04 Октября, 2022 Вторник

В свете рампы и софитов

  • 24 ноября 2017 Культура Русский 0

    Шесть дней подряд – с 17 по 22 ноября – Бобруйск жил театром. В широком смысле этого слова. В программе проходящего здесь в шестой раз Республиканского фестиваля национальной драматургии им. В.И. Дунина-Марцинкевича были заявлены не только спектакли, но также читки пьес, лекции, выставки, мастер-классы и многое другое.

    Не обошлось и без смелых ноу-хау. Например, чуть ли не впервые для Беларуси именно в городе на Березине экспериментаторы из Центра белорусской драматургии поставили спектакль-променад, действо которого растянулось на несколько километров – от Бобруйской крепости до местного пляжа. Зрители бродили по продуманному заранее маршруту, то и дело останавливаясь, чтобы послушать в исполнении столичных и бобруйских актеров отрывки из Сэмюэля Беккета и прочих авангардистов. На первый взгляд все это выглядело бессвязно и путано. Но, как заметил один из участвующих в «бродилке» театральных критиков, смысла искать и не стоит. Не тот формат.

    – Спектакль-променад был направлен прежде всего на работу с личной и коллективной памятью публики, – объяснила куратор проекта Анастасия Василевич. – Люди рефлексировали по поводу происходящего – мы не программировали реакцию, да и все остальное тоже. Получилось или нет – судить не нам…

    Более традиционно выглядели постановки на сцене областного театра драмы и комедии им В.И.Дунина-Марцинкевича. В рамках фестивального конкурса творчество белорусских драматургов здесь представляли театры из Минска, Могилева, Слонима, Гродно и конечно же самого Бобруйска. Наособицу стояли закордонные гости форума: вне конкурса труппа Словацкого камерного театра из города Мартин показала драму «У войны не женское лицо» по книге Светланы Алексиевич. Не глядя на то, что действие шло на словацком языке (с русскоязычным текстом-дублированием на проекторах), проблем с его пониманием у зрителей не возникло. Зал словакам аплодировал стоя.

    Горячо были встречены и наши, могилевские, работы. Например, редкий театрал не сделал комплимента «Синей-синей» Игоря Казакова.

    Однако.

    По мнению директора Республиканского театра белорусской драматургии Владимира Карачевского (да и других авторитетов из мира искусства), программу фестиваля В.И.Дунина-Марцинкевича в следующий раз стоит серьезно пересмотреть. Сюда не должны попадать уже порядком всем намозолившие глаза и «подуставшие» спектакли (их включали просто потому, что мог обидеться тот или иной театр). Серьезный качественный отбор – прежде всего. Да и номинации, как выразились члены нынешнего жюри форума, имеет смысл сократить. Дабы не выходило «всем сестрам по серьгам». А то какая конкуренция?

    На этот раз по большому счету ее и не было. Театралы Могилевщины могут ликовать! Чуть ли не все лавры конкурса форума достались постановке «Точки на временной оси» бобруйского театра (в том числе  «Лучшая режиссура» и «Лучший спектакль») и уже упомянутой «Синей-синей» Могилевского областного театра кукол (она блистала в отдельной конкурсной программе «Эксперимент»). Минчане же о себе смогли заявить актерской игрой: Сергей Жбанков из Национального академического драматического театра им. М.Горького получил награду за лучшую мужскую роль (мюзикл «Песняр»); Людмила Седаркевич из Республиканского театра белорусской драматургии была признана лучшей актрисой за главную роль в спектакле «Медея».

    – Фестивалем я остался доволен, – резюмировал знаменитый белорусский драматург, а заодно и председатель нынешнего фестивального жюри Алексей Дударев. – Некоторые работы заставили задуматься. Не важно, в ту сторону, в которую меня вел драматург, или в другую… Если человек думает, он становится соавтором театрального произведения. Именно это, а также умение вызвать чувство сострадания, разбудить в зрителе добрые чувства – вот, на мой взгляд, задача современного театра.

    Автор: Ольга СмоляковаМогилевские ведомости

Комментарии (0)