06 Мая, 2024 Понедельник

Нелегальное положение

  • 18 декабря 2015 Экономика Русский 0

    В Минске уже давно пора давать официальные названия стихийным рынкам, расположенным около станций метро «Площадь Якуба Коласа», «Тракторный завод», «Пушкинская» и «Каменная Горка». Почему за столько лет борьбы с нелегальными продавцами их число только увеличилось?

    Что только не предлагают сейчас в пешеходных переходах столицы. К примеру, возле площади Якуба Коласа — сумки, закатки, чеснок, шерстяные носки, перчатки, игрушки, новогоднюю мишуру, гирлянды, бенгальские огни… Остановился на секунду у лотка со всевозможными сластями — леденцами на палочке, мас­тичными розами и прочими лакомствами. Продавец лет сорока тут же стал настойчиво предлагать свой товар: «Берите, всего за 11 тысяч».

    — А откуда они? Есть ли у вас какой-нибудь сертификат качества?

    Торговец насторожился, пристально посмотрел мне в глаза, ожидая, что достану удостоверение сотрудника налоговой инспекции. Но так как я и не собирался лезть в карман, все же решился раскрыть своего поставщика:

    — Мама делает, а сертификата нет, но три года уже здесь стою, и никто еще не жаловался.

    Рядом с продавцом лежали костыли…

    — Слышал, инвалидам и пенсионерам место на рынке предоставляют бесплатно, — прервал я неловкую пазу.

    — Это если овощи продаешь, выращенные на собственном приусадебном участке, — показал свою осведомленность собеседник. — А конфеты в огороде, как известно, не растут.

    — Но вас же могут оштрафовать налоговые инспекторы.

    — Не раз попадался. Подходят, берут что-нибудь, а потом показывают корочки. Недавно штраф получил на 4 миллиона. Но со временем худо-бедно эти деньги заработал.

    Пообщавшись с другими завсегдатаями перехода, узнал, что многие стоят здесь не первый год. Есть, правда, и несколько приезжих, которые таким способом зарабатывают исключительно в предпраздничные дни.

    — Мне ипотеку нужно оплатить, газ провели в дом, — называет причину своей нелегальной торговли мишурой и новогодними игрушками, купленными в Украине, жительница Осиповичей Могилевской области, нервно озираясь по сторонам.

    Причину беспокойства объяснила тем, что опасается налоговой:

    — Однажды многодетную мать из Осиповичей на 6 миллионов оштрафовали, до сих пор не может расплатиться…

    Вдруг все продавцы в переходе начали нервно складывать товар. Буквально за пару секунд стихийный рынок, как по взмаху волшебной палочки, опустел. Кудесниками оказались двое сотрудников столичного ОМОНа, действовали они корректно, но решительно. Подошли к одной зазевавшейся торговке, устроившей в переходе чуть ли не филиал магазина кожгалантереи, и что-то ей сказали. Дама исчезла в мгновение ока. Но стоило только правоохранителям уйти, как тут же все вернулись на свои места. Было видно, что появление милиции здесь воспринимают как часть обязательной программы.

    Виталий Степура, заместитель начальника управления охраны правопорядка и профилактики ГУВД Мингорисполкома:

    Мы взаимодействуем в этом направлении с представителями городского управления торговли и налоговыми органами, охраняем общественный порядок в ходе совместных рейдов, не отказываем в помощи при проведении других мероприятий по противодействию несанкционированной торговле. При несении службы милиционеры также обращают внимание на подобные факты. Особенно, если это касается многолюдных общественных мест и мешает пассажиропотоку. Согласитесь, в час пик нелегальный торговец мешает передвижению в переходе метрополитена, а значит, и на безопасность граждан, и на правопорядок в этом месте. К тому же порой эти люди могут находиться в состоянии опьянения либо иметь неприглядный или неряшливый внешний вид. Милиционер, безусловно, вправе высказать претензии в адрес несанкцио­нированного продавца, чтобы предотвратить правонарушение. В каждом конкретном случае сотрудники действуют индивидуально, стараясь избегать конфликтов. Мы в большей степени стремимся предупредить нарушение закона, а не довести дело до наказания. Также не исключаю, что такому торговцу предложат проследовать в отдел. Например, если есть подозрения, что тот находится в розыске или занимается обманом людей

    Особое мнение

    Когда же это началось? Думаю, в начале 1990-х. А может, и несколько раньше.

