27 Апреля, 2024 Суббота

Большой театр: много стилей, почерков, имен

  • 16 марта 2018 Культура Русский 0

    В 2018-м Большому театру Беларуси исполняется 85. О знаковых премьерах, о новых и уже традиционных проектах, о престижных для Большого и страны гастролях, о восстановлении балета «Альпийская баллада» и еще о многом другом — откровенный разговор с генеральным директором Национального академического Большого театра оперы и балета Беларуси Владимиром Гридюшко

    «Анастасия», «Петрушка», «Богема»…

    — Позвольте начать, Владимир Павлович, с чуть провокационного вопроса. 85 лет — настолько ли это дата знаковая, что театр решил так масштабно ее праздновать?

    — А я не сказал бы, что мы так уж масштабно ее отмечаем. Безусловно, каждая красивая дата является знаковым событием, но ничего сверхъестественного мы не собираемся делать — идет наш обычный творческий процесс, насыщенный и яркий. Кстати, несколько лет назад день рождения театра 25 мая мы стали отмечать днем открытых дверей, а совсем недавно показывать в этот же день «Кармен». Почему «Кармен»? С этого спектакля начиналась история театра в 1933 году, и пела в нем сама Лариса Александровская. Два этих события непременно оставляем. Большой гала-концерт накануне 85-летия — это тоже очень важно. Другое дело, что к этой дате мы еще больше насыщаем привычную зрителям программу. Добавляем такие новые формы, как игру симфонического оркестра на улице, всевозможные костюмированные парады артистов, углубляем содержание экскурсий, проводим творческие встречи в камерном зале. И все вместе это подведет вечером к спектаклю «Кармен» с участием Алимы Мамди — приглашенной солистки, француженки (она уже дважды показала себя белорусскому зрителю в этой партии). В гала-концерт непременно пригласим солистов, которые имеют статус приглашенных артистов Большого театра, и звезд других театров.

    — А ждать ли нам премьер в этом году?

    — По сути, все наши проекты и все премьеры посвящаем 85-летию театра. Согласитесь, это знаково — выход национального исторического проекта «Анастасия»! Мы его делаем при поддержке «Беларуськалия». Автор либретто Анатолий Делендик, собственно, он же автор сценария фильма «Анастасия Слуцкая». Будет интереснейший балет в постановке Юрия Трояна на музыку Вячеслава Кузнецова.

    Снова обратимся к Стравинскому. И не случайно — у него же белорусские корни! Пока у нас есть балет «Жар-птица», а будет еще и «Петрушка». И то и другое делает Андрис Лиепа, друг нашего театра, с которым мы активно работаем уже лет восемь.

    А как не вспомнить «Тоску», которая в конце февраля получила новую жизнь. Это премьерный спектакль, шикарнейшие концепция и сценография. Критики уже отмечают: «Настоящая «Тоска»! Или вот сейчас всемирно известный режиссер Александр Титель, художественный руководитель театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, работает у нас над спектаклем «Богема» — премьеру ожидаем в апреле.

    — В Минске хорошо знают ваш проект «Большой театр — детям». Удивительно, сколько ребят проходят по закулисью, встречаются с артистами в камерном зале! Вы фактически растите свою публику. А в этом году, насколько я знаю, родилась акция «Большой театр — военнослужащим внутренних войск и сотрудникам подразделений органов внутренних дел». Чья была инициатива?

    — Театра. Вообще, все, что рождается у нас, — это инициатива театра.

    — И с ней все соглашаются?

    — Конечно. К слову, генеральный директор Большого театра является еще и членом общественного совета при Министерстве внутренних дел. И давние связи с его подразделениями характерны для нашего театра. Это очень важно. Важно видеть в сотруднике милиции не солдафона, а интеллигента, человека мыслящего, офицера в полном понимании этого слова. Человека, который может и оценить искусство, и привить любовь к нему. А любовь к искусству побуждает к любви к людям. Все взаимосвязано, правда? После общения с искусством становишься одухотвореннее, чище, светлее душой и сердцем. И результаты работы совершенно иные.

    — Владимир Павлович, слышала, по случаю праздника вы учреждаете свой знак — знак Большого театра. Правда ли?

    — Уже разработан эскиз, скоро пройдем геральдический совет — как принято в подобного рода случаях. Уверен: и ветераны театра, и те, кто работает сейчас, заслуживают такой награды. Полагаю, она будет предметом особой гордости наших работников.

    Вместо ресторана — в театр!

    — Иногда смотрю на афишу Большого и замечаю: то в один день, то в другой у труппы выходной. А позже оказывается, что никаких выходных нет, просто в театре спектаклем или концертом отмечают свой профессиональный праздник или юбилей то банк, то вуз, то крупная частная компания. Это нынче модно?

