20 Апреля, 2024 Суббота

Агрохолдинги пробиваются сквозь замкнутый ведомственный круг

  • 22 декабря 2015 Экономика Русский 0

    УСПЕШНО работающие агрохолдинги, как правило, с замкнутым циклом производства — от поля до прилавка. По этому пути пошла и Витебская область, начав создавать кооперативно-интегрированные структуры. Технологически зависимые друг от друга предприятия объединяются в одно крупное. В области считают, что это позволит снизить затраты, а централизация инвестиций — эффективно управлять модернизацией производства, что повысит их конкурентоспособность.

    «У НАС достаточно продукции, как молочной, так и мясной, высокого качества, но для успешной работы на рынке важна еще и себестоимость. Чтобы ее снизить, мы и создаем интегрированные структуры», — отмечает председатель Витебского облисполкома Николай Шерстнев. Действительно, в мире побеждает тот, кто имеет многопрофильное производство и большие объемы выпуска продукции. 

    Плюс начинания витеблян в том, что они объединяют в одну целостную технологическую цепочку производителей сырья, переработку и торговлю. Минус — все входящие сюда сельхоз- и перерабатывающие предприятия экономически несостоятельны. Нет крепкого локомотива, который способен потянуть за собой и вытащить слабачков. Однако они уже молодцы, потому что пытаются что-то предпринять, изменить, попробовать. 

    Причем дело не в названии или форме. Это может быть просто унитарное предприятие, можно назвать холдингом или интегрированной структурой. Важно другое. Скажем, в промышленности холдингизация пока не срабатывает. Причина — неправильный подход к их созданию. Зачастую речь идет лишь о механическом объединении нескольких предприятий, критично замечали в Правительстве уже два года назад. 

    ЕСТЬ ли в стране примеры агрообъединений, опыт которых целесообразно учесть и попытаться обойти те самые подводные камни? Есть. УП «Борисовский комбинат хлебопродуктов», который уже более десятка лет возглавляет Виктор Аскерко. Было бы наивно полагать, что у предприятия нет проблем. Те же задержки во взаиморасчетах, удушающие кредиты, немалые затраты на производство. А оно на комбинате многопрофильное. За десять лет трансформировалось в своего рода агрохолдинг, который сегодня производит муку, крупы, макаронные изделия, комбикорма, свинину, говядину и молоко. Удельный вес промышленной продукции комбината в общем объеме производства Борисовского района в действующих ценах — 9 процентов, валовой продукции сельского хозяйства — 11,6. Рентабельность продаж в целом по предприятию с 2010 года выросла с 2,9 до 7,7 процента в нынешнем, экспорт — с 2,4 миллиона долларов до 2,7 миллиона. Ежегодно предприятие плюсует по росту производства, соответственно выручка на одного работника за 4,5 года выросла почти в 5,5 раза. И неудивительно: инвестиции в основной капитал с 2010 года увеличены с 22,2 миллиарда рублей до 71,4 миллиарда в 2014-м, или в 3,2 раза. 

    Сегодня в структуру комбината входят филиал «Большие Новоселки», специализирующийся на выращивании зерна и кормовых культур, производстве молока и мяса КРС, а также филиалы «Беланы» Логойского и «Долгиново» Вилейского районов, занимающиеся производством свинины на промышленной основе. Предприятие — соучредитель трех закрытых акционерных обществ, которые также выращивают свиней. Общее поголовье превышает 109 тысяч голов, крупного рогатого скота — более 5,8 тысячи, в числе которых 1450 голов дойного стада. За 9 месяцев увеличено производство животноводческой продукции. Среднегодовой удой от коровы превышает 4,5 тысячи килограммов. Даже в нынешнее засушливое лето получили 13713 тонн зерна — на 3 тысячи тонн больше уровня 2014 года. Но так было не всегда. 

