24 Апреля, 2024 Среда

Поверить в розовые облака… О художнике Иване Пушкове рассказали коллеги и родные

  • 12 марта 2018 Культура Русский 0

    «Пясняр края блакітных азёр і старога сівога бацькі Нёмана» – это Иван Пушков, художник, для которого Гродненщина стала второй родиной. Величественный Неман, Ганча, ранняя весна – его, уроженца тамбовского края, фронтовика, пленили гродненские пейзажи, которые он неустанно запечатлевал на своих полотнах.

    Сегодня его именем названа одна из улиц в Гродно, портрет украшает Гродненский выставочный зал, а работы хранятся во многих музеях не только Беларуси, но и за рубежом. В начале года исполнилось сто лет со дня рождения Ивана Пушкова.

    О его роли в развитии искусства в Гродно, о Пушкове как человеке рассказали коллеги и родные.

     

    ДУША ХОТЕЛА РИСОВАТЬ

    – Чтобы понять душу художника, нужно знать всю его историю, – говорит племянник Ивана Васильевича Александр Пушков. – Родившись в центре огромной страны в переломный век, когда не хватало элементарного, порой даже еды, этот подросток мечтал рисовать. И рисовал углем на досках, стенах. Потом окончил Пензенское училище, но в 1940 году был призван в армию. Прошел финскую «мясорубку», воевал в Великую Отечественную, был разведчиком.

    Сразу после войны Иван Васильевич поселился в Гродно и вместе со сподвижниками, а среди них был и Василий Быков, в то время художник-оформитель, организовал союз художников. Он приглашал молодых художников, добивался, чтобы им выделяли мастерские, жилье, организовывал выставки… В этом его упорству и настойчивости можно было только позавидовать. «Дядя Ваня часто говорил: «Меня в дверь – я в окно», – вспоминает племянница художника Лариса Сергеевна.

    Интересный факт: дом на улице Ожешко, на первом этаже которого сегодня располагается галерея, изначально проектировался именно с выставочным залом. В этом также есть заслуга Ивана Пушкова.

    – Когда Пушков стал председателем областной организации художников, начал хорошо функционировать художественный комбинат и в Гродно сложилась очень благоприятная для художников атмосфера. Многие стремились попасть по распределению именно в Гродно, – рассказывает председатель областного отделения Союза художников Беларуси Николай

    Бондарчук. – Причем, если до этого в основном работали талантливые художники, но со средним специальным образованием, то приезжать уже начали именно выпускники вузов.

    Даже минчане открыто признавали, что в Гродно сложилось очень мощное ядро художников. Здесь творили Плужник, Савицкий, Порохня, Кох, Дмухайло, Арнаутов и многие другие. Позже приехали Щербаков, Захаров, Петров, Мазуров, Салятыцкий, Горшковоз, Клименков, Сильвестров…

    Пушков запомнился как человек, понимающий суть и значение искусства, вспоминает коллегу Владимир Казаков. К молодым относился благожелательно, помогал, подсказывал, что и как лучше делать.

    Пушков1.JPG

    МИР ГЛАЗАМИ ХУДОЖНИКА

    Пушков как художник был удивительно трудолюбивым. А зритель, по воспоминаниям вдовы его брата Сергея Евгении Семеновны, которая работала в выставочном зале, особенно любил Ивана Пушкова за реалистичность его пейзажей. Пройдя войну, писать ее не любил. Даже на эскизах военного времени нет ни батальных сцен, ни поля брани. Там люди, природа, животные. Настолько любил белорусскую природу, что мог в три часа ночи подняться, чтобы просто поехать на Неман: там, в сторону Райгардаса, есть одно место, где рано утром свет ложится особенно прекрасно и далеко-далеко просматривается русло Немана… В эту природу, которую любил сам, старался влюбить и зрителей.

    – Стоило сказать «выдумал, нет такого места», и он мог везти нас за десятки километров, чтобы показать тот кусочек природы, что перенес на свое полотно, – вспоминает Лариса Сергеевна. – Так он был влюблен в этот край! Даже с одного пленэра, где-то в России, умудрился привезти принеманские пейзажи.

    Проявлялась его принципиальность и в творчестве. Стремление к реализму однажды даже заставило художника уехать в Питер. Дело в том, что когда он написал картину «Встреча Адама Мицкевича и Пушкина», посыпались упреки и сомнения: а виделись ли когда-нибудь эти два гения? В ответ художник уехал в ленинградские архивы, просидел там больше месяца и доказал: такая встреча была.

    – Дядя Ваня запомнился человеком, видящим мир во всей красоте. Художник – он как ребенок, смотрит на мир другими глазами, восторженно, – говорит о близком человеке племянник Александр Пушков. – Знаете, как-то в мастерской я увидел его за работой. Картина еще не была дописана, на ней были только розовые облака. Я тогда сказал, что такого не бывает, мы даже поспорили. Прошли годы. И пару лет назад как-то на рассвете я увидел такие же розовые облака. Оказывается, бывают. Просто нужно видеть. Не уткнувшись в землю и свои проблемы жить, а смотреть вокруг себя.

    Автор: ТАТЬЯНА КУЗНЕЧЕНКОВАГродзенская праўда
    Теги: 

Комментарии (0)