25 Апреля, 2024 Четверг

Проект "Жемчужины малой родины". Святск: возрождение красоты

  • 19 апреля 2018 Культура Русский 0

    В двадцати километрах от интенсивно растущего Гродно гости и жители областного центра могут окунуться в историю более чем двухсотлетней давности. По пути к памятнику гидротехнического зодчества – Августовскому каналу – на трех языках указатель предлагает свернуть в сторону и прикоснуться к атмосфере старины в Святске.

    Судьба родового имения

    Святск был родовым имением знатного магнатского рода Воловичей. Свою историю они вели от легендарного воина по прозвищу Вол: он был телохранителем короля Польского и великого князя Литовского Казимира Ягелончика. Во время битвы с крестоносцами под Хойницами в 1454 году Вол спас Казимира от гибели.

    Самым ярким представителем рода историки считают Остафия Воловича. В 1558 году он стал одним из соавторов Статута ВКЛ.

    Дворец же в Святске в 1779 году заложили по заказу гродненского маршалка Юзефа Воловича. В это время была построена лишь центральная его часть, сочетающая в себе черты барокко и классицизма. В начале XIX века при сыне Юзефа Антонии по обе стороны центрального здания появились боковые флигеля и галереи-колоннады, соединившие постройки в единый комплекс.

    Дворец в Святске строился по проекту итальянского архитектора Джузеппе Сакко. Долгое время он работал в Варшаве, а в 1773 году по приглашению Антония Тизенгауза возглавил школу зодчих на Городнице. С именем этого человека связаны многие значимые для Гродненщины проекты. Принимал участие Джузеппе Сакко, например, в проектировании Нового замка в Гродно, а в 1770– 1775 годах для канцлера ВКЛ Иоахима Хрептовича по его проекту был построен дворец в Щорсах Новогрудского района.

    IMG_6758.jpg

    В XIX веке сын основателя дворца в Святске Антоний передал имение своему наследнику Михаилу. Его дочь Ядвига позже стала последней владелицей дворцового ансамбля из рода Воловичей.

    Потом владельцы менялись: в 1909 году упоминается мещанин Абрам Мерецкий, от которого дворцовый ансамбль перешел к Гумницким и быстро пришел в упадок.

    Его постройки сильно пострадали в годы Первой мировой войны. Дворец грабили и разрушали, из него вынесли практически все вещи. В 20-е годы прошлого века дворцовый ансамбль, тогда лишь отдаленно напоминающий о былом величии, перешел в собственность государства. После реконструкции в 1930-х здесь разместился наркологический санаторий, с 1946-го – госпиталь для инвалидов Великой Отечественной войны, а с 1971-го по 2005-й – санаторий для больных туберкулезом.

    В 2009-м дворцово-парковый комплекс передан ОАО «Санаторий «Озерный». Новый хозяин взялся восстановить исторический облик поместья, каким оно было при Воловичах.

    IMG_6823.jpg

    Дворцовые интерьеры

    Внутреннее убранство дворца практически полностью уничтожено. Кое-что из живописи сегодня просматривается после снятия слоев штукатурки, но здесь еще предстоит большая исследовательская работа, – говорит главный архитектор ОАО «Гродножилстрой» Анатолий Пархута. –В Варшавском политехническом институте нам удалось найти немногие документы архитектора Сосновского, который занимался реконструкцией дворца в 30-е годы прошлого века. Отдельные снимки могут стать отправной точкой в будущем внутреннем оформлении интерьера.

    В атмосфере трех залов, сохранивших более чем двухсотлетний декор, невольно представляется шуршание пышных дамских платьев. Изящность и изысканность потолочной лепнины, узорчатые своды колонн и каменных печей напоминают о былом великолепии.

    IMG_6688.jpg

    IMG_6710.jpg

     

    Каждый зал был оформлен в неповторимом стиле, – рассказывает директор Сопоцкинского культурно-туристического центра Анна Голубцова, которая не один год о дворцовом прошлом Святска рассказывала туристам. –Зал в романтичном стиле – с пейзажами на стенах и небом на потолке, зал древнегреческий – с барельефами из жизни древних греков, колонный зал, в основе которого колонны с узорчатыми сводами, каменные печь и камин…

    IMG_6670.jpg

    IMG_6705.jpg

     

    Все залы выходят в вестибюль первого этажа напротив главного входа. Свой первоначальный вид сохранила и парадная двухмаршевая лестница, которая некогда была главным элементом дворцового вестибюля. Стены вокруг нее украшала живопись с военными сценами. Тем самым с первого этажа гостей замка ступени вели не только в парадные залы второго, но словно и в историю рода Воловичей, о воинской доблести которых напоминает родовой герб с изображением стрел.