    — У нас действительно неред­ко выкупают спектакль, полностью билетную книжку или просят сделать концерт. Даже не буду пытаться перечислить эти ведомства и компании, легче сказать, кто за последние годы этого не делал! Для таких организованных зрителей это торжественно и престижно, а для нас — выгодно. И хотя мы можем похвалиться тем, что спектакли идут в основном с полным аншлагом, здесь речь сразу о стопроцентной продаже билетной книжки. И театральному кафе это выгодно — кстати, нашему хозрасчетному структурному подразделению, потому что после каждого мероприятия именно они накрывают соответствующее протокольное угощение.

    — И все же вернемся к 85-летию театра. Согласитесь, красивые даты — это замечательный повод подвести некие итоги. В этом сезоне на Рождественском оперном форуме и конкурсе молодых вокалистов около центрального входа в Большой развевались флаги 27 государств-участников. Это ли не итог огромной работы театра?

    — Это говорит прежде всего о престиже за рубежом этих двух мероприятий. Пользуясь случаем, хочу поблагодарить наших генеральных партнеров «Беларусбанк» и «Белвнешэкономбанк». Артисты приезжают к нам с удовольствием, а позже дружба с ними позволяет нам, собственно, и кадровую политику проводить. Многие из тех, кто поет на конкурсах, потом участвуют в наших спектаклях, например Алима Мамди. К слову, она и на мероприятии по случаю 85-летия будет выступать. Или Джанлука Марчано, сейчас он уже член жюри конкурса. Поначалу ни единого слова по-русски не понимал, а сейчас спокойно общается на русском языке. Был дирижером-постановщиком спектакля «Тоска».

    К сентябрю мы готовим пре­мьеру Рихарда Штрауса, смею заверить, мировую премьеру: ничего подобного нет вообще. «Саломея» Рихарда Штрауса есть, а у нас будет «Саломея и Иоанн». Мы объ­единяем оперу и балет и создаем целостное произведение, над которым работают Михаил Панджавидзе и Виктор Плоскина.

    Еще один штрих к 85-му сезону. «Дон Паскуале» Доницетти — на Рождественский форум мы выходим с этим спектаклем. Причем делаем его для наших стажеров, вообще впервые в истории театра! Не маститых солистов — молодежи, нашего будущего!

    Мы вернулись в Европу

    — Владимир Павлович, а когда в последний раз были такие масштабные гастроли балетной труппы: Австрия, Германия, Швейцария, Мексика, Литва… Тоже «фишка» к 85-летию?

    — Литва — это вообще отдельная история. Давно хотели съез­дить туда именно с «Витовтом». Когда мы его поставили в 2012 году, автобусы из Литвы приезжали, депутаты сейма восхищались: «Белорусы молодцы! А наши не додумались поставить!» Сейчас, когда мы договорились в отношении «Витовта» на зал, который вмещает несколько тысяч человек, министр культуры Литвы удосужилась упрекнуть, дескать, «белорусы занимаются провокацией». Открыто в прессе прозвучало: белорусы посягают на нашу историю, поэтому привозят свой спектакль в Литву. Но спектакль шел не по государственной линии, а по частной, и все прошло успешно. Народ восхищался нашим балетом.

    Как часто бывают гастроли? Что касается Германии и Австрии, то уже 7 лет они регулярные благодаря нашим импресарио госпоже Лутошкиной и господину Шеллеру, которым, кстати, когда-то отказали в праве работать с театром. Неважно, кто кого нашел, но это настоящие партнеры, с которыми вместе прославляем нашу страну. Мы вернулись в Европу, это очень важно. Потому что где гастролировали? Где угодно, только не там. А у нас были крупнейшие гастроли во Франции, в Испании! Германия, Австрия — стабильно каждый год, плюс Италия, в Китай ездили на Дни культуры, дважды показали «Лебединое озеро». При полных аншлагах… Так что гастроли отнюдь не «фишка», как вы говорите.

    — А сами куда-нибудь ездите, Владимир Павлович?

    — На гастроли — нет, конечно, хотя в их рамках могу выехать дня на два-три. Чаще езжу о чем-нибудь договариваться или как член жюри международных конкурсов вокалистов. Очень важно, имея свой конкурс, быть членом жюри других творческих состязаний.

    — Не могу не спросить про то, сколько наших артистов гастролируют сейчас в Мексике. По слухам, три состава! Как театр живет без них?

