27 Апреля, 2024 Суббота

В Барановичах ремонт подъездов в среднем обходится для жильцов многоэтажек от 850 000 до 1 200 000 рублей. Соответствуют ли суммы качеству

  • 22 октября 2015 Экономика Русский 0

    «А вы ремонт подъезда еще не сделали? Тогда мы идем к вам»

    Этот ставший популярным телевизионный рекламный слоган вспомнила, когда начала разбираться с обращением в редакцию горожанина Гарри Левина в связи с некачественно, по его мнению, выполненным работниками ЖЭСа ремонтом подъезда. Оказалось, что нынче тема ремонта подъездов одинаково актуальна и для горожан, и для коммунальных служб.

    ДОЛГОЖДАННО­-НЕЖДАННЫЙ РЕМОНТ

    Подъезд я бы назвала продолжением квартиры. Хотя это уже не личное пространство, а общественное, все равно хочется, чтобы там было чисто, опрятно, уютно и, в конце концов, безопасно. Зачастую подъезды многоквартирных домов, особенно старой постройки, оставляют малоприятное впечатление.

    Облезлая штукатурка, облупившаяся краска, старые оконные рамы, особый аромат старых мусоропроводов и прочие черты запущенных подъездов знакомы многим из нас. Исправить ситуацию поможет ремонт. На него – наша надежда. А что в реальности?

    В этом году, сообщил заместитель начальника ЖРЭУ по идеологической работе Сергей Пятигоров, работники ЖРЭУ отремонтировали в разы больше подъездов, чем в прошлые годы: к 1 сентября – 146. До конца 2015-­го предстоит привести в порядок практически еще столько же. Годовое задание достаточно серьезное: сделать красивыми 280 подъездов многоквартирных жилых домов.

    Проблема не в том, что у коммунальников не хватает сил (хотя нагрузка приличная). Вся загвоздка в том, что жильцы от такого бурного процесса, мягко скажем, не в восторге.

    Если прежде горожане требовали сделать ремонт, возмущались, что его никак не начнут, то нынче ситуация прямо противоположна. Заместитель начальника ЖРЭУ по эксплуатации жилищного фондаГеннадий Зубрицкий признается:

    – Чтобы уговорить жителей согласиться на ремонт подъездов, надо не одно собрание провести, а три-четыре, а то и пять.

    Эти слова подтвердил и начальник 6-­го ЖЭСа Сергей Семашко:

    – Трудно сегодня убеждать людей в необходимости ремонта. Надо чуть ли не с каждым говорить индивидуально. Поэтому мы стремимся идти навстречу жильцам, максимально учитывать их интересы, просьбы и финансовые возможности.

    КОГДА ПЛАТИМ СВОИ

    Вот и ключ к разгадке: все упирается в деньги, причем в деньги из кармана жильцов. Сегодня, я бы сказала, материализуется то, что еще три года назад законодатели закрепили в новом Жилищном кодексе.

    Пункт 3 статьи 31 гласит: плата за текущий ремонт в много­квартирном доме вносится собственниками, нанимателями или арендаторами жилых помещений по фактическим затратам. Вот почему большинство жильцов против ремонта подъезда. Если еще вчера они радели за ремонт, потому что надеялись на средства бюджета, то сегодня многим все равно, что творится за дверью их квартиры. Главное, чтобы не платить.

    – Понимая ситуацию, – говорит Сергей Семашко, – мы стараемся удешевить ремонт подъезда, идем на минимальные затраты, чтобы человеку было не так накладно.

    Для примера Сергей Михайлович взял дом № 8 по улице 50 лет ВЛКСМ.

    В подъездах дома нет панелей, и надо красить весь подъезд от пола до потолка. Чтобы удешевить работу, на собрании жильцы решили использовать не улучшенную краску, которую им предложили коммунальники, а обычную.

    – Так и сказали: сделайте нам «простую», – говорит начальник ЖЭС­6. – И не в два слоя красьте, а один раз. Мы в ответ: так ведь и качество соответствующее будет; жильцы своё: «Нас устраивает». Раз устраивает, мы делаем.