    IMG_6545.jpg

    IMG_6582.jpg

    Вокруг дворца был разбит замечательный парк с искусственными озерами, связанными между собой суходоходным шлюзом. Одно из них было кристально чистое – дно его выложили дубовыми досками, и территория у некогда пышного дворца в пригороде Гродно была близка к картинкам Венеции – гости замка плавали на лодках, вдали от городсккой суеты отдыхали на лоне природы.

    IMG_6646.jpg

    Рядом с дворцом Воловичи построили семейную каплицу. В советское время здесь была почта, но сегодня это снова место молитвы – раз в неделю сюда приезжает священник и проводит богослужение.

    IMG_6530.jpg

    Легенда о привидении и Аллея влюбленных…

    Что за дворец без привидения?! В этом плане родовое имение в Святске может посоперничать с замками в Гольшанах и Лиде. Местные жители из поколения в поколение передают легенду о любви юной панночки к конюху. Разгневанный пан Волович, узнав, что его дочь ждет ребенка от простолюдина, приказал утопить его в пруду, а родную дочь живьем замуровать в одном из залов. Шаги панны якобы до сих пор слышатся в огромном опустевшем доме.

    Немало наслышана о привидениях, – говорит Тереза Гедо, которая много лет работала в санатории «Святск» и была последним главным врачом этой здравницы. – Рассказывали, будто в первые послевоенные годы, еще когда здесь располагался госпиталь, один врач видел призрак девушки в голубом одеянии, летающий сквозь стены. Намного позже испуганные медсестры рассказывали, что после отбоя слышали, как в бильярдной, закрытой на ключ, перекатываются шары. Они вошли туда, сложили шары в треугольник, отдельно поставили кии. Через некоторое время опять услышали звук шаров в бильярдной. Заглянули, открыв запертую дверь ключом, а шары и кии разбросаны.

    У озера, которое облюбовала лебединая пара, узкая тропинка ведет вдоль необычной аллеи. В нескольких местах деревья, будто обнявшись, срослись в парах друг с другом.

    IMG_6865.jpg

    Говорят, здесь сбываются  желания о счастливой любви, – подхватывает рассказ Анна Голубцова. – Верно это или нет, можно только догадываться, но когда парк еще был излюбленным местом прогулок гостей и жителей Принеманья, у основания стволов не раз находили монеты, брошенные скорее всего для исполнения желаний. Поговаривают в здешних краях и о необычной силе привезенных с окрестных полей валунов.

    IMG_6622.jpg

    Здесь снимали кино

    В 2006 году один из залов дворца Воловичей в Святске стал съемочной площадкой для российского телесериала «Смерш».

    Два дня снимали сцену прощания военнослужащего с возлюбленной. По сценарию его готовили к операции, и в колонном зале находилась предоперационная военного госпиталя, – вспоминает Тереза Гедо.

    В 2008 году жители Святска приходили ко дворцу понаблюдать за съемками эпизодов телесериала «Застава Жилина». На фоне дворца проходили свадебные гулянья, а мирную картину веселья в фильме прервали немецкие войска.

    Двумя годами позже здесь снимали сцену четырехсерийного фильма «Без права на ошибку», действия в котором происходили в Польше в 1944 году. Зал с ризалитами, декорированный резным деревом, в фильме стал площадкой, где совещались немецкие военачальники.

    В 2012 году пейзажи парка и дворец Воловичей в Святске стали главными героями в ленте популярного путешественника Беларуси Юрия Жигамонта. В интернет-версии программы «Новыя падарожжы дылетанта-2» он рассказал об истории рода и судьбе дворца. В конце программы ведущий понадеялся, что спустя время в стенах былой дворцовой роскоши сможет рассчитывать на встречу не только с привидением. И нынешняя реставрация как раз этому способствует: после окончания работ красотой здешних мест вновь будут наслаждаться тысячи людей.

    Место притяжения

    В Сопоцкинском культурно-туристическом центре помнят те дни, когда автобусы в Святске останавливались один за другим. Пейзажи парка и фасады дворцового комплекса манили для фотосессий молодоженов в день главного торжества. Очень символично у озера их встречала почти ручная лебединая пара, а с крыши дворца клокотом и широким размахом крыльев сулила удачу пара аистов, устроившая здесь гнездо.

