20 Апреля, 2024 Суббота

ЗаЩИТная реакция

  • 16 декабря 2015 Экономика Русский 0

    Метростроители приобрели современный механизированный щит

    В возведении минского метро грядут большие перемены. 9 ноября завершилась поставка нового тоннелепроходческого комплекса. Какие он имеет характеристики, как будет эксплуатироваться и какие сулит перспективы? На эти и другие вопросы нашего корреспондента отвечает главный механик УП «Минскмет­рострой» Максим Тарашкевич.

    — Максим Владимирович, почему белорусская сторона остановила свой выбор на проходческом комплексе именно компании CSM Bessac из небольшого французского городка Сен-Жори и в какую сумму он нам обошелся?

    — К приобретению этого дорогостоящего оборудования наше предприятие подходило ответственно и взвешенно, после основательного анализа всего мирового рынка. В 2013 году в Минске прошел первый тендер, в котором приняли участие четыре фирмы из Германии и США. Но все их предложения были отклонены, так как не соответствовали техническому регламенту и заданию, предъявленному «Минск­метростроем». В минувшем году состоялся повторный тендер с участием немецких и французских производителей. По результатам тендера мы остановились на варианте французской компании CSM Bessac, которая предоставила наиболее выгодные условия. Окончательная цена — 11 миллионов 670 тысяч евро.

    — Как проходило обучение белорусских метростроителей и в чем оно заключалось?

    — В Сен-Жори на месяц командировали четырех специалистов «Минскметростроя». Там они участвовали в сборке щита и его тес­тировании. Представители CSM Bessac также провели в Минске занятия и консультации по навигации и обслуживанию проходческого комплекса.

    Механизированный щит, который поможет «Минскметрострою» в создании новых линий подземки, обошелся в 11 миллионов 670 тысяч евро.

    — Каковы технические параметры этого оборудования, сколько человек его обслуживают?

    — Диаметр — 6 метров, длина — более 90 метров, масса — 550 тонн. Максимальная производительность без технических перерывов и ремонтов при трехсменной работе — 500 метров проходки в месяц. Нормативная производительность с учетом всех перерывов — 250-300 метров, что в 5-6 раз превышает возможности оборудования, использовавшегося при строительстве первых двух линий метрополитена. Достоинство нового щита не только в его высокой выработке, но и в безопасности для обслуживающего персонала. Этот современный комплекс функцио­нирует по принципу грунтопригруза, то есть автоматически создает давление на лобную стенку забоя при его прохождении и сооружении, что исключает работу в этом месте людей. Прежде метростроители крепили забой деревянной опалубкой, использовали отбойные молотки, топоры и лопаты. Порой делали это в очень сложных условиях, по колено в грязи. Бывали обвалы породы, людей засыпало грунтом. Происходили несчастные случаи, в том числе и с трагическим исходом, особенно в советские времена. Теперь все автоматизировано, а человеческий фактор полностью исключен. При новом щите также предусмотрена более оперативная откатка и доставка грунта на поверхность локомотивом с вагонетками. В общей сложности в смену на нем задействованы от 12 до 15 человек. Планируется использовать его в три смены без выходных. Нужно форсировать темпы возведения третьей линии, нагонять время, упущенное не по нашей вине.

    — Какой срок службы проходческого комплекса, есть ли гарантия на него в целом или только на его отдельные части?

    — Гарантия поставщика на все узлы, включая подвижной состав, — один год. Ресурс щита рассчитан на прохождение десяти километров тоннеля, хотя при нормальной эксплуатации он может функционировать и дольше, пока не устареет морально. В рамках программы по импортозамещению «Минскметрострой» ведет переговоры с рядом белорусских предприятий, которые со временем смогут изготовить необходимые для проходческого комплекса запасные детали, узлы и расходный материал. В крайнем случае можем обратиться к россиянам, которые их уже производят.

    — Когда начнется сборка и эксплуатация щита?

    — В ближайшие дни. Группа специалистов компании CSM Bessac 14 декабря прибыла в Минск для шеф-монтажа тоннелепроходческого комплекса и обучения его сборке. Кроме того, французы также будут три месяца проводить занятия в специально оборудованных модулях с обслуживающим персоналом проходческого комплекса. Монтаж его и наладка займут чуть менее двух месяцев, хотя нам, конечно, хотелось бы быстрее. После тестирования, в феврале, начнется эксплуатация щита. Вначале его применят на сооружении четырех станций первого участка третьей линии. После прохождения каждой из них щит будут демонтировать и доставлять для сборки на следующую станцию. Конечно, темпы нашей работы замедлятся, но иначе невозможно. Это позволит нам проверить состояние всех узлов механизированного комплекса. В соответствии с договором французская сторона должна обеспечить технологическое и техническое сопровождение первых 500 метров проходки механизма.

    Нормативная производительность нового щита с учетом всех технических перерывов при трехсменной работе — 250-300 метров проходки в месяц, что в разы превышает возможности оборудования, которое использовалось при строительстве двух первых линий минской подземки.

    ________________________________________

    Всё как проложено

    Строительство третьей линии метро: что сделано за год, что предстоит

    — Все запланированные на сегодняшний день объемы работ по первому участку третьей линии подземки выполнены, — рассказывает начальник дирекции по строительству Минского метрополитена Павел Царун. — В него, напомню, входят станции «Вок­зальная», «Ковальская Слобода», «Юбилейная площадь», «Площадь Богушевича», а также инженерный корпус и здание обслуживающего персонала. До конца года будут освоены все выделенные мет­ростроителям средства — 1 триллион 19 миллиардов рублей. Из них 519 миллиардов — бюджетные деньги, 500 миллиардов — кредитные ресурсы банка. В 2015 году также практически достигнута определенность со сносом административных и жилых зданий, соответственно 58 и 30, на территории первого участка третьей линии. В суде рассматривается вопрос о двух частных домах: в переулке Северном и на улице Сенницкой.

    Самый напряженный и стратегически важный сейчас участок работы на станции «Вокзальная» — готовят котлован и ложе для сборки прибывшего в Минск из Франции автоматизированного проходческого щита. Он будет задействован для сооружения тоннелей в обе стороны. Здесь также в двухсменном режиме ведут работы по возведению основного станционного комплекса, завершают перекладку инженерных сетей и канализации. Масштабная и разноплановая работа идет на остальных трех станциях. В общей сложности сегодня на первом участке третьей линии подземки, строительная длина которого 4,3 километра, задействованы более 500 работников из 20 предприятий и организаций.

    Главные задачи метростроителей в 2016 году — провести сооружение тоннелей закрытым способом от станции «Вокзальная» до станции «Юбилейная площадь» и приступить к тоннелям в сторону «Ковальской Слободы». Продолжится возведение станционных комплексов, притоннельных конструкций на перегоне, а также начнется строительство инженерного корпуса и здания обслуживающего персонала. Реализация этих планов метростроителей в 2016 году будет зависеть от суммы выделенных средств, которую определят на сессии городского Совета депутатов.

    Автор: Константин БЕЛОУСМинский курьер

Комментарии (0)