25 Января, 2022 Вторник

"Делаю сразу и на века"

  • 15 ноября 2017 Культура Русский 0

    Выставка росписи по ткани члена Союза дизайнеров Беларуси Валерия Плаксина, проходившая в могилевском Выставочном зале, вряд ли смогла оставить равнодушными даже тех, кто никогда искусством особо не интересовался.

    Его работы – яркие и нежные одновременно, – переносят зрителя в особый мир. Где есть место и потрясающе красивым, почти фантастическим цветам, и необычным геометрическим композициям, и тонкой японской графике в стиле суми-э. Чему удивляться, что, вдоволь налюбовавшись выставкой, я захотела ближе познакомиться с ее автором, почти 30 лет возглавлявшим художественную мастерскую ОАО «Моготекс» и занимавшимся  дизайном тканей, известность которых перешагнула даже границы Советского Союза!

    – Родился я в Санкт-Петербурге (тогда он еще, правда, назывался Ленинградом) на Васильевском острове. Склонности к рисованию проявились рано, и потому в младших классах меня всегда привлекали к выпуску стенгазет. Не знаю, насколько творческой была эта работа, но уж точно очень веселой! Окончив школу,  решил поступать в Московский текстильный институт на факультет прикладного искусства, и до сих пор об этом выборе не жалею. После выпуска восемь лет проработал на комбинате шелковых тканей в Красноярске, – рассказывает Валерий Николаевич. – Это было великолепное время! Художники тогда высоко ценились, особенно «производственники». Раз в полгода ездили на Всесоюзный художественный совет, где каждый представлял свою коллекцию и получал оценку специалистов. А в 1978 году произошло еще одно очень значимое для меня событие – я получил приглашение от первого директора могилевского КШТ (ныне ОАО «Моготекс») Владимира Николаевича Семенова  возглавить художественную мастерскую. Долго не раздумывал, ведь на тот момент это было одно из крупнейших среди аналогичных предприятих СССР, здесь осваивались новейшие технологии, для творческого человека это было огромное поле деятельности! Представьте, за свою трудовую жизнь я создал более тысячи рисунков росписи по ткани, а параллельно еще и картины рисовал!

    – Какие из художественных направлений вас всегда привлекали?

    – Скорее авангард. Очень люблю яркие цвета и стараюсь насытить ими не только работы, но и самого себя в первую очередь – в наше довольно непростое время это очень помогает. Потому и мои работы нельзя назвать трудом, таким перетаскиванием кирпича с места на место – это получается само собой, от души, искренне. Для художника главное его собственный взгляд и чувство, которые и находят выражение на листе бумаги или на ткани.

    – Вы много лет занимаетесь искусством дизайна тканей. Ваш стиль со временем менялся?

    – Не менялся, потому что его просто нельзя изменить. Если нашел себя, то это остается с тобой на всю жизнь. Это может быть какая-нибудь более  тонкая, современная форма. Но стиль  остается тем же. Например, мои старые работы, которые я делал 40 лет назад, ничуть не хуже современных, а может, даже и лучше. Все дело в мастерстве, не постесняюсь этого слова. Конечно, кто-то из художников может сказать, что вот тут или тут чего-то не хватает. Я не люблю таких советов, потому что у каждого своя собственная манера рисунка,  разные взгляды на технику, на композиционное построение, на цветовую составляющую. Но я считаю: если ты уверен в себе, то делай то, что ты делаешь. Просто занимайся любимым делом.

    – На что вы ориентируетесь в своем творчестве: на моду, на конъюнктуру рынка, мнение коллег?

    – Я сам по себе. Ни на какую моду не ориентируюсь, на рынок – тем более. В наше время работы покупают очень мало, да и на выставки массовый зритель почти не ходит, предпочитая что-нибудь «полегче». Мне кажется, что современной публике нужно не столько искусство, сколько шоу… Да и работает настоящий художник прежде всего на себя, а не на массы и тем более не на элиту. Даже когда это не приносит денег.  Конечно, если есть какой-то заказ, то тут приходится прислушиваться к тому, что потенциальный покупатель хотел бы. Но это не является основой моего творчества. Я не забочусь о том, продадутся мои работы или нет. Хотя конечно же  хотелось бы вернуть ту сумму, которую я вкладываю в это, ведь выставки – довольно дорогое удовольствие. Но на этот раз мне очень повезло с тем, что нашлись заинтересованные люди, которые помогли мне осуществить этот проект. Огромное спасибо за это Виктору Аркадьевичу Матиевичу, генеральному директору «Моготекса». Если бы не он, моя выставка могла бы не состояться. Очень благодарен я и администрации города, предоставившей мне бесплатно зал на две недели. Не всем художникам везет встретить таких понимающих и желающих помочь людей. 

    – Вы сразу  видите картину, которую хотели бы создать, или же финал работы всегда неожиданный?

    – Обычно я вижу картину сразу. Но бывает и по-другому. Иногда смотришь на уже почти готовую работу и что-то тебя в ней не устраивает – ты откладываешь эту вещь ждать своего часа. Хотя чаще весь творческий процесс происходит интуитивно. Как говорил Райкин: «Я беру краску и кладу в нужное место». Вот как в Японии:  художник провел линию – и все, он больше не поправляет ее, все так и остается,  со всеми мазками и с капельками. В этом и заключается прелесть рисунка. Он должен идти от души, быть наполнен вдохновением. Я стараюсь работать именно так и никогда не переделываю свои картины. Делаю сразу и на века.

    – Неудачи случались?

    – Здесь все зависит от личной самооценки. Вот сегодня я смотрю на работу, и она мне нравится, посмотрел завтра – и все уже по-другому. А потом приходят мои коллеги, друзья и говорят, что картина чудесная… 

    – У вас есть любимые художники?

    – Как ни странно, но мне  не очень нравится Марк Шагал. Зато люблю Пабло Пикассо. Нравится Сальвадор Дали, который просто взорвал мир своим сюрреализмом. Обожаю японских художников, просто преклоняюсь перед их мастерством. Во время поездки в Японию увидел произведения гениального художника Кацусика Хокусая – это потрясающе!

    – Пошел ли кто-то из вашей семьи по стопам отца?

    – Да, мой сын Евгений. Он талантливый человек. Закончил Витебский технологический университет по отделению дизайна и успешно работает в полиграфии. Очень способный, и я безумно им горжусь.

    Автор: Анастасия РыженковаДнепровская неделя

Комментарии (0)