06 Мая, 2024 Понедельник

Своя рубашка ближе

  • 06 января 2016 Экономика Русский 0

    Как повысить спрос на продукцию отечественных производителