26 Апреля, 2024 Пятница

Трудная задача на дом. Что мешает потенциальным хозяевам приватизировать жилье?

  • 03 декабря 2015 Экономика Русский 0

    Хорошо, когда есть крыша над головой. Еще лучше — когда это крыша собственного дома. Перевод государственного жилья в частное начался в 1992 году. И хотя прошло уже больше 20 лет, вопросы приватизации до сих пор на слуху. Только на Гродненщине сотни людей пожаловались на затянувшиеся сроки передачи жилых помещений от одной организации к другой, на неправильные расчеты стоимости и волокиту. А ведь до истечения сроков, после которых все жилые помещения госжилфонда будут включены в состав арендного жилья, остались считанные месяцы.

    Манящий аромат собственности

    Прошли и забыты те времена, когда жилье давали по очереди, за так. Приватизация государственного жилфонда длится уже более 20 лет и успела пережить несколько волн. Но оказалось, и этого времени многим не хватило. В чем же причина? На самом деле их много: нерасторопность самих граждан, волокита со стороны ответственных лиц, нарушения законодательства и нежелание разбираться в нюансах. На Гродненщине счет жалоб и обращений идет на сотни. В сложившейся ситуации разбиралась «Р». 

    Валентина и Сергей Зайковы из агрогородка Вертелишки Гродненского района на днях поменяли старые прогнившие окна своей квартиры на новые стеклопакеты. Но еще пару лет назад семейная пара жила в доме № 4 по улице Октябрьской на птичьих правах. Вроде бы и прописаны в старенькой «двушке», а больше никаких документов на руках нет. Квартиру в доме 1965 года постройки еще в советские времена получала мать главы семейства. Тогда родители работали на торфобрикетном заводе. Отец погиб, и матери с сыном дали от предприятия эту квартиру. Валентина решила приватизировать жилье после смерти свекрови, чтобы быть уверенной в завтрашнем дне. Но это оказалось непросто. 

    — Два с половиной года только и делаю, что хожу по бюрократическим кругам. Второго сентября 2013-го обратилась в БРТИ за приватизацией. Ответ пришел через несколько месяцев. Приватизация невозможна, потому что неправильно собраны документы. Получалось, что за торфобрикетным заводом квартира не числится, в ЖКХ — тоже ничего, горгаз и райисполком лишь развели руками. Все давали отписки, пока мы не обратились в Министерство жилищно-коммунального хозяйства и Гродненский облисполком. Тогда дело сдвинулось с мертвой точки. Нам посоветовали обратиться в Вертелишковский сельсовет, чтобы там подтвердили давность приобретения этой двухкомнатной квартиры (решение увидело свет 4 ноября 2015 г.). Только после этого нам сделали техпаспорт, и мы смогли наконец-то заняться ремонтом. 

    К сожалению, таких примеров сейчас пруд пруди. Те, кто в последний момент вспомнил о приватизации своих «квадратов», заметно активизировались и начали добиваться «справедливости». Мол, жилье заработал непосильным трудом. А не успел вовремя, потому что не было сил и времени. Новость о том, что государственное и служебное жилье может стать арендным, взволновала многих. Ведь помимо коммунальных услуг придется платить аренду за пользование квадратными метрами. За прошлый год в бюджет области от приватизации жилых помещений поступило 121,6 млрд рублей, с начала нынешнего — 87,1 млрд рублей. Сегодня в Гродно остаются неприватизированными примерно 5,2% жилфонда, из них 3,7% еще можно приватизировать. 

    Но времена изменились. А главное — изменились цены. Именно цена вопроса и стала для многих камнем преткновения. К примеру, для жителя Свислочи обращение в Комитет госконтроля по вопросу правильности расчета стоимости квартиры для приватизации закончилось перерасчетом и снижением стоимости жилого помещения с 179 до 129 миллионов рублей. Для жителя райцентра 50 миллионов — огромная сумма. А для жителя поселка Порозово Свислочского района стоимость жилья и вовсе уменьшилась в разы. После того как специалисты выявили нарушения расчета стоимости приватизируемого жилого помещения, цена уменьшилась с 615 до 141 миллиона рублей. Начальник управления КГК Гродненской области Наталья Кривицкая говорит о системных нарушениях, которых быть не должно:

    — Анализ показал, что значительное количество обращений касается именно вопросов приватизации жилья. Только за 9 месяцев и только к нам поступило 57 обращений, в прошлом году — 131. Очевидно, что городские и районные исполкомы проводят недостаточный контроль за соблюдением требований законодательства при передаче в собственность гражданам жилых домов и квартир. 

