фестивальных дней и мультфильмы в кинотеатрах смотрели, и на мастер-классах побывали, успели даже с интересными людьми в рамках творческих встреч пообщаться!

    Одна из них прошла в могилевском кинотеатре «Чырвоная Зорка». С могилевчанами встретился Михаил Алдашин – российский режиссер-мультипликатор, художник, сценарист, участник и лауреат многих международных фестивалей. Долгое время он работал на анимационной студии «Пилот», с 2013 по 2016 год являлся ху­дожественным руководителем студии «Союзмультфильм».

    Михаил Алдашин – режиссер таких мультфильмов, как «Охотник», «Рождество», «Букашки», «Бессмертный», «Про Ивана-дурака», «Пумс», «Келе» и других. В 2003 году получил премию «Ника» за лучший анимационный фильм («Букашки»), в 2013 – премию «Ника» в той же номинации за «Бессмертного», удостоен премии «Золотой орел» за «Букашек».

    Михаил Алдашин признался, что в Могилеве он впервые. Об «Анимаевке» слышал и знает давно, но как-то не получалось приехать. Первый визит не разочаровал. «Пока повода не было», – смеясь, отвечает он.

    Не разочаровал российского мультипликатора и сам фестиваль.

    В рамках творческой встречи конечно же было показано несколько мультфильмов. Перед каждым из них Михаил Алдашин рассказывал историю создания картины, раскрывал некоторые профессиональные тонкости, говорил о технике, в которой создан мультфильм.

    Так, перед показом мульт­фильма «Бессмертный», созданного на студии «Пилот» в 2012 году, Михаил Алдашин, выступивший здесь в качестве режиссера, сценариста и художника-постановщика, рассказал, что мультфильм создан по мотивам сказки татов «Бессмертный человек». Таты – это иранский этнос, проживающий в Азербайджане и в России, преимущественно на юге Дагестана. Почему про этот народ решили рассказать?

    «Дело в том, что на студии «Пилот» более 10 лет назад появилась идея создать серию фильмов, которые рассказывали бы о каждом из народов, проживающих на территории Российской Федерации, – поясняет Михаил Алдашин. – А в настоящее время в России живут представители более чем 150 народностей. Мы хотели сделать цикл фильмов, в котором будет представлена каждая из них. Я в этом цикле также сделал несколько фильмов. Сегодня вам предложу два из них – «Про Ивана-дурака» и «Бессмертный». Сказки эти прекрасны каждая по-своему, мы старались сделать их современными, но при этом правдивыми, близкими к жизни».

    Так появилась «Гора самоцветов» – мультсериал по мотивам сказок народов России. Каждый из мультфильмов начинается с заставки, рассказывающей об истории и значимости того региона, из чьего фольклора взята сказка.

    «Бессмертный» – это философский, полный народной мудрости и непременно наводящий на размышления, а также раскрывающий детской аудитории тему смерти мультфильм.

    …Когда-то жили два друга – Нисан и Немурум. Однажды Нисан тяжело заболел и умер. После этого Немурум, впервые всерьез задумавшийся о смерти, решает отправиться на поиски страны, где никто не умирает. Он оставляет дом, престарелую мать и уходит очень далеко. Находит страну бессмертия, девушку, с которой начинает жить в этой стране. Проходит много-много лет, и Немурум, затосковав по родным местам, решает вернуться домой. Он не верит, что никого из тех, кого он знал, уже давно нет в живых…

    В цикл «Гора самоцветов» входит и сказка «Про Ивана-дурака» – история о том, «как Иван козу продавал и дверь стерег, да внезапно женился на царевне». Мультфильм увидел свет в 2004 году, а в 2005-м, в Суздале, состоялась его премьера. Кстати, после нее появилось немало положительных отзывов и рецензий. Одна из журналисток причину успеха увидела в том, что «от «Ивана-дурака» Русью пахнет за километр: мало что национальный характер представлен, так еще и картинка сделана в лубочной эстетике». Понравился мультфильм, судя по реакции, и могилевчанам.

    Но, безусловно, самый большой восторг у публики вызвали «Букашки», созданные Алдашиным в 2002 году. Сюжет картины прост: букашки жили бы счастливо и беззаботно, если бы не люди. Однажды они решили устроить митинг перед человеком, но он их даже не заметил и раздавил. Потом букашки решили улететь от людей в космос, но оказались лишь в лампе под потолком в своей квартире… 

    О чем этот мультфильм? Просто о букашках и их жизни, о борьбе с человеком? Или нужно искать подтекст? Нужно ли воспринимать картину с юмором или начинать философствовать?

    «Думаю, каждый, кто посмотрит мультфильм, найдет в нем что-то свое, – уверен Михаил Алдашин. – В зависимости от возраста, образованности, жизненного опыта, уровня культуры и так далее».

    К слову, на создание мульт­фильма, в зависимости от сложности, может уйти как пара месяцев, так и пара лет.

    Напоследок зрители увидели мультфильм «Пумс». Это советский рисованный мульт­фильм для взрослых, созданный все на той же студии «Пилот» в 1990 году.

    Сегодня Михаил Алдашин работает, по его словам, с массой режиссеров, а также со студентами – преподает. Но есть у него задумка: «Хочется сделать уже что-то серьезное. Некоторые идеи есть, но делиться ими еще  рановато, пока я думаю, размышляю».

    Автор: Юлия ФартухДнепровская неделя

Комментарии (0)