27 Апреля, 2024 Суббота

Учить и учиться - дело не зазорное

  • 15 декабря 2015 Экономика Русский 0

    Наставничество в трудовых коллективах как форма профессионального становления молодых кадров имеет давнюю историю. Опыт, как известно, приобретается с годами, поэтому, делая первые шаги в профессии, «новобранцу» без помощи грамотного коллеги не обойтись. И, заметьте: не такой, как в известной советской комедии «Афоня», где главный герой, слесарь-сантехник Афанасий Борщев, показывает пример откровенного разгильдяйства своим стажерам-юнцам, – а самой что ни на есть квалифицированной, с подсказками и передачей своего богатого профессионального опыта.

    Сохранило ли в действительности наставничество свою актуальность и как организована эта форма работы в трудовых коллективах нашего района? Об этом корреспондент «ДВ» попытался разузнать на примере одного из передовых предприятий Дрогичинщины – открытого акционерного общества   «Экзон».

    …Рядом со мной – аппаратчики приготовления медицинских масс и мазей Сергей Громик и Александр Остапович. Они выполняют одинаковый фронт работ, но отличает коллег трудовой стаж. Он исчисляется несоизмеримо большими годами у Сергея Николаевича, который тройку лет назад и взял шефство над Александром Михайловичем.

    С.Н.Громик работает аппаратчиком на «Экзоне» с 1997 года. И вспоминает, как сам осваивался в профессии:

    – В ту пору ассортимент продукции был значительно меньше. Мы вначале занимались варкой гематогенных масс, а со временем открылись линии производства сиропа, таблеток, порошков и гранул. Старался прилежно всему учиться, изучал оборудование. Зато теперь мне знакомы все нюансы в производстве.

    Интересно, а как вообще на предприятии организован процесс обучения новых кадров? Об этом корреспонденту «ДВ» детально и обстоятельно рассказывает начальник цеха по производству лекарственных средств и биологически активных добавок Андрей Андреевич Сатишур:

    – На «Экзоне» существует специальная программа по обучению людей. Она включает в себя перечень из стандартно-операционных процедур, инструкций по охране труда, нормативной документации, которая регламентирована на производстве. И в цеху на каждого человека заводится контрольная книжка, где регистрируется проведение всех инструктажей и обученческих процессов в отношении нового работника. За ним закрепляются два старших ответственных специалиста, ведущих практическую и теоретическую часть. Чтобы получить первый разряд, аппаратчику необходимо три месяца побыть в роли стажера. А уже потом мастер смены ходатайствует перед комиссией предприятия о подтверждении полученных профессиональных качеств соответствующего разряда с получением права и допуске человека к самостоятельной работе. Подобный подход в наставничестве применяется вплоть до получения специалистом 4-го (самого высокого) разряда.

    Данный «экзамен», в числе других стажеров, оказался по плечу аппаратчику Александру Остаповичу. И во многом в этом заслуга и его коллеги Сергея Громика, к которому сразу попал под опеку.

    – Нормально нам работалось, – вспоминает Александр Михайлович. – Я, в свою очередь, старался прислушиваться к рекомендациям и делать все оперативно. Поэтому, считаю, быстро освоился на новом месте. В этом заслуга и нашего дружного коллектива. Справляюсь ли я с возложенной на меня ответственностью? Думаю – да. Стану ли в будущем сам учить кого-то? Не исключено. Надо только еще больше поднабраться опыта, и, возможно, со временем приму «эстафету» у Сергея Николаевича.

    Кстати, С.Н.Громик подготовил уже не один десяток человек! Всех теперь и упомнить не может. Но признается, что все люди – разные. Кто-то быстро привыкает к предъявляемым требованиям, а кому-то требуется больше времени на «раскачку».

    – Меня не напрягают наставнические функции. Давно к ним привык! – смеется С.Н.Громик. Но затем становится серьезнее и говорит, что хорошо подготовить коллегу – выгодно и для самого учителя. Ведь в будущем им придется вместе работать.

    Добавляет настроения и вдохновения специалистам, которые берут шефство над вновь прибывшими кадрами, и наличие материального стимула. Ведь в положении о премировании прописано: за эту работу человеку полагается премия. Чем не повод уделить время, внимание (а порой, чего скрывать, и сжечь порцию нервных клеток) на профессиональную «огранку» учеников?

    Конечно, им предстоит узнать много неизвестной информации и быть готовыми к соблюдению всех производственных требований. Но по-другому на «Экзоне» никак: ведь потребителя не обманешь, и он ждет качественную продукцию. Она, заметим, такой здесь и является, о чем свидетельствуют показатели в экспорте и на рынках сбыта продукции.

    – На самом деле, тяжело найти хорошего аппаратчика, – рассуждает А.А. Сатишур. – Четкость, честность, чистоплотность, ответственность – такими качествами эти люди должны обладать в полной мере. Потому что аппаратчики – очень важное звено. Они, можно сказать, обеспечивают работу на последующих технологических циклах. К примеру, если не будут правильно сварены гематогенная масса или сироп – то без дела останутся дозировщики, упаковщики. Так что аппаратчикам необходимо понимать свою роль в цепочке производства.

    Андрей Андреевич вспоминает, что из того количества людей, обучавшихся у Сергея Громика, на «Экзоне» осталось работать порядка 20 процентов. Остальные, осознав ответственность и высокие предъявляемые требования, не выдержали даже до окончания срока обучения, и спустя пару смен поняли: «Это не мое». Поэтому на «Экзоне» и наблюдалась кадровая текучка несколько лет назад. Сейчас же положение стабилизировалось, что не может не радовать руководство предприятия.

    …На «Экзоне» в круглосуточном режиме работает 4 смены, и в каждой из них есть человек, который контролирует все процессы – мастер. Самой опытной среди коллег является Ольга Андреевна Соболь. Она – «голова» смены, отвечающая за обеспечение выполнения доведенных производственных показателей, равномерную работу всех технологических линий.

    В подчинении у Ольги Андреевны аппаратчики, дозировщики, уборщики.

    – Нагрузка, конечно, чувствуется. Все-таки переживаю за людей, за исправность оборудования. Я пришла на «Экзон» в 1997 году дозировщиком. Но потом отучилась – и теперь много лет тружусь мастером, – рассказывает О.А.Соболь.

    Интересно, что все три ее коллеги в свое время прошли обучение у Ольги Андреевны.

    – Обучать всегда тяжело, – считает она. – Ведь наша работа взаимосвязана: передаем смены одна одной. И насколько качественно обучишь нового человека – настолько комфортно и спокойно будет идти работа. Тут и самой приходится не забывать о самосовершенствовании. Потому что на всех технологических линиях цеха лекарственных средств и биологически активных добавок в последние годы существенно увеличились ассортимент и перечень производимой продукции.

    В любом коллективе, помимо профессиональной составляющей, есть и человеческая. И Ольге Андреевне приятно, что «ее» смена в этом плане – на высоте.

     – К каждому человеку нужно найти подход. В нашем коллективе все привыкли друг к другу, поэтому и атмосфера наблюдается благожелательная. И когда в силу производственной необходимости людей приходится временно отправлять в другую смену, то персонал к этому относится весьма болезненно! – смеется О.А.Соболь.

    …Как видим, принцип наставничества был и остается продуктивным и актуальным в трудовых коллективах. Ведь учиться – это не зазорно. Как и достойной является миссия по подготовке профессионалов своего дела.

    Алексей НАУМОВЕЦ

    Фото Ивана ЛЕОНЧИКА

     

     

    Автор: Алексей НаумовецДрагічынскі веснік

Комментарии (0)