    — Прекрасно! Кстати, плодо­творнейшая поездка. Одна цифра: 20 дней гастролей — 20 спектаклей «Лебединое озеро»! Но обратите внимание на столичную афишу: там есть «Лебединое озеро» и танцуют в нем наши солисты! Так же происходило и в декабре-январе, когда балет находился в гастрольной поездке по крупнейшим городам Германии, Австрии. То есть мы отправляем какое-то количество артистов балета за границу, но какое-то количество остается. И мы на это время ставим тот репертуар, который в состоянии танцевать меньшим количеством людей. У нас сегодня в балете примерно 120 артистов, это позволяет не лишать удовольствия столичного зрителя. Хочу заметить, артистам надо непременно ездить, без чего их жизнь в искусстве полноценной не назвать, еще это возможность заработать приличные деньги.  Любая гастрольная поездка — какой авторитет для Большого! Какой престиж для страны! Можете себе представить: Вена, Зальцбург, залы на 2,5-3 тысячи зрителей, и все встают и рукоплещут белорусским артистам! При этом, может быть, вообще впервые слышат слово «Беларусь». Многие привыкли ассоциировать наше искусство с Россией, Советским Союзом.

    Курс на мирное сосуществование

    — Владимир Павлович, занимается ли сегодня театр восстановлением, переносом в настоящее тех спектаклей, которые были когда-то в его истории?

    — 2019-й — год великого осво­бождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков — 75 лет. В репертуаре нашего театра когда-то был (1968 год!) спектакль «Альпийская баллада» на музыку Евгения Глебова. Причем музыка к этому спектаклю была признана лучшей в Советском Союзе на конкурсе, посвященном юбилею Октябрьской революции, как и сам балет — лучшим в Советском Союзе. Не могу не отметить, что постановщик Отар Дадишкилиани больше 10 лет работал главным балетмейстером Большого театра Беларуси! Тогда это был еще Большой театр Беларуси, это уже потом, в 1992-м, его разделили на три юридических лица. Слава богу, Главой нашего государства было принято историческое решение об объединении театра в единый. Ему вернули былой статус Большого театра Беларуси, и в таком формате мы работаем после реставрации, с 2009 года. Отар Дадишкилиани поставил в свое время 4 балета: «Спартак», «Ромео и Джульетта», «Тиль Уленшпигель» (тоже музыка Глебова) и «Альпийская баллада».

    Следующий год богат на красивые даты: 75 лет со дня освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков, 90 лет со дня рождения композитора Евгения Глебова, 105 лет со дня рождения народного художника Беларуси Евгения Чемодурова и 95 лет со дня рождения Василя Быкова — балет «Альпийская баллада» поставлен по его произведению. И Отару Дадишкилиани 95 лет. Представьте, сразу пять знаковых дат. Поэтому и предполагаем перенести этот спектакль. К счастью, живы те люди, которые танцевали в этом спектакле, да и сам Отар Михайлович рад идее, говорит: «Давно мечтал, чтобы этот балет вернули на сцену, даже письмо хотел писать Президенту вашей страны!» Письмо писать уже не надо, Отара Михайловича надеемся увидеть на премьере. В свои годы он выглядит прекрасно, в полном здравии! Наш Виктор Саркисьян был прекраснейшим танцовщиком, в том числе в этом спектакле в главной партии. Он тоже согласился работать с нами над этой постановкой. Ну и Юрий Троян, народный артист Беларуси, художественный руководитель балета, будет обеспечивать восстановление этого балета на сцене Большого театра.

    — Поскольку наше агентство «Минск-Новости» — информационный партнер Большого театра, мы уже, кажется, все о вас знаем. И все-таки, что, на ваш взгляд, ускользает от внимания журналистов?

    — Что-то, возможно, и ускользает, но, может, нам и не хочется, чтобы это выходило в СМИ, потому что абсолютно конфиденциальная информация. И еще. Мы не собираемся оправдываться перед кем-то, кого-то в чем-то уговаривать, кому-то в чем-то оппонировать. Мы настроены на мирное сосуществование со всеми. И мы работаем со всеми. У нас побывало много известнейших постановщиков, поистине великих хореографов. Могу назвать народного артиста СССР Владимира Васильева, который ставил «Анюту», народного артиста СССР Никиту Долгушина, вспомните его «Сильфиду» и «Жизель»… Мы «Серенаду» Баланчина сделали, «Шесть танцев» и «Маленькую смерть» на музыку Моцарта — оба Иржи Килиана. Или наш друг Андрис Лиепа, а также Вячеслав Хомяков из Мариинского театра. Алексей Фадеечев, народный артист России, вместе с легендарной балериной современности Ниной Ананиашвили работали над «Лауренсией». Оперные постановщики Ханс-Йоахим Фрай, Пламен Карталов, Андрейс Жагарс, Александр Титель. Всемирно известные художники Юрий Купер, Эрнст Гейдебрехт, Вячеслав Окунев, Виктор Вольский, Александр Васильев…

    Мы исходим из того, что государственный театр не должен быть авторским. Здесь должно быть много стилей, почерков, имен.

    Автор: Екатерина ДУБИНСКАЯМинский курьер
    Теги: 
    • {Нет тегов}

Комментарии (0)