28 Марта, 2024 Четверг

Реформа в масштабе мегаполиса

  • 17 сентября 2015 Экономика Русский 0

    Локальный эксперимент, который с весны обкатывают в двух ЖРЭО Минска, берет новую высоту. Уже к первому декабря восемь оставшихся жилищных объединений столицы станут частью реформы, полностью изменив свою структуру, штатную численность, форму подчинения и, главное, подходы к работе. Но это еще не все. В ноябре Единая дежурно-диспетчерская служба городского ЖКХ наконец обретет конкретные черты и запустит сервис 115.бел. Эдакий коммунальный интерактив, который, судя по опыту Москвы, составит серьезную конкуренцию некоторым соцсетям. 

    ЖРЭО Партизанского района — одно из двух начинавших в апреле-мае реформу. Коллеги с опаской тогда смотрели на все происходящее, когда сходу объединили все ЖЭСы в четыре ЖЭУ, на 20 процентов оптимизировали штат и полностью изменили правила игры, отделив службу заказчика от подрядчика. Что из всего этого вышло по прошествии пяти месяцев, мы сейчас с вами увидим.

    Заказчик нового типа ЖЭУ-3 вобрал в себя три ЖЭСа и получил статус самостоятельного юрлица. Теперь 240 специалистов несут полную ответственность за 194 дома, 8200 лицевых счетов, а говоря проще, 383 000 кв. м жилья. Вроде все по-прежнему, и такое мы с вами уже видели. Но это только на первый взгляд.

    — Раньше я был кто: и швец, и жнец, и на дуде игрец. И прокладку в кране поставь, и теплоузел к зиме подготовь, и лампочку перегоревшую в подъезде замени. Теперь все четко: я хаус-мастер, за мной закреплены 7 пятиэтажных домов, и моя каждодневная работа — только то, что касается технического обслуживания этих «коробок». Ни больше, ни меньше, — объясняет мне тонкости Александр Прокопчик, сотрудник ЖЭУ-3 с тридцатилетним стажем. — В соответствии с технологической картой и новой должностной инструкцией я ежедневно заполняю журнал осмотра инженерных систем и конструктивных элементов. Зарплата состоит из двух частей: 3 млн 93 тысячи рублей — оклад, а к нему переменная часть: 70% от указанной суммы. Так вот, если мастер вечером или служба заказчика при осмотре замечают брак, стимулирующая часть тает на глазах. Многих наших ребят поначалу это выбило из седла, но как следствие заставило пересмотреть прежние подходы к работе. Ушли единицы — остальные переломали себя: уж больно не хотелось терять деньги. 

    В указанном ЖЭУ сейчас 20 рабочих по комплексному обслуживанию зданий и сооружений (хаус-мастеров), но вы не узнаете в них вчерашних жэсовцев. Новая форменная одежда, новые специально разработанные сумки для инструмента. Новый менталитет: лучше сделать хорошо и сразу, чем дожидаться взысканий от мастера, службы заказчика или приезда аварийной службы. Чревато рублем — уже убедились.    

    Текущий ремонт, на который ЖРЭО раньше мучительно подыскивало подрядчиков и объявляло тендеры, тоже поставлен с головы на ноги. Теперь его успешно делают три собственные бригады ЖЭУ, зарабатывая хорошие деньги и имея понятную заинтересованность в качестве. На своем ведь участке трудятся. 

    — Город выделил нам 280 млн рублей стартового капитала на закупку комплектующих для текущего ремонта. Замена участка магистрали в системе отопления, регламентные работы в теплоузле, ремонт фасадов и стыков — все это без вопросов теперь делаем сами, стимулируя людей рублем. Если за июнь рабочие получили 5,5 млн, то уже в июле у них вышло на руки по 9, а на следующий месяц по 10 млн рублей. Стоит ли говорить, что у людей заблестели глаза, они рвут заказы из рук — только давай. Вот она, живая мотивация, о которой мы столько говорили, — искренне рада первым удачам Светлана Макаренко, директор ЖЭУ-3 Партизанского района. — Конечно, при этом мы не ожидали, что контроль со стороны службы заказчика будет настолько пристальным и въедливым. Кое-что пришлось переделывать, ставить на вид,  чего уж там. Зато жильцы по достоинству оценили итоговое качество работ: заявок на устранение неисправностей стало поступать вдвое меньше.

    КУП «ЖКХ Партизанского района» сделало еще один заметный шаг вперед. Первым в Минске оно заключило договор на 24-часовое обслуживание с городской аварийной службой. Теперь аварийка обязана реагировать на тревожные звонки 24 часа в сутки, приезжая к месту ЧП не позднее чем через полчаса и выполняя ремонтные работы до полного устранения аварии. Само собой, отпала необходимость дежурств сотрудников ЖЭУ по выходным. Теперь люди заняты исключительно своей работой: одни смотрят за вверенными домами, вторые выполняют в них ремонт, третьи убирают двор, четвертые — лестничные клетки...  

