25 Апреля, 2024 Четверг

Складно да ладно

  • 26 января 2018 Культура Русский 0

    За время существования киностудии «Беларусьфильм» в ее запасниках скопились десятки тонн костюмов и реквизита. Наши корреспонденты заглянули в хранилища и отыскали там особо ценные экспонаты, попавшие в культовые фильмы

    «Белое солнце пустыни», 1970 год

    Производство: «Мосфильм», «Ленфильм»

    Режиссер Владимир Мотыль

    В художественном фильме о приключениях красноармейца Федора Ивановича Сухова полно оружия: винтовки, револьверы, маузеры и, конечно же, знаменитый пулемет «Льюис». В картине их использовали два — подлинный и муляж. Первый хранится на «Ленфильме», второй — у нас, на белорусской киностудии.

    — В то время, когда снимали «Белое солнце пустыни», велась работа еще над одним масштабным проектом всесоюзного значения — киноэпопеей «Освобождение» Юрия Озерова. Там было задействовано все имеющееся оружие, — вводит в курс дела начальник пиротехнического участка отечественной фабрики кино Игорь Громик. — По­этому для «Белого солнца пустыни» арсенал пришлось искать на других студиях СССР. Нашим работникам поставили задачу: создать муляж пулемета «Льюис», да такой, чтобы еще и стрелял. Для этого за основу взяли пулемет Дегтярёва, который внешне замаскировали под британского собрата.

    Художники фильма хотели, чтобы красноармеец Сухов отстреливался именно «Льюисом», поскольку в отличие от знаменитого «Максима» он не закрывал лицо актера бронещитком. А огнестрельный дублер нужен был из-за нехватки патронов. Холостых для «британца» не хватало, а вот для пулемета Дегтярёва — хоть завались.

    — Наш пулемет работает и сегодня. Его продолжают задействовать в кино. Участвует в исторических реконструкциях, которые проводят в Минске. Правда, мы не отдаем экспонат, всегда лично его сопровождаем, — подчеркивает собеседник.

    «Приключения Буратино», 1975 год

    Производство: «Беларусьфильм», творческое объединение «Телефильм»

    Режиссер Леонид Нечаев

    На складе реквизита «Беларусьфильма» имеется особенный стенд. Там хранятся самые ценные кинораритеты, которые планируют отдать в будущий музей при студии. Среди прочих — предметы из культовой музыкальной сказки «Приключения Буратино». Например, говорящий Сверчок и лорнет черепахи Тортиллы.

    Заведующая складом Наталья Золочевская достает с полки миниатюрные окуляры:

    — Только очень-очень осторожно! Мы храним их как зеницу ока! Таких было двое. Очки для Тортиллы не мастерили бутафоры, как это обычно бывает с реквизитом. Их покупали в 1963-м для другого фильма — «Песнь о Веронике». У нас не копия, а самый что ни на есть оригинал. Были очень дорогие — в роговой черепаховой оправе.

    — Черепаха носила очки из черепахи! — удивляюсь я.

    Сам панцирь до наших дней не дожил — был поролоновый, поэтому со временем попросту рассыпался. Зато костюмы других персонажей уцелели: веселенький наряд Карабаса-Барабаса, желтая курточка с помпонами Буратино, увесистое платье лисы Алисы…

    Попадут в музей и куклы с особого стенда. Те самые, которые обсуждали состояние Буратино на врачебном консилиуме: «Пациент скорее жив, чем мертв. Пациент скорее мертв, чем жив». Они хоть и выцвели, но в целом сохранились хорошо.

    Золотой ключик, изготовленный на заказ для фильма, режиссер Леонид Нечаев после окончания работы над картиной выкупил у студии и забрал себе на память.

    «Белые росы», 1983 год

    Производство: «Беларусьфильм»

    Режиссер Игорь Добролюбов

    — Чего моргаешь, дурак железный? — интересуется непутевый герой Николая Караченцова у светофора. А затем с комфортом растягивается прямо на проезжей части с гармошкой. По узнаваемости эта сцена в «Белых росах» уступает разве что той, где все тот же актер и та же гармошка, но уже в гнезде аиста. Да и песня другая: вместо «Наломал немало веток» звучит «Миллион алых роз».