    Заместитель начальника управления жилищно-коммунального хозяйства Гродненского облисполкома Елена Касперович по-человечески сочувствует жильцам злополучного общежития и признает тот факт, что цена явно завышена. Осталось выяснить, где закралась ошибка. 

    — В данном случае людям просто не повезло, — считает Елена Касперович. — С прошлого года мы завалены жалобами, касающимися вопросов приватизации. Часто приходится выезжать на место, чтобы убедиться в актуальности и правомерности обращений. Иногда, кстати, перерасчет оказывается не в пользу жильца. Сегодня, как ни считай, цена для простого человека все равно очень велика. Но ошибки и расхождения на несколько десятков миллионов рублей действительно есть. Это во многом связано с тем, что члены комиссий, созданных при райисполкомах, не уделяют своей работе должного внимания. Все расчеты отданы на откуп специалистам ЖКХ, а у них часто не бывает первичной документации, карточек инвентаризации. Они работают с теми цифрами, которые есть в бухгалтерии. Зачастую проблемные ситуации возникают при работе со старым, изношенным жильем. Мало кто хранит документы на дом 1937 года постройки. 

    По-прежнему актуальные для людей проблемы при покупке или продаже жилья, принадлежащего сельхозорганизациям. К проверкам подключилась и прокуратура Гродненской области. Установлены многочисленные факты неправильного применения индекса изменения стоимости строительно-монтажных работ при оценке и определении процента износа. Не единичны случаи волокиты со стороны ответственных лиц. В Ошмянском, Волковысском и Щучинском районах выявлены грубые нарушения месячного срока принятия решений по приватизации. Практически повсеместно состоящие на балансе СПК жилые помещения не зарегистрированы в установленном порядке. Таких по области 2255. А это основная причина затягивания сроков приватизации. Руководители сетуют на отсутствие денег для подготовки правоустанавливающих документов. А в итоге страдают простые работники. 

    Как бы там ни было, в целом процесс приватизации можно назвать успешным. В последние годы обивают пороги инстанций только те, кто в свое время понадеялся на авось. Но и таким не стоит сильно расстраиваться, если квартира все же останется государственной. Просто придется заплатить небольшую надбавку к квартплате. Расчет достаточно прост: за один квадратный метр гродненцам придется выложить 2700 рублей. Если умножить на 60 «квадратов», а это размер стандартной «трешки», выйдет 162 тысячи рублей. Миллионами тут и не пахнет.

     

    КОММЕНТАРИЙ В ТЕМУ

    Наталья КУХАРЧИК, начальник отдела юридической работы и кадров Министерства жилищно-коммунального хозяйства:

    — Приватизировать государственное жилье у нас можно с 1992 года. За это время частной собственностью стали более 90 процентов квартир. При этом в стране на 1 января 2015 года все еще насчитывалось около 240 тысяч подлежащих приватизации квартир госжилфонда. И их потенциальным хозяевам стоит поторопиться: окончательная дата подачи заявления о приватизации – 30 июня 2016 года. После этого, с 1 июля 2016-го, все жилые помещения госжилфонда будут включены в состав арендного жилья, которое приватизации уже не подлежит. 

    Несмотря на то что процесс идет свыше двадцати лет, вопросов у людей еще много. Только в наше министерство за 9 месяцев обратились почти 300 человек, в прошлом году эта цифра была вдвое больше. Спрашивают обо всем: как правильно собрать необходимые документы, кто имеет право на участие в приватизации, какая организация может перерассчитать стоимость жилья.

     

    Tanula.K@mail.ru

    Фото автора

    Автор: Татьяна КОНДРАТЬЕВАРэспубліка

Комментарии (0)