28 Марта, 2024 Четверг

Семейный штурвал

  • 11 ноября 2015 Экономика Русский 0

    Было августовское солнечное утро. На площади у Дома культуры Учхоза Белорусской государственной сельхозакадемии дружно собралась команда механизаторов. К тому времени местные артисты установили здесь озвучивающую аппаратуру, и на всю деревню Паршино в честь виновников торжества, а точнее – передовиков жатвы на её финише звучали задорные лирические мотивы.

    Этот небольшой промежуток времени, пока на полях не обветрится роса, руководство хозяйства, прибывшие сюда профсоюзные начальники из Горок решили посвятить чествованию комбайнеров-тысячников. А их сразу аж 12 экипажей. И все мужики как на подбор, испытанные асы, многие из которых – участники и победители районных, областных и республиканских «Дажынак».

    Среди этой мужской братии оказалась ну прямо-таки юная девчушка – Наталья Якушева, помощница комбайнера, то есть собственного мужа Александра. Несмело, в сопровождении благоверного подходит она к импровизированной трибуне, получает из рук директора учхоза Николая Блохина причитающиеся ей цветы и награду, а в придачу – аплодисменты и лестные слова благодарности за плодотворный труд – и всё это в музыкальном сопровождении. Пройдёт ещё каких-то полчаса – и семейный экипаж будет уже в поле, в своей загонке – дожинать остатки обильных даже в этом засушливом году хлебов. Он – за штурвалом громадного грохочущего агрегата, она – за широкой спиной своего, в данном случае, непререкаемого властелина...

    Семейный экипаж Якушевых выступил на жатве впервые. Раньше Александр работал в паре с отцом, Валерием Александровичем, с другими односельчанами. В 2011 году с Валерием Циркуновым на республиканских «Дажынках» в Молодечно взяли третье место.

    – Силы хватало, — размышляет Александр, – но не было необходимых в этом деле навыков. Всё-таки комбайн, сложнейший комбинированный агрегат. И я попросил отца-пенсионера, который много сезонов протрудился комбайнером, чтобы поработал у меня помощником и передал свой опыт. Ну а нынче, когда опыта поднабрался и остался совсем один, решил взять в помощники жену.

    – Что значит «решил»? И она согласилась?

    – Поначалу не соглашалась – работа, мол, тяжёлая, непривычная. Но я её уговорил...

    – Я тоже подумала, что не женских рук это дело, – присоединяется к разговору Наталья.– Даже семилетний сын Артём запротестовал: «Мама, – говорит, – эта работа не для девочек!» И сразу же предложил решение проблемы: «Ты, мама, будешь дома нам щи варить, а я пойду к папе помощником».

    Артём уже достаточно взрослый, чтобы здраво рассуждать и вносить подобные деловые предложения. А восьмилетняя дочь Настя загадочно улыбалась. Наверно, в душе поддерживала маму в её решении освоить штурвал этой чудовищно громадной машины, в кабине которой только рядом с папой она чувствовала себя уверенно и смело. И готова была даже подменить маму у домашнего очага и варить такие же, как она, вкусные семейные щи.

    А всё же: кто в доме Якушевых реальный глава семейства?

    – У нас так: личное – дома, а работа есть работа, – полагает Александр. — И каждый член семьи на своём месте – хозяин.

    – Всё у нас получается согласованно, – дополняет Наталья. – На работе он главный, дома за столом – я. Он в машинах специалист, я – на кухне. В поле я у него помощник, дома – он у меня. И никто не командует.

    – А семейная касса у кого?

    — Она у нас общая. Знаем, где деньги лежат. Если что купить – обсуждаем. Детям нужно на мороженое или ещё на что – пожалуйста, но и они знают наши возможности – лишнего не попросят. Собираемся, если проблемы, говорим, спорим, решаем. И к мнению детей прислушиваемся.

    – Сам-то в кухонных делах разбираешься? Варить умеешь?  — Это вопрос к Александру.

    – Не приходилось. В делах постоянно...

    А Наталья, в принципе, могла бы стать учёным агрономом. В своё время поступила в Белорусскую государственную сельхозакадемию, год успешно отзанималась, благо, жила у родителей здесь же, в Академгородке. Но судьба распорядилась иначе...

    Александр и Наталья вместе ходили в одну и ту же школу. Он двумя годами раньше, она, естественно, двумя годами позже. Так попутно, невзначай и выбрали друг друга. В одно прекрасное время стали неразлучными друзьями. Теперь уже – на всю оставшуюся жизнь, которая, в принципе, ещё только начинается.