    При этом Сергей Семашко замечает:

    – Хотя, если бы жильцы делали ремонт у себя дома, в квартире, думаю, хорошенько зачистили бы стены от старой краски и зашпатлевали. Но это обошлось бы значительно дороже…

    ДЕШЕВО – НЕ ЗНАЧИТ НЕКАЧЕСТВЕННО

    Посмотреть на ремонт подъезда, в котором он проживает, журналиста «Нк» пригласил житель дома № 84 по улице Советской Гарри Левин. Горожанин возмущен:

    – У нас в подъезде 16 квартир. Нам выставили за ремонт 17 миллионов 697 тысяч 204 рубля! За такое качество? С первого шага – и сразу халтура.

     

    Дефекты нового ремонта Гарри Григорьевич находит повсюду: на стенах, трубах, окнах. Самые явные выбоины коммунальники заделали, а выравнивание стен, к примеру, в смету не вошло. Так же, как и зачистка окон. В смете, с которой ознакомились жильцы третьего подъезда 84­го дома, так и указано: улучшенная масляная окраска ранее окрашенных окон за 1 раз с расчисткой старой краски до 10%.

    До 10% – это, считайте, ничего. Потому что новая краска нанесена на старую облупившуюся. Внизу оконную раму и вовсе не покрасили. Выщербленные углы стен какими были, такими и остались – их только обновили зеленой краской.

    – Все нюансы побелки, покраски оговаривались с жильцами на собрании, – комментирует претензии жильца Сергей Пятигоров. – Затем была составлена смета с указанием видов и объема работ, подписаны договоры на оказание данной услуги с каждым собственником. Если бы жильцы согласились на евроремонт, то и сумма затрат была бы значительно выше.

    – Но, согласитесь, Сергей Владимирович, дешево – не значит некачественно, – пытаюсь вставить свой аргумент.

    – Согласен. Но в конечном итоге после ремонта жильцы ведь подписали акт приемки.

    Действительно, в акте от 30 сентября 2015 года о том, что текущий ремонт в подъезде силами работников ЖЭС-­2 завершен в установленные сроки, выполнен качественно, в числе членов рабочей комиссии: главного инженера ЖЭС-­2 Сергея Красовского, мастера Инны Кочетовой, инженера по работе с населением Натальи Высоцкой – есть и подпись собственника, проживающего в этом подъезде, Лилии Нарчило. Лилия Владимировна была уполномоченной по подъезду на время проведения ремонта. Своей подписью она удостоверила и запись о том, что уполномоченное лицо претензий к качеству не имеет.

    – Вы думаете, я сама сразу поставила подпись? – говорит Лилия Владимировна. – Нет, я обошла практически все квартиры, спрашивала мнение жильцов и только после того, как услышала их согласие, подписала акт приемки. Людей устроила сумма и возможность выплатить деньги в рассрочку.

    Помолчав, Лилия Владимировна в сердцах добавила:

    – Знаете, сколько здоровья отнял у меня этот ремонт?!

    Я верю. Потому что знаю, сколько нервов стоил ремонт подъезда моего кооперативного дома для моего соседа. Который, по своей наивности и доброте, вызвался собирать деньги с жильцов и искать исполнителя работ. Ремонт после смены нескольких подрядчиков в конце концов сделали, но после этого всегда сдержанный и уравновешенный сосед наотрез отказался выступать инициатором подобных дел. Интересно, кто его заменит? Будем приглашать человека извне, так же, как и председателя жилищно-строительного кооператива?

    Сегодня один кивает на другого, люди выказывают безразличие и равнодушие.

    На минуту отвлеклась от беседы с Гарри Левиным, обратилась еще к одному жильцу подъезда:

    – А вы как оцениваете ремонт вашего подъезда?

    – Да это мазня, а не ремонт.

    И мужчина быстро ушел по своим делам.

    И РАССРОЧКА, И ДРУГОЙ ПОДРЯДЧИК

    А я вспомнила еще одну фразу уполномоченной по подъезду:

    – Коммунальники работать современно не умеют.

    С такой оценкой категорически не согласен Сергей Пятигоров:

    – Пожалуйста, мы не навязываем свои услуги, можно выбрать другого подрядчика. Мы будем только контролировать сроки выполнения ремонта.

