02 Мая, 2024 Четверг

Что нам стоит метро строить?

  • 04 сентября 2015 Экономика Русский 0

    За ответом на этот вопрос наш корреспондент обратился к начальнику дирекции по строительству Минского метрополитена Павлу Царуну

    Сегодня столица Беларуси просто немыслима без мет­рополитена, на долю которого приходится почти 40 процентов всех пассажирских перевозок в городе. Третья линия метро, ее планируют полностью сдать в эксплуатацию в 2022-2023 годах, однозначно поднимет эту планку еще выше. Но почему так долго возводится подземка, что тормозит этот процесс?

    — На первом этапе проектных работ готовится документация по территории, которая находится в зоне влияния метро, — рассказывает Павел Царун. — Прорабатываются все вопросы, касающиеся сноса административных, производственных, жилых зданий и сооружений, расположенных на пути его возведения, отселения жильцов, предоставления им новых квартир, материальной компенсации или других вариантов возмещения.

    — Насколько известно, на примерах строительства первых двух линий подземки этот процесс проходит отнюдь не гладко…

    — Отселение собственников или нанимателей жилья отнимает много не только времени, но и сил. Одних граждан не устраивает район новой квартиры, вторых не удовлетворяет размер компенсации, третьи просто не хотят покидать обжитые места. Оценку строе­ний, подлежащих сносу, проводит проектный институт «Белгипрозем» в соответствии с действующим законодательством. Специалисты этой организации выводят его рыночную стоимость с учетом многих факторов и выдают нам соответствующий отчет. Мы уведомляем собственников о результатах проведенного обследования и предлагаем остановиться на одном из нескольких наиболее приемлемых для них вариантах. В подавляющем большинстве случаев приходим к консенсусу. Но бывают и исключения. Не все собственники жилых строений, подпадающих под снос при строительстве первого этапа третьей линии метро, соглашаются на предложенные им варианты. Этот этап, напомню, включает в себя четыре станции («Вокзальная», «Ковальская слобода», «Юбилейная площадь» и «Площадь Богушевича»), два пересадочных узла, инженерный корпус и здание обслуживающего персонала. Строительная длина этого участка — 4,3 километра, эксплуатационная — на километр меньше. В общей сложности в суды было подано около 10 исков, по некоторым из них разбирательство уже завершено.

    Порой присутствует и чисто человеческий фактор. Умирает собственник жилья, подлежащего сносу, и по закону мы обязаны ждать полгода, пока объявятся его родственники и вступят в законные права наследования. Этот процесс также нельзя ускорить. Отмечу также, что подчас приходится решать вопросы граждан и по предоставленному им новому жилью, если оно имеет какие-либо строительные дефекты. Выходим на подрядчика и требуем их устранить в кратчайшие сроки. Разумеется, все эти обстоятельства не могут не сказываться на темпах уже начавшегося строительства третьей линии.

    — Знаю, есть сложности и с перекладкой инженерных сетей…

    — И прежде всего потому, что топосъемка части из них, проведенная еще несколько десятилетий назад, не соответствует реальному месту их расположения. Это тоже требует дополнительных усилий. Приходится вносить коррективы в проектные решения. Особенно затруднительным стал участок от станции «Юбилейная площадь» до станции «Ковальская слобода». Отметкам в топосъемке не соответствовали ни канализация, ни водопровод, ни теплосеть. К тому же в одном профиле находились по две инженерные сети. Также на этой территории предстоит пройти под железнодорожными путями и двумя путепроводами.

    Встречаются и иные обстоятельства. Так, на улице Воронянского вынуждены были перекладывать тепломагистраль. Закрыли транспортное движение, демонтировали старую конструкцию, создали новую. И только после этого улица была открыта. Сложность на этом участке заключалась в том, что метростроевцы обязаны были провести эти трудоемкие работы в сжатые сроки межотопительного сезона. Или, к примеру, активизировали работы в три смены по перекладке инженерных сетей на участке станции «Ковальская слобода». Когда пришла жаркая погода, от жильцов близлежащего частного сектора стали поступать жалобы и нарекания на невозможность нормального отдыха ночью с открытыми окнами. Пошли им навстречу, дали указание генподрядчику минимизировать, а при необходимости и исключить ночные работы с привлечением техники и механизмов.

    — Сложности проходки пос­ле первых двух линий подземки уже не столь очевидны для метростроевцев?

    — Опыт действительно при­обретен немалый. К примеру, масштабные земляные работы ведутся теперь на участке от станции «Ковальская слобода» до станции «Юбилейная площадь», где залегают песок, суглинок и супесь. Но нам еще предстоит пройти через обводненные грунты. Они ожидают нас в районе улицы Клары Цеткин (станция «Площадь Богушевича»). Будем выполнять работы по водопонижению. То есть искусственно снижать уровень грунтовых вод, бурить скважину, готовить котлован и только потом строить станцию. На этом же участке при перекладке инженерных сетей вынуждены были считаться и с фактором историко-культурного наследия в переулке Северный, где расположены три деревянных дома старинной постройки. Жильцы двух из них уже отселены, им предоставлены новые квартиры. С треть­им домом дело растянулось на год. Вначале умер один из собственников жилья, а затем и наследник. Сейчас приступаем к реализации имущественных прав других родственников. Разработана проектно-сметная документация по демонтажу и переносу домов в новое место. Она согласована с Министерством культуры. При подготовке документов оказалось, что подпорная стенка котлована должна полностью пройти около этого переулка. Обсудили это с жильцами близлежащих строений, взяли разрешение у каждого из них на вырубку находящихся здесь зеленых насаждений. И, поверьте, таких проблем у метростроевцев немало.

    — При возведении первых двух линий возникали, причем неоднократно, и проблемы с финансированием работ.

    — Теперь оно стабильно и достаточно. Заключили еще в прошлом году договор с Банком развития на привлечение кредитных средств. В нынешнем году он выделяет нам 500 миллиардов рублей, еще около 460 миллиардов на возведение подземки пойдут из городского бюджета.

    — Есть ли задержки, сбои с поставкой стройматериалов и оборудования?

    — По стройматериалам не было, практически все они выпускаются предприятиями Беларуси: цемент, арматура, щебенка… Большая часть используемой техники также отечественного производства. В ближайшие дни нам поставят современное зарубежное оборудование «стенка в грунте», которое используется для укрепления конструкций, ограждающих котлован. Однако нас серьезно подвела французская компания, которая обещала поставить в конце авгус­та проходческий комплекс стоимостью 12 миллионов евро. Его эффективность в 4-5 раз выше щита, который использовали при возведении уже действующих линий подземки. «Метрострой» отправлял во Францию на обучение и на контрольную сборку-разборку этого оборудования четырех специалистов. На сегодняшний день получена только часть проходческого комплекса. По предварительной договоренности с французами, после поступления щита в августе мы должны были за два месяца собрать его, протестировать и в конце октября начать прокладку тоннелей. Теперь эти сроки сместились как минимум на два месяца.

    Руководство города поручило нашей дирекции разработать дополнительные мероприятия, обеспечивающие ускорение темпов возведения метрополитена. Планируем усилить кадровый, технический и ресурсный потенциал на наиболее напряженных направлениях строительных работ.

    Автор: Константин БЕЛОУСМинский курьер
    Теги: 

Комментарии (0)