27 Апреля, 2024 Суббота

Стенографические записи

  • 17 июля 2018 Культура Русский 0

    Я здесь!

    Прогуливаясь по нынешней улице Октябрьской, такой ни на что не похожей, пестрой, населенной множеством рисованных персонажей — вымышленных и реальных, трудно даже представить, что всего ­6-7 лет назад райтеры были в столице не в почете. За это время город сделал гигантский шаг навстречу стрит-арту: художников перестали называть вандалами, а для творчества начали предоставлять не спрятанные от глаз заборы на задворках (например, у ж/д путей за Минским заводом шестерен), а заметные площадки в самом центре.

    Несколько изменился и сам род творчества уличных живописцев. В 1990-х и нулевых, когда искусство еще робко поглядывало в сторону городских стен, белорусский стрит-арт мало чем отличался от предшествовавших ему рисунков на заборе. Ведь тогда преобладало граффити. Профессиональны уточняют: этим словом нельзя называть все подряд, лишь шрифтовые композиции. Как правило, автор пишет на стене свое имя. Цель — заявить о себе, будто выходишь на улицу и громко кричишь: «Я здесь!» Возможно, именно по­это­му граффити в нашем обществе заработало репутацию странных художеств, которые лишь портят стены и фасады.

    Птичек жалко

    Мы заметили в минском стрит-арте пре­обла­дает тема природы. Например, уличным искусством увлеклись в организации «Ахова птушак бацькаўшчыны». При ее содействии на стене дома № 11 на улице Парниковой появился гоголь, а на улице Плеханова, 18а, — ушастая сова. Вдоль набережной Свислочи по инициативе архитектора Андрея Каравянского изобразили пернатых, находящихся под угрозой исчезновения: дрофу, зеленого дятла, усатую синицу, белоголового нырка и других. А на здании № 1 на улице Калинина прохожие наблюдают гигантскую сипуху. Эти работы без всякого потаенного смысла заявляют: берегите природу!

    В Минске насчитывается около 40 масштабных стрит-арт работ.

    По своей природе

    Нашествие уличных творцов Минск пережил после того, как в город пришел фестиваль Vulica Brazil. Впервые его провели в 2014 году и организовывали на протяжении четырех лет подряд. В 2018-м, правда, решили взять паузу.

    Благодаря этому фестивалю в столице выделился новый, как сегодня любят говорить, тусовочный квартал в районе уже упомянутой улицы Октябрьской. Кто бы мог подумать, что в промышленный уголок, да еще и исторический, так удачно впишется современное искусство. Сегодня здесь арт-квартал с образовательными пространствами и галереями, уютными кофейнями и барахолками под открытым небом.

    А еще самая большая в Минске коллекция картин во всю стену. И в них уже не просто желание явить свой талант миру, а и определенный посыл обществу. К примеру, гигантский мурал на улице Октябрьской, 19/5, — красочный калейдоскоп из животных, редко встречающихся в Беларуси. На тему экологии высказался художник Bazinato из Молодечно, изобразив на здании № 25 на улице Октябрьской природу, которая вооружается, чтобы выжить. А рядом с памятником Ленину на доме № 16 автор представил свое понимание семейных ценностей: мужчина и женщина держат символический домик, семейный очаг, берущий знания и энергию из Вселенной.

    Стоп-хлам

    Не чужды художникам, работающим в столице, и философские темы. Такую отыскали на улице Фабричной, 22. По мнению автора, пинского художника Mutus, за свою жизнь человек собирает кучу ненужного хлама, от которого стоит избавиться, чтобы подняться выше. Другая, совсем небольшая работа, спряталась у дома № 17 на Октябрьской у баков с отходами. Ее автор тоже призывает избавиться от мусора, только не настоящего, а того, что в голове.

    Делу венец

    Самый свежий мурал — на улице Столетова, 2, — появился на высотке в начале июля этого года. На неделю в столицу заглянул испанский художник Sabek и за это время успел не только придумать концепцию рисунка, но и воплотить идею в жизнь. Работа под названием Domestication («Приручение») посвящена празднику Купалье. Худож­нику понравилось, что у белорусов сохранились архаичные традиции, связанные с природными циклами, поэтому на стене дома он изобразил девушку в стилизованном венке, которая идет искать цветок папоротника. В руках у нее черный кот, выступающий в белорусском фольклоре стражем входа в другой мир.

    Из первых уст

    Кто эти люди, которые разрисовывают город? И зачем им это нужно? Один из авторов настенной живописи в Минске — Митя Писляк. В числе его работ черно-белая копия картины Ивана Хруцкого «Портрет неизвестной с фруктами и цветами» на улице К. Марк­са, 25; мурал на улице Железнодорожной, 31/1, — ваза с плодами; оригинальный рисунок на новостройке в Новой Боровой.

    — Я родился в Минске. Окончил академию искусств, отделение «монументально-декоративное искусство (роспись)». Это как раз связано с рисунками на стене. Образование классическое, учился создавать мозаики, витражи, фрески и тому подобное. Сейчас уличное искусство единственное, что вдохновляет на рисование, то, что я делаю с большим удовольствием. Когда создаешь работу и люди ее видят, это и есть самое ценное. Наблюдаешь за их реакцией и понимаешь, что каким-то образом влияешь на десятки и сотни тех, кто проходит мимо рисунка, — пояснил художник.

    — Каким был первый проект?

    — Это было лет пять назад. Один из моих друзей имел опыт общения с администрациями районов, рассказал, как проходит согласование рисунков, чтобы создавать их легально. Я сделал большой стикер и отправился в администрацию. Но архитектора на месте не оказалось: он ушел в отпуск. Дожидаться не стал, потому что все было готово. Наклеил стикер на улице Красноармейской в районе гостиницы «Пекин». Рисунок там и по сей день, его даже иногда подкрашивают.

    Одна из работ Мити, которая на первый взгляд представляет собой просто красивый натюрморт, созданный в духе старых мастеров, тоже имеет двойное дно. Чтобы понять, нужно присмотреться внимательнее.

    — Я вегетарианец. Для меня животные и рыбы такие же живые существа, как и человек. Поэтому в вазе на улице Железнодорожной вместе с фруктами изобразил человеческие глаза, уши, пальцы. Это завуалированный микровызов, — поясняет автор.

    На вопрос, хватает ли райтерам в Минске поверхностей для самовыражения, художник отвечает:

    — Стен много. Сталинские дома я бы, конечно, не трогал. А вот панельки — без проблем. И серые поверхности заводских корпусов, к примеру, в районе улицы Козлова. Также давно есть идея разрисовать ТЭЦ-4. Сего­дня это просто трубы, а могли бы стать арт-объектом.

    Автор: Дарья ОРЕЛМинский курьер
    Теги: 
    • {Нет тегов}

Комментарии (0)