    Оказывается, музыкальный инструмент, который фигурировал в картине, до сих пор хранится на студии.

    — Гармошка черная, неисправная. Изготовлена в 1960 году, — читаю в специальной карточке, заведенной когда-то на этот предмет. — Как так, сразу была неисправная?

    — Она не играла! Внутри нет ничего. Сами понимаете, кино — это иллюзия, — поясняет заведующая складом реквизита.

    Зная это, пересматриваю фильм и тут же замечаю, что экранный гармонист как-то вяло и невпопад перебирает пальцами по клавишам, да и меха совсем не растягивает…

    Свидетели съемок вспоминают, что в гнездо аиста Караченцов с гармошкой наперевес забирался самостоятельно. Спускаться без посторонней помощи не решился. С высоты нескольких метров его возвращали на землю по пожарной лестнице.

    После «Белых рос» музыкальный инструмент, работающий только под фонограмму, пригодился на съемках других фильмов: «Осенние сны» (1987), «Ванька-встанька» (1989), «Крест милосердия» (1991), «Брестская крепость» (2009). И самое главное — в картине «Белые росы. Возвращение», которую на отечественной фабрике кино в 2014-м сняла режиссер Александра Бутор. В ее ленте тоже есть сцена с гнездом аиста и гармошкой. На сей раз ответственную миссию пришлось выполнить российскому актеру Андрею Мерзликину — играл он все на том же инструменте, что и Караченцов 30 лет назад.

    Сериал «Красная королева», 2015 год

    Производство: Россия, Украина (FILM.UA)

    Режиссер Алена Семёнова

    Многосерийник посвящен первой советской манекенщице, которая получила известность на Западе, Регине Збарской. Несмотря на то что жизнь супермодели из СССР закончилась трагически, сериал получился ярким, праздничным, наполненным колоритом ушедшей эпохи. Не последнюю роль в этом сыграли бутафория и костюмы.

    Одно из мест съемок — квартиру интеллигентной московской пенсионерки Августины Леонтьевны Флоринской (в исполнении Ады Роговцевой) — наполняли в том числе и предметами с «Беларусьфильма». На складе студии мы обнаружили диван и стулья из киношных интерьеров.

    — Требовалось создать комнату в классическом стиле, обставленную антиквариатом, — пояснил заведующий складом мебели Александр Тризно. — Пригодился диван, который хранится у нас. Это подлинный предмет начала XX века. Деревянный, в набивке нет поролона, только пружины и конский волос.

    За сотню лет существования старинный лежак сменил не одну обивку. В «Отцах и детях» Вячеслава Никифорова на нем располагались Базаров и Кирсанов, в «Благородном разбойнике Владимире Дубровском» — Троекуров, а еще разные персонажи из сериала «Вольф Мессинг: Видевший сквозь время».

    Что касается «Красной королевы», то в сериале присутствуют не только предметы из Беларуси. Отчетливо виден и сам Минск. Дело в том, что совре­менный облик Москвы со всеми ее метаморфозами не соответствует мегаполису образца 1960-х годов. А отстраивать целые улицы в павильонах дорого. Проще выбрать правильный ракурс в советских уголках белорусской столицы.

    В «Красной королеве» полно всякого антиквариата и вещей, найденных у старьевщиков. Например, все в той же квартире Августины Леонтьевны зрители видят свадебное платье XIX века, над созданием которого, по легенде, трудилась Надежда Ламанова — мастерица, обшивавшая царскую семью. Актриса Ксения Лукьянчикова, исполнившая главную роль, призналась: когда впервые взяла в руки платье, у нее по всему телу пошла дрожь — такое количество деталей и украшений, что и за год все не рассмотреть!

    Автор: Дарья ОРЕЛМинский курьер
    Теги: 

Комментарии (0)