    Гарри Левин рассказывает о том, что дважды предлагал своим соседям по подъезду мастеров-частников, их услуга была явно дешевле: 13 миллионов и 9 миллионов рублей. Однако первые попросили рассчитаться сразу, безо всяких рассрочек, а вторых, по его словам, сами жильцы «профукали»: пока думали-гадали, те нашли другой объект.

    Вместе с Сергеем Пятигоровым мы отправились еще по одному адресу: на Пирогова, 4. Там делали ремонт работники 6-­го ЖЭСа и другой подрядной организации. Жильцы первого подъезда остались довольны, а жильцы третьего, о чем сказал Сергей Семашко, заставили подрядчиков недоделки устранить. Каким бы дешевым, по словам коммунальников, ремонт ни был, люди выкладывают деньги из своих кошельков.

    В среднем ремонт подъездов жильцам обходится в сумме от 850 тысяч до 1 200 000 рублей, в зависимости от площади занимаемой квартиры. Хотя были примеры, отмечает Сергей Семашко, когда жильцы на собрании принимали решение, что все будут платить одинаково.

    – Не думайте, что эту сумму надо внести сразу же. Мы предоставляем горожанам рассрочку на три месяца, – комментирует Сергей Михайлович.

    А можно и на 6 месяцев. Министерство жилищно-коммунального хозяйства в своих рекомендациях допускает эти сроки. Вот только для коммунального предприятия полугодовая рассрочка не совсем выгодна. По словам Сергея Пятигорова, рентабельность этих работ нулевая, предприятие не зарабатывает, а только покрывает свои затраты.

    СТИМУЛ БЕРЕЖЛИВОСТИ?

    Текущий ремонт относится к основным жилищно-коммунальным услугам. Отказаться от их оплаты недопустимо. И если для того, чтобы составить смету и приступить к ремонту подъезда, достаточно согласия большинства собственников и нанимателей, то затем оплачивать работы будут абсолютно все жильцы, даже те, которые от ремонта отказались.

    – В своей работе мы руководствуемся методическими рекомендациями Министерства жилищно-коммунального хозяйства об организации проведения работ по текущему ремонту, которые были приняты 4 февраля 2015 года, – говорит Сергей Пятигоров. – Ремонт подъездов могут начать в нескольких случаях: если там обнаружат несоответствия по техническому кодексу, если есть дефекты отделки: сколы, выбоины, трещины, отслоения краски, надписи, рисунки.

    Нововведение в законодательстве ЖКХ – неизбежность, которую нам придется принять. Если мы хотим, чтобы в подъездах и дворах бы порядок и уют, глупо надеяться на доброго дядю, который придет и все это обеспечит, тем более даром. Чудес не бывает.

    Многие горожане ждут капитального ремонта, надеясь, что с его помощью заодно и подъезд отремонтируют. Однако теперь и тут жильцы получат далеко не те услуги, на которые они надеются. Если раньше дома одевали в «шубы», в окна квартир вставляли стеклопакеты, во дворах обустраивали пешеходные дорожки, детские площадки и газоны, то отныне с этой роскошью придется попрощаться.

    Жилищный кодекс предусматривает только «восстановление основных физико-технических, эстетических и потребительских качеств зданий, утраченных в процессе эксплуатации». То есть за счет средств капитального ремонта отремонтируют кровлю, балконы, несущие конструкции и внутридомовые инженерные сети.

    Все остальное: ремонт, замену или утепление окон и дверей, стен, полов, радиаторов, электротехнического, газового, сантехнического оборудования и электропроводки – жильцы обязаны производить за свой счет. Утепление самого дома теперь – только по результатам экспертизы.

    Так нас приучают к мысли о том, что вместе с правами на жильё мы получаем еще и обязанности по его нормальному содержанию. Тем более в ситуации, когда 90% – такую цифру назвал Сергей Пятигоров – квартир государственного жилого фонда в городе приватизировано.

    Так что чем беспечнее каждый собственник относится к общему имуществу в многоквартирном доме, тем дороже ему обойдется восстановление этого имущества.

    Но вот парадокс: даже оплатив текущий ремонт подъезда, некоторые собственники ведут себя по-старому – мусорят, бросают окурки. Гарри Левин, например, с огорчением заметил:

    – Еще краска на стенах не высохла, а уже царапины появились.

    Автор: Светлана ГИЛЬНаш край

Комментарии (0)