25 Апреля, 2024 Четверг

Пора надкусывать яблоко

  • 28 мая 2015 Экономика Русский 0

    Наш IT-сектор растет высокими темпами: ежегодно увеличивает обороты чуть ли не в полтора раза. С компаниями из белорусского Парка высоких технологий контракты заключают монстры мирового софтверного рынка. Отечественные программисты стали чуть ли не самими высокооплачиваемыми. Если не в мире, то в Восточной Европе — тоже очень неплохо. Так и хочется сказать: аплодисменты в студию. Правда, мед успехов портит одно «но». В далеком 2005 году IT-сектор получил беспрецедентные льготы. Вполне оправданные: отрасль «обелилась», исчезли зарплаты в конвертах, затормозился отток кадров… Но самое главное: планировалось, что собственные программисты станут подпоркой родному реальному сектору, вдохнут в него вторую конкурентоспособность своими информационными разработками. Увы, прошло десять лет, а успехи нашей IT-индустрии существуют как бы и в отрыве от других секторов экономики. Может, и есть какой мультипликатор, но очень минимальный и незаметный. Причем из года в год растут закупки импортного ПО нашими предприятиями. И счет идет на десятки миллионов долларов. 

    Схема аутсерсинга не просто старая, она почти древняя. Десятки стран через нее развивали самые разнообразные отрасли. Самый яркий след на этой ниве оставил Китай. Используя свои неисчерпаемые ресурсы рабочей силы, они собирали заказы по всему миру, выпускали детали, комплектующие, продукцию под чужими торговыми марками для европейских, американских, японских компаний. Но постепенно отрывались от «материнской груди», копировали, дорабатывали, разрабатывали… И постепенно заполонили мир своей самой разнообразной продукцией. Причем не только дешевой и безымянной. Постепенно китайские торговые марки захватывают рынки. И не только потребительские. Несколько китайских компаний уже являются мировыми лидерами в области передачи высоковольтного электричества. Словом, азиатский регион славится умением количество усиливать качеством, дешевую работу на «чужого дядю» превращать в собственные разработки… 

    Правда, славится Китай и созданием условий для внутренних инвестиций. В том числе, и за счет протекционизма. По некоторым позициям достаточно жесткого. Некоторые группы товаров в Китай ввезти просто нереально. Но сами по себе льготы не обеспечивают прорывного развития отрасли. 

    Чем хорош аутсерсинг? Если посмотреть на вещи упрощенно, то связь заказчика и компании-исполнителя напоминает взаимоотношения предприятия и наемного работника. Последний добросовестно выполняет свои функции, а взамен получает фиксированную зарплату. И его не волнует проблема продаж, рисков, инвестиций… Точно так же и офшорные программисты: качественно и быстро штампуют коды или даже отдельные приложения по указке крупных заказчиков. Прогореть при такой системе практически невозможно. И порог входа в бизнес минимальный. А рентабельность очень даже приличная — в среднем 20—30%. 

    А вот реализовывать собственные идеи под своим же брендом намного хлопотнее. Во-первых, современный корпоративный программный продукт требует значительных вложений — минимум несколько миллионов долларов. В некоторых случаях счет идет на десятки миллионов. Процесс весьма долгий: от идеи до первой продажи обычно проходит 2—3 года. Быстрее не получается. Рисков в таких проектах выше крыши. Даже самые смелые аналитики не могут предположить, что будет, скажем, в году 2017—2018?! Каким будет рынок? В каких софтовых продуктах будет потребность у компаний? Вопросы, вопросы и еще раз вопросы. На которые приходится искать ответы производителям собственных версий ПО. Естественно, не просто гадать на кофейной гуще, а изучать, анализировать, предполагать, прогнозировать. Взаимодействовать с компаниями реального сектора, присматриваться к их проблемам, пытаться решить их программными продуктами. Иначе они окажутся никому не нужны. 

    Работа сложная, многогранная. Тут уже нужны не только программисты, но и экономисты, финансисты, специалисты различных специальностей… Словом, полноценное интеллектуальное ядро. Плюс менеджеры, которые смогут управлять проектом. Кстати, такие управленцы — на вес золота. И, увы, они продолжают уезжать из страны. Да, отток рядовых кадров из IT-сферы удалось сбить. Люди с удовольствием работают в белорусских компаниях. Но как только они вырастают, начинают смотреть в западную сторону. Профессионально и карьерно расти программисту в Беларуси сложно. Большие имена создаются при реализации амбициозных проектов собственного изготовления. А таковых очень и очень мало. 

    Нет большого резона влезать в сложный и долгий инвестиционный цикл. Офшорная схема работает надежно, прибыльно, без рисков. Дополнительных преференций за собственные разработки не предусмотрено. Зачем рисковать, голову ломать? К тому же отечественный рынок широко распахнут для импортных компаний. Отечественный софт на родном рынке защищают очень условно. По крайней мере, мировым транснациональным корпорациям легко удается «подмять» под себя все интересные сегменты. 

    Получается какой-то парадокс в информационных технологиях. Вроде бы все есть, но для активного развития чего-то не хватает. Лет 15 наши айтишники шагают к инновационному будущему, а в отличие от Стива Джобса яблоко по-настоящему так и не надкусили. Может, если уж рассуждать по чесноку, IT-отрасль идет не совсем по перспективному пути развития. Аутсерсинг — это прекрасно. Но не пора ли показать миру силу отечественного софтового интеллекта в готовых продуктах. Чтобы наши предприятия не закупали лицензии на ПО за десятки миллионов долларов валютой у немецких и американских корпораций.

    Александр Королев, главный инспектор финансово-экономического управления Государственного таможенного комитета.

    — Заниматься автоматизацией управленческих процессов Государственный таможенный комитет начал еще в 1998 году. Причем сразу стояла задача внедрить не бухгалтерскую программу, а полноценную ERP-систему, которая должна совмещать в себе функции единого хранилища информации, финансово-экономического вычислителя, поисково-аналитической системы, решать многочисленные задачи комплексного учета. При выборе разработчика и поставщика программного обеспечения сразу ориентировались на отечественных производителей. По нескольким причинам. Во-первых, ГТК – бюджетная организация, поэтому все свои расходы и издержки планирует в белорусских рублях. Цена же импортного софта так или иначе привязана к иностранной валюте. Во-вторых, в деятельности таможенных органов существует много специфических моментов, которые необходимо учитывать при автоматизации. Белорусские разработчики учли все наши пожелания, специально разработали несколько модулей к основному ПО. В-третьих, как для органа государственного управления, ГТК очень важна надежность, бесперебойное обслуживание ERP-системы. И не только в кратковременном, но и долговременном периоде. Белорусский производитель с этой точки зрения самый надежный: центр разработки находится в нашей стране. В целом ГТК доволен сотрудничеством с отечественным поставщиком ПО. Технические решения реализованы на высоком международном уровне, как и качество обслуживания.

    volchkovvv@mail.ru

    Автор: Владимир ВОЛЧКОВРэспубліка

Комментарии (0)