    Времена тогда настали смутные, можно даже сказать, мутные. Незыблемый еще вчера госсектор стремительно разваливался, и многие сограждане, выпавшие из его надежных объятий, ринулись осваивать азы предпринимательства. Порой казалось: торговали все, всем и везде. Естественно, самыми хлебными считались места, где наибольший людской поток. Первые среди них — пересечения линий общественного транс­порта и подземные переходы с большим трафиком пешеходов. С раскладных столиков и застеленных газеткой ящиков, клеенок и просто с земли пытались поднять копеечку студент и его преподаватель, пенсионер и бывший завлаб НИИ. А рядом, конечно же, нищие, бомжи, маргиналы и откровенные бандиты. Стихийное это сообщество постепенно трансформировалось. Самые удачливые и способные устремлялись приумножать первый капитал и занимать места в когорте передовиков капиталистического состязания. Не нашедшие себя в этом диком торжище кто на круги своя вернулся, кто вовсе сгинул. И, как это ни парадоксально звучит, самыми стойкими, самыми незыблемыми в этом сегменте бизнеса оказались пресловутые бабушки с закатками, вязаными носками и пучками петрушки. Изгнать их с насиженных в переходах и у магазинов мест не удалось в 1990-е, не удается и по сию пору. Почему?

    На первый взгляд, проблема яйца выеденного не стоит. Не устраивает нас такое положение вещей, раздражает и беспокоит незаконная негоция? Так ведь она запрещена! А желающих оспорить положения Кодекса об административных правонарушениях минимум четыре госструктуры — милиция, МЧС, санитарная и налоговая службы — способны моментально вывести из вредного заблуждения. Просто? Не так чтоб очень. Мощи-то хватает, а обрушиться ею на безобразный, вне всяких сомнений, торг рука не у всех и не всегда поднимается. Потому как и с той, и с другой стороны — люди. Наши люди, минчане. И милиционер, конечно, может и должен строжайше предупредить и выпроводить, а налоговый инспектор — штраф солидный выписать. Но и тот и другой поч­ти наверняка отведут взор от печального и вечно извиняющегося взгляда дедушки из перехода на площади Якуба Коласа. Того самого, что торгует там вафельными трубочками с вареной сгущенкой и которого, вероятно, половина Минска знает в лицо. И с бабулей в вязаной шапке с баночкой грибков или огурчиков не у всякого представителя власти хватит душевных сил воевать.

    И вот что прикажете делать? В каждый переход милиционера не отрядить, разовые акции и увещевания патрульных желаемого эффекта не дают. Словом, и глаза на явление не закрыть, и искоренить его не удается.

    На мой взгляд, есть два способа избавиться или свести к незаметному минимуму торговлю с рук. Первый — радикальный, с применением всех законных средств и полномочий соответствующих органов. Проще говоря, тотальные и регулярные, хоть еже­дневно повторяющиеся задержания всех без исключения нелегальных торговцев с конфискацией товара и максимальными штрафами. Рано или поздно вести такой рискованный бизнес станет попросту невыгодно.  Но мера, согласен, непопулярная, война с бабулями положительного имиджа правоохранителям не прибавит. Да и сил на такие действия потребуется немало. Мне лично нравится другой, щадящий метод. Можно сказать, эволюционный. В свое время и в Москве подобное торжище в подземных переходах и у станций метро расцвело пышным цветом. Чуть ли не у стен Кремля и на ступенях мавзолея газетки и клеенки раскладывали. А уж переход у станции метро «Пушкинская» и вовсе стал легендарным. Такое там творилось — пером не описать. А что сейчас? Тишь и полная красота. Притом торг остался полностью. Но! Легальный и цивилизованный. Там нет ни одного сантиметра свободной площади, не занятой каким-нибудь павильоном или торговым автоматом. Владельцы в складчину нанимают охрану, а та и за порядком следит, и всякие попытки составить законному торгу конкуренцию решительно пресекает. Может, в эту сторону стоит взглянуть?

    Автор: Евгений МАНУШ, Михаил МИХАЙЛОВМинский курьер

Комментарии (0)