25 Апреля, 2024 Четверг

Почему в Минске остаются невостребованными гектары самой дорогой земли в стране?

  • 15 октября 2015 Экономика Русский 0

    Земля в Минске — на вес золота. И найти свободный пятачок под застройку сегодня большая проблема. Как в таком случае объяснить появление заброшенных развалин порой прямо в центре города со стремительно растущим количеством жителей и реальной проблемой свободных площадок для бизнеса? Между тем факт: на 1 октября, по данным Минского городского территориального фонда госимущества, около 57 земельных участков с объектами недвижимости либо не используются, либо непозволительно долго строятся–реконструируются. И что характерно: 29 из них в частной собственности, остальные — в ведении государства. Почему остаются невостребованными квадратные метры и гектары самой дорогой земли в стране? В поисках ответа на этот вопрос корреспонденты «СБ» отправились на долгострои. Кстати, путешествуем по «недвижимому» Минску не в первый раз. Не раз обращали внимание, как десятилетиями разрушались недостроенные гаражи по П.Бровки, 38а. Приятно было узнать — есть хорошие перемены. 

    Улица Минина, 12. Здание Дома культуры Минского завода силикатных изделий, от которого остались четыре полуразрушенные стены, на перекрытии второго этажа растут деревья. Согласно паспорту объекта, здесь должно было появиться административное здание, офисы. Правда, еще в далеком 1998 году, когда новый собственник приобрел недвижимость на аукционе. По словам Галины Степуренко, директора фонда «Минскгоримущество», с тех пор здание было несколько раз перепродано, а нынешний собственник где–то потерялся на просторах России. Хотя место чудное: вокруг парк, неподалеку Грушевка — престижный район жилой застройки. 

    — Сейчас рассматривается вопрос об изъятии земельного участка для госнужд, — комментирует картинку Галина Степуренко. — Как такового объекта там уже фактически нет, будет формироваться инвестиционная площадка, корректируется проект детальной планировки, и земельный участок будет выставлен на аукцион для продажи. 

    Однако сделать то же самое в отношении других частных инвесторов далеко не всегда возможно. Например, общество с ограниченной ответственностью приобрело 12 лет назад пункт приема стеклотары по 2–му Переходному переулку. Оно до сих пор не достроено. Но поскольку ни шатко ни валко, но какие–то работы на объекте идут, изъять имущество нельзя. Конституцией закреплены гарантии прав собственника. Можно лишь расторгнуть договор купли–продажи из–за невыполнения его условий. «Но в таком случае владелец выставит нам все понесенные им затраты, — моделирует возможное развитие событий Галина Степуренко. — И когда примем недостроенный объект в коммунальную собственность, его надо будет зарегистрировать, передать в хозяйственное ведение какой–либо госорганизации по рыночной стоимости. Это затраты и налоги. Владельцу дан последний шанс на завершение строительства до февраля 2017 года. Иначе потеряет объект без компенсации».

    Выход? Будоражить владельцев. Два года назад для воздействия на нерадивых собственников введена пятикратная ставка налога на недвижимость. В первом полугодии по 25 пустующим объектам в Минске взыскано в бюджет 546,2 миллиона рублей. То есть платят, но ничего не делают. Аналогичные меры Мингорисполком предлагал предпринять и в отношении земель, на которых расположены неиспользуемые строения, однако в Госкомимуществе эта инициатива поддержки не нашла. По действующему законодательству, нет такого понятия, как неэффективное использование земли, предназначенной для обслуживания строения. Здание есть, значит, земля используется по назначению. Теоретически в таких случаях можно было бы применять пункт 1 статьи 237 Гражданского кодекса, которая гласит, что гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения. Однако критериев «определенно свидетельствующих действий» в законодательстве нет. Потому норма еще ни разу не применялась даже к самым злостным нарушителям. Пока они отделываются уплатой повышенных налогов на недвижимость и периодических штрафов от МЧС и санстанции за ненадлежащее содержание зданий и территории вокруг. 

