— Наверное, после закрытия авиасообщения между Украиной и Россией большую часть клиентов одесского рейса «Белавиа» составили люди, путешествующие между этими странами?
— Не совсем так. Есть и прямые пассажиры. Их не очень много, но они есть. Недавно открывшийся рейс на Одессу еще не очень раскручен. Летом, безусловно, прямых пассажиров станет больше. Мы взяли на себя и некоторые другие направления, которые ранее обслуживали российские и украинские перевозчики. Причем стоимость билетов для транзитников не отличается от цен, которые предлагали до сегодняшнего дня российские и украинские компании.
— Ситуация поспособствует тому, чтобы «Белавиа» расправила крылья в сложной экономической ситуации?
— Мы не радуемся проблемам, возникшим у наших партнеров по бизнесу. Но и упускать открывшиеся возможности неразумно. Каждый зарабатывает, как может.
— Ставка на транзит?
— Транзита много, но это не только Россия. Есть пассажиры и из Казахстана, из других стран СНГ.
— Но основная часть пассажиров нового рейса — это все-таки россияне?
— Да, это так. Их порядка 80 процентов.
— Неужели, например, из Сочи выгоднее добираться в Одессу через Минск по воздуху?
— Смотря с чем сравнивать.
— Ну, хотя бы с морским путем.
— По деньгам точно ничего не выиграете, а по времени — вам самим решать.
— Что это дает минчанам в плане экономики?
— Плата за услуги, обслуживание в аэропорту, загрузка авиапарка — все отражается на стоимости билета. Если эти работы мы выполняем самостоятельно — тарифы ниже. Кроме того, создаются дополнительные рабочие места.
— Несмотря на окончание курортного сезона, на первый рейс в Одессу свободных мест не было.
— Ничего удивительного — этот рейс планировался давно. Мы просчитали, что его востребованность даже превысит наши возможности. И не ошиблись. Ранее предполагалось использовать для первого полета борт несколько меньшей вместимости. Но в итоге пришлось заменить его на больший самолет. Помимо удобства для пассажиров открытие рейса Минск — Одесса — Минск имеет ценность и для развития туризма.
— Въездной туризм в Беларуси действительно недостаточно развит, но при чем здесь авиакомпания?
— Это не совсем свойственные нам функции, но мы заинтересованы в освоении такого направления. Открытие нового рейса отчасти поможет снять и эту проблему. Мы готовы предоставить в дальнейшем специальные тарифные условия для туристов. Есть договоренность о проведении рекламных кампаний по въездному туризму. Мы переговорили с мэрией Одессы, руководством аэропорта города, ведущими туроператорами об обмене ознакомительными турами для прессы и туристических компаний. Даты первых из них определим в ближайшее время.
— Минчане хорошо знают ваши лайнеры производства американской компании «Боинг» и бразильской «Эмбраер». Планируется ли расширение модельного ряда авиатехники?
— Нет. Выгоднее сосредоточиться на довольно узком списке производителей. Иначе можно столкнуться с проблемами обучения и переобучения экипажей, технического обслуживания бортов, закупки запчастей…
— Пополнение в парке самолетов в ближайшее время ожидается?
— Конечно. Авиакомпания, во флоте которой 27 самолетов, выполняет собственные регулярные рейсы в 46 аэропортов 28 стран Европы, СНГ и Азии. Еще три «Боинга 737-800» на 189 кресел новейшей модификации прямо с завода получим летом следующего года.
— Часть регламентных работ по «Боингу» вы освоили на собственной технической базе. А как дела с «Эмбраерами»?
— Обслуживание лайнеров — процесс сложный и дорогостоящий. На окупаемость таких работ реально выйти только при парке самолетов не менее полусотни. Поэтому мы пытаемся часть процедур, в том числе и на судах бразильского изготовления, выполнять самостоятельно на собственной авиационно-технической базе. Это в интересах нашей фирмы и в интересах пассажиров, которые могут меньше платить за перевозку. Но наиболее технически сложные операции мы по-прежнему вынуждены заказывать за рубежом. Ряд процедур самостоятельно могут выполнять только очень крупные авиакомпании. Но работа в этом направлении не прерывается.
— Какие направления «Белавиа» планирует осваивать в ближайшем будущем?
— Каждый новый рейс — это итог межгосударственных переговоров. По существующим договоренностям полеты между Минском и Киевом предусматривают не более двух рейсов в день. Потребность — выше. Но решение зависит от способности двух сторон договориться. Надеюсь, это удастся в ближайшем будущем. Кроме того, если ранее в Киев из Минска летали канадские CRJ, то при подготовке к зимнему сезону сделали основным самолетом «Боинг 737-300», который имеет 148 посадочных мест. Пока просто заменяем самолеты на более вместительные. Кроме того, есть интерес, как с украинской стороны, так и с нашей, к харьковскому направлению. Авиакомпания «Мотор Сич» рассматривает возможность совместной эксплуатации рейсов из Запорожья в Минск.
— Планируется ли у нас предоставление пассажирам услуг перевозок по минимальным ценам?
— Пока введение лоукост-перевозок на отечественном рынке авиасообщений мы считаем преждевременным по коммерческим причинам. Закупать крупные самолеты нам нет смысла — маловат пассажиропоток «Белавиа». Рентабельность же достигается при больших объемах. Есть ведь разница между двухпалубным «Джамбо Джет» от компании «Боинг» на тысячу и более пассажиров и нашим 737-м на полтораста мест. Кроме того, работа лоукостеров не предусматривает перевозку транзитных пассажиров. А у нас они составляют значительную долю клиентов.
— Как получилось, что лететь в Одессу из Санкт-Петербурга транзитом через Минск, по словам одного из пассажиров, на 20 процентов дешевле, чем добираться поездом?
— Если сравнивать стоимость перелета в экономклассе с ценой билета в купейный вагон хорошего фирменного поезда, то с нами лететь действительно выгоднее.
То же самое касается сравнения бизнес-класса и вагона СВ. Мы действительно смогли в этом сегменте предоставить нашим клиентам более выгодные условия. Конечно, с плацкартным или с общим вагоном мы конкурировать не сможем. Но тут уж каждый выбирает сам.
— Кто-то еще собирается работать на маршруте между Минском и Одессой?
— Я пока не располагаю такой информацией. Мы будем только рады конкурентам, ведь это поможет нам найти новые ниши в деятельности по воздушным перевозкам и посоревноваться с партнерами в качестве предоставляемых услуг.
Введение лоукост-перевозчиков на отечественном рынке авиасообщений пока нецелесообразно по коммерческим причинам. Маловаты пассажиропоток и вместимость наших авиалайнеров.
Комментарии (0)