    Вообще-то, ещё после школы Наталья решила стать кулинаром. Специальные курсы окончила, пекла прекрасные караваи, но эта работа показалась ей излишне прозаичной. Тогда и поступила в академию на агрофак. Но тут один за другим пошли детишки – Настя, Артём… Забросила науку, пригрелась у домашнего очага: пекла хлеб, варила щи, ребятишек в школу собирала...

    – Саша в это время готовил комбайн к уборке. И вот как-то за обедом говорит: мол, надоело мне каждый год себе помощника на стороне искать – чем ты не помощница? Я отвечаю: тебя на это учили, а я в комбайнах вообще не разбираюсь. «В них тебе и разбираться особо не надо, – говорит. – Ключи подать, подшипники смазать – особой науки не требуется. А всё остальное я беру на себя».

    – Тем более, – подсказывает Александр, – директор не возражал, наоборот, говорил, пожалуйста, если у неё есть такое желание. На том и пришли к согласию. Объяснил ей, показал, что и как. Приспособилась быстро. Теперь уже и за штурвал садится, может свободно комбайном управлять. Сама убедилась, что ничего сложного в этом нет. Даже кое в чём и мне подсказывает, того и гляди – и меня в помощники разжалует.

    Шутки шутками, а в помощниках всю жизнь ходить – тоже не выход, полагает Наталья. Надо и ей какое-то конкретное дело осваивать. Нынче детишки, можно сказать, взрослыми стали, в школу их водить не надо, благо она рядом. Семья живёт в коммунальной девятиэтажке – условия чисто городские. Собственного хозяйства пока нет – родителям помогают на огороде. А в будущем чета Якушевых действительно мечтает собственное подворье завести. Может быть, дом получат в агрогородке – учхоз ныне много жилья строит для своих работников. А семейному союзу уже почти десять лет.

    Свободного времени у Якушевых, можно сказать, и нет. Только зимой могут собраться вместе всей семьёй. А с весны до поздней осени у Александра работ – невпроворот: трактор поставил – на кормоуборочный агрегат перебрался, затем пора основной жатвы. И так по кругу. От темна до темна, от зари до зари. Летом изредка находят время, чтобы на озеро сходить, детишек на катамаране покатать. Не хлебом единым жив человек. Хотя понятия хобби для них не существует. Правда, Артём немного рыбалкой увлекается, мяч гоняет в компании сверстников. В Горках детворе есть чем заняться, есть где летние каникулы провести – кругом спортивные комплексы с бассейнами, три озера в окрестностях города...

    Стало быть, и мама уже может выбрать себе самостоятельное дело.

    – Планы на будущее? – переспрашивает Наталья и деловито размышляет, – построить собственный дом, завести хозяйство и иметь всё своё.

    – Предпринимательством заняться не думали?

    – Это огромные хлопоты. А в наше время на любом производстве заработать на нормальную жизнь можно вполне. Хотя бы и на нашей, учхозовской, ферме. Вот многие едут в Россию на заработки. Три месяца поработали – привезли 10-15 миллионов. Так мы здесь меньше вкалываем, а заработаем больше. К тому же дома. Чистые, одетые, своя крыша над головой… Это раньше рвались из колхоза – на то были свои причины. Теперь совсем другое. Новая техника, лучшие условия работы. Возьмите комбайн – в кабине уютно, как в квартире. Даже кондиционер есть. Да и на ферме: раньше одна доярка за 20 коровами ухаживала, тяжело было, работа грязная. Сейчас оператор обслуживает 200-300 голов и легко справляется. И получает соответственно. Фермы оборудованы всем необходимым. Всё культурно, комфортно. Здесь можно переодеться и даже помыться, душ принять. Просто молодёжь нашу со всем этим комфортом со школьной скамьи знакомить нужно.

    – Но вот жатва закончится, чем заниматься будете? Мужу работа найдётся, а вы?

    – Пойду к директору, посоветуюсь, может, он что предложит.

    – Дояркой?

    – Нет, меня больше работа телятницей прельщает. Мне нравится ухаживать за маленькими телятками. Я была на ферме, видела, и на всё смотрю реально. Могла бы в своё время стать агрономом, но пошла в декретный, затем снова в декретный, на том и закончилась моя наука. Восстанавливаться не собираюсь. Время ушло, да и желания нет. Я и продавцом работала, и хлеб пекла. Так что если на что-то решусь, то это будет вполне сознательный выбор. Во всяком случае, на семейном совете обсудим.

    Автор: Михаил ВЛАСЕНКОЗямля і людзі

Комментарии (0)