    Пономаренко, 12. Бывший Дом культуры ОАО «МАПИД». Продан в 2012 году с условием перепрофилирования в многофункциональный комплекс: торговля, офисы, общепит, культура и спорт. Однако, кроме появления на фасаде плаката–растяжки «продажа, аренда» с телефоном, по которому, кстати, я в течение двух дней так и не смогла дозвониться, пока ничего не изменилось. По словам Галины Артимени, начальника управления по распоряжению и использованию государственного имущества и контроля фонда «Минскгоримущество», владелец обивает пороги комитета архитектуры, пытаясь расширить функции объекта, добавив развлекательные — хотел бы открыть там казино: 

    — Это невозможно, мы же продавали здание для иных целей. Да и вряд ли это разумно: в районе старая малоэтажная застройка — люди будут против. Рядом детская музыкальная школа.

    Хотя, вообще, это серьезная проблема. Изменение назначения объекта недвижимости обставлено такими преградами и временными рамками, которые не поддаются никакой логике. В итоге, пройдя через все согласования и изменения в градостроительной документации, собственник может оказаться в совершенно других экономических реалиях. И поймет: все было зря. Потому что такие согласования и изменения у нас длятся годами. Заявленное «одно окно» в этом случае — фикция. Между тем конъюнктура бизнеса меняется стремительно. Судите сами: еще несколько лет назад офисы были дефицитом, сегодня же некоторые владельцы административных центров готовы их сдавать бесплатно, при условии уплаты коммунальных платежей и налогов. Очень быстро город насыщается торговыми помещениями. Скоро и этот бизнес не будет приносить большой доход. И если расстояние от бизнес–идеи до ее реализации не станет максимально четким и коротким, от подобных долгостроев мы никуда не уйдем.

    Чтобы убедиться, что не все бизнесмены плохие хозяева, заглянули еще на два объекта.

    На Корженевского, 4а еще год назад располагался общественный туалет, а к концу года примет первых посетителей трехэтажный административно–торговый центр, построенный за несколько месяцев из сэндвич–панелей. Похоже, решилась судьба и еще одного долгостроя: автоцентра скорой и неотложной помощи на 500 автомашин по улице П.Бровки, 38а. К июню 2016 года, как гласит паспорт объекта, здесь будет многофункциональный комплекс с парковкой и объектами автосервиса.

    Теперь давайте посмотрим на ситуацию у госсобственников. Улица Фроликова, 11. Пустующее общежитие Минского завода автоматических линий. Закрыто где–то 3 года назад. В прошлом году владелец отвечал фонду «Минскгоримущество», что занимается изменением назначения здания с жилого на административное. А в конце нынешнего сентября пришло письмо из Минпрома о том, что с неким ОДО ведутся переговоры по сдаче общежития в аренду. Трудно сказать, договорятся и договариваются ли? Между тем здание расположено рядом с метро, не знаю, как общежитие, а вот арендные квартиры здесь расходились бы как горячие пирожки. 

    Чижевских, 17. Историческое здание, бывшая усадьба в Лошицком парке. Около 3.000 квадратных метров, более 2,6 га земли вокруг. Более 20 раз выставлялось на торги. 28 августа провалились последние: как и все предыдущие, не состоялись. Скорее всего, потенциальных инвесторов пугает цена — более 26 миллиардов рублей и условия — оплатить затраты на приобретение жилья для отселенных бывших жильцов усадьбы. Уже трижды не состоялись и торги по продаже бани на Кабушкина, оцененной в 18 миллиардов рублей и требующей не менее дорогой реконструкции. Может, следовало бы не скупиться и снизить цену и тогда дела пошли бы в гору? Законодательство позволяет уменьшить цену объекта на 80%...

    Более того, фонд «Минск-горимущество» предлагает внести изменения в правила и дать возможность покупателям приобретать объекты в рассрочку до 5 лет (сейчас максимум — год). Причем платежи не обязательно вносить равными долями, а как удобнее: сначала, предположим, поменьше, затем побольше. Ведь не стены главное, а то, какую новую жизнь в них вдохнет человек.

    aelita@sb.by

    Советская Белоруссия № 199 (24829). Четверг, 15 октября 2015

    Автор: Аэлита СЮЛЬЖИНАСБ. Беларусь сегодня

Комментарии (0)