    2332425.jpg

    Ни шум строительной техники, ни ежедневная суета людей не пугают птиц и сегодня. В первые дни весеннего тепла громким криком встретили нынешних реставраторов они в этом году. Если верить приметам и не только, он станет очередной счастливой вехой для дворцово-паркового комплекса Воловичей, который спустя почти два с половиной столетия после постройки переживает новый период – возрождение.

    Возвращая былое великолепие

    ОАО «Гродножилстрой» не случайно выбрано генеральным подрядчиком работ. Его специалисты хорошо зарекомендовали себя на реставрации Старого замка и Коложской церкви. Так что домостроители познают мастерство реставрации объектов давней старины, размещенных в Святске на площади более 34 гектаров. Восстановительные работы начались весной прошлого года.

    Главный архитектор ОАО «Гродножилстрой» Анатолий Пархута рассказал, какие работы уже выполнены и что делается сегодня. Как отметил Анатолий Сергеевич, дворцово-парковому комплексу наибольший урон был нанесен во время Первой мировой войны, и уже с тех пор перед реставраторами обозначились проблемы возвращения зданиям первозданного вида. Эта задача стоит и спустя сто с лишним лет.

    IMG_6519.jpg

    Работы выделены в несколько взаимосвязанных пусковых комплексов. Так, в левом и правом флигелях фундаменты усилены вертикальной и горизонтальной изоляцией. Заменена их крыша, усилены перекрытия, выполнена гидроизоляция. Сохранены наружные овальные пилястры. Столярные изделия во флигелях заменены по образцам 1930 года.

    Сейчас активизировались работы в самом дворце. Проведены усиление и гидроизоляция фундаментов. На верхнем этаже, где после вскрытия полов оказалось, что большая половина несущих балок подлежит замене, стоит задача сохранить внутреннюю отделку интерьера, особенно лепнину. Поэтому здесь нужна ювелирная аккуратность при замене пола. Есть предложение заказчика при реставрации мансардного этажа дворца обустроить там гостиничные номера.

    IMG_6807.jpg

    В 30-е годы прошлого века, продолжает свой рассказ Анатолий Пархута, над левой галереей (правая не функционировала ) была скатная стропильная кровля. Но в нее в 1914 году попал снаряд, и кровля сгорела. В 30-е годы прошлого века ее сделали плоской, что позволило туристам прогуливаться по галерее. Сейчас архитекторы ОАО «Гродножилстрой» разработали систему выхода из дворца на левую и правую галереи. Там установят теневые грибки, столики. Откроют нечто вроде буфета, где можно будет заказать чай или кофе, мороженое.

    Самый сложный вопрос – реставрация фасадов дворцового комплекса. Их разрушали и время, и длительная эксплуатация. Сохранена для восстановления только половина пилястр. Для этого использована часть аутентичного кирпича особой закалки. Фасады еще раз исследует столичная «Белреставрация», разработчик проекта реконструкции комплекса. Ее специалистам нужно будет изучить каждую пилястру, капитель, карниз, обналичку окон. Многие элементы, образно говоря, «оторвались» от основы фасада, и нужно думать, что с ними делать.

    IMG_6759.jpg

    В этом году должны завершиться работы на главных зданиях дворцового комплекса. Есть еще многофункциональный корпус, который включает обслуживающие объекты дворца Воловичей. Это склады, амбары, конюшни, построенные в начале XIX века. Этот комплекс почти полностью был разрушен немцами. Но он воссоздается в изначальном облике, с сохранением исторических стен. Такая методика ОАО «Гродножилстрой» уже опробована на восстановлении дома по улице Кирова,3 в историческом центре города, который сразу же приобрели инвесторы. Сохранится доподлинно одна третья часть застройки, выходящая на улицу Вясковую. Здесь будут варить пиво. Откроется каретная для прогулок по всему комплексу и окрестностям. За пределами дворца строится гостевой домик.

    Одновременно проводится большая исследовательская работа, в том числе в архивах Варшавы. Значительную помощь оказывает в этом деле главный врач санатория «Озерный» Александр Купрашевич. На особом контроле объект у председателя облисполкома Владимира Кравцова и его заместителя Владимира Дешко

    Сейчас инвестор рассматривает различные варианты использования комплекса по завершении работ. Святск находится неподалеку от Августовского канала, на территории безвизового режима. Поэтому, кроме гостиничных номеров, здесь предусмотрены музейный комплекс, ресторан, завод по производству живого пива и пивной ресторан.

    Автор: Екатерина МОТЕВИЧ, Николай ШЛЫКГродзенская праўда
    Теги: 

Комментарии (0)