    — С хаус-мастерами остался лишь один узкий момент: это несерийные дома, по которым еще не до конца разработаны технологические карты на каждый вид выполняемых работ. Второй вопрос — загрузка созданного звена платных бытовых услуг для населения — тех, что выполняются непосредственно в квартире жильца. Чтобы заинтересовать наших специа-листов, мы и здесь ввели коммерческий принцип работы, подняв планку отчислений от заработанных средств с 38 до 68 процентов, — рассказывает о новациях Александр Юхно, директор КУП «ЖКХ Партизанского района». — С 8 сентября на примере нашего района началась тестовая эксплуатация Единой дежурно-диспетчерской службы ЖКХ с номером 115. В ГО «Минское городское жилищное хозяйство» выделено отдельное помещение, где установлено программное обеспечение и подведены телефонные линии. Четверо наших диспетчеров пока принимают звонки только по Партизанскому району, в тестовом режиме отрабатывая навыки и проверяя эффективность нового оборудования. Как только все будет отлажено до мелочей, телефонный сервис ЖКХ охватит все районы столицы.  

    Что же заметили за время проведения эксперимента простые потребители? Мы опросили десятки прохожих, и вот как распределились мнения. Большинство отметило раздельную уборку дворов и подъездов. Заметили люди и хаус-мастеров, которые теперь закреплены за конкретной группой домов. Кому-то уже пришлось вызывать аварийную службу — разницу в сроках прибытия ощутили, а потому назвали. Но все-таки два самых важных момента жильцы Партизанского района пока не заметили…

    — Себестоимость технического обслуживания квадратного метра жилфонда снизилась за эти месяцы на 10 процентов. Все потому, что мы как служба заказчика производим оплату выполненных объемов по факту, после тщательной проверки. Заметили огрехи — сняли с подрядчика энную сумму, сэкономив бюджетные средства, — констатирует Александр Юхно. — За пять месяцев, что идет эксперимент, работники системы ЖКХ района поняли главное: ты либо выполняешь свою работу хорошо, либо по тарифу «бесплатно». И этот постулат двигает реформу вперед, открывая новые горизонты качества и экономии.

     

    КОМПЕТЕНТНО

    Алексей ГЕРАСИМЧИК, заместитель генерального директора ГО «Минское городское жилищное хозяйство»:

    — Сегодня можно смело говорить: подходы, которые мы опробовали на двух ЖРЭО — Первомайском и Партизанском, — оказались эффективными. Они одобрены. Таков краткий итог выездных совещаний, которые провели председатель Мингорисполкома, министр ЖКХ, помощник Президента по Минску. Уже разработана пошаговая инструкция, которая поможет остальным жилищным объединениям до 1 декабря перенять накопленный опыт, выстроить у себя новую систему и запустить реформу по всему городу. К середине 2016-го подведем итоги, проверим эффективность их работы по новой схеме. 

    Один из самых серьезных вопросов, который нужно оперативно решить Минску, — разработать технологические карты обслуживания несерийных жилых домов. По остальным вся нормативная документация для работы хаус-мастеров уже готова и успешно применяется.     

    Если говорить о некоторых результатах первого этапа эксперимента, то можно отметить десятипроцентное сокращение административного аппарата жилищных объединений, снижение письменных обращений граждан и стоимости техобслуживания жилфонда. Мы уверены: со временем эта экономия в масштабах столицы даст более заметный результат. И те средства, которые мы ежемесячно платим за обслуживание одного квадратного метра, будут составлять совсем не треть от полного возмещения затрат, а половину или даже больше. 

    С 8 сентября в стенах нашего объединения проходит обкатку в тестовом режиме Единая дежурно-диспетчерская служба ЖКХ. На номер 115 круглосуточно перенаправляются все звонки жильцов Партизанского района, диспетчеры фиксируют их, связываются с профильными службами и ведут каждый вызов до полного снятия проблемы. С 1 ноября, когда ЕДДС заработает в полном объеме, эти принципы будут реализованы по всему Минску. Для службы уже подобран отдельный офис на улице Московской: 24 часа на звонки минчан будет отвечать 131 диспетчер. Они же будут задействованы в работе нового интерактивного коммунального сервиса — 115.бел. Мобильное приложение сделано по московскому образцу и предполагает размещение на данном ресурсе фотографий, говорящих о конкретной проблеме в системе ЖКХ города. Будь то протекающая труба, неубранная контейнерная площадка или выбитая в подъезде дверь. Человек размещает снимок и спустя время получает в ответ фото с результатами реагирования и коротким сообщением-отчетом до 500 символов. В Москве этот сервис сейчас чрезвычайно популярен. Горожане по достоинству оценили его возможности и размещают там фото не реже, чем в популярных социальных сетях. Напомню, премьера 115.бел состоится в ноябре.

     

    matveev@sb.by

    Автор: Василий МАТВЕЕВРэспубліка
    Теги: 

Комментарии (0)