    Дело пошло только тогда, когда новый руководитель решил объединить технологические цепочки в одно целое. Начали с присоединения убыточной фабрики макаронных изделий «Боримак» к комбинату хлебопродуктов. Десять лет назад фабрика эта выпускала пшеничную и ржаную муку, россыпные комбикорма на допотопном оборудовании, отчего и продукция не пользовалась спросом. Доходило до абсурда: при наличии собственного производства мука завозилась из России. Предстояло найти такую технологию, которая обеспечивала бы максимальный выход муки высшего качества. Начали с модернизации. Обратились к итальянским партнерам с предложением разработать технологию получения макаронных изделий из белорусского зерна. Да, не все сразу и не по мановению волшебной палочки делалось, но сегодня «Боримак» работает рентабельно, выпуская 30 наименований макаронной продукции и обеспечивая 75 процентов производства макарон в стране.

    — Руководителю необходимо организовать управление предприятием так, чтобы за каждый производственный сегмент отвечали профессионалы, — такова позиция Виктора Аскерко. — В технологические тонкости, возможно, и не стоит глубоко вникать, здесь нужно доверять членам команды. Рассчитывать на успех трудно и без применения инновационных технологий. Мало добиться высокого качества продукции, это необходимо сделать с минимальными затратами. Наши сельхозподразделения — это в том числе своеобразный полигон для проверки на деле эффективности выпускаемых комбинатом комбикормов и их реальной отдачи. К тому же такой «тандем» — комбикормовое и сельхозпроизводство — дает быструю оборачиваемость капитала, поскольку более 50 процентов кормов используется для собственных нужд. Нас жизнь заставляла шевелиться.

    Очередная цель Виктора Аскерко — закольцевать технологическую цепочку, чтобы холдинг получил законченный вид. Для этого нужна своя переработка. Зачем, если недалеко ряд мясокомбинатов? Но по известным причинам их платежеспособность сегодня низкая. Не потому ли дебиторская задолженность сельхозпредприятий также немаленькая — миллиарды рублей. Причем страдают все, кроме убыточных хозяйств. Комбинаты — потому что впрок дали им денег на зарплату. Крепкие — не могут получить с переработчика за реально поставленное сырье. В итоге деньги заморожены. И скажите после этого, какой нормальный хозяин повезет продавать свой продукт туда, где с ним вовремя не рассчитаются? С какого перепуга он должен платить за бесхозяйственность и убытки других? Это с точки зрения экономики. 

    Но система не работает: по словам Аскерко, Минский облисполком не считает целесообразным, чтобы  Борисовский  КХП имел свою переработку. Передать один из ближайших мясокомбинатов, тем самым замкнув холдинг в одно целое, — тоже. Верх берут, похоже, чисто ведомственные интересы. 

    В Витебской области через них переступили, поставив выгоду во главу угла. В создаваемых холдингах они намерены под КХП подтянуть свиноводческие комплексы, крупные молочно-товарные фермы, комплексы по откорму КРС. В результате будут иметь дешевое мясо, дешевое молоко, которые внутри холдинга поступят на мясокомбинат и молочный завод. Это позволит значительно снизить себестоимость продукции, а значит, выйти на серьезные конкурентные преимущества.

    Понятно, что здесь мы косвенно вышли и на еще одну обсуждаемую в последнее время проблему — где граница вмешательства государства в хозяйственную деятельность госпредприятий? Здесь я лично полностью согласна с помощником Президента Кириллом Рудым, который считает, что национальная безопасность, социальная сфера и естественные монополии — те направления, которые можно отнести к финансам государства. Все, что за этими пределами, можно отправить в свободное плавание и деньги им из бюджета не давать, а, наоборот, получать, кроме налогов, еще и дивиденды с госсобственности.

    Звучит, может быть, несколько непривычно и революционно, слова эти можно подвергать сомнению, оспаривать их. Это понятно. Как понятно и то, что хозяйствовать на селе так, как это мы иногда делаем сегодня, нельзя. 

     

    germanovich@sb.by

    Автор: ГЕРМАНОВИЧ Ирина ЛьвовнаСБ. Беларусь сегодня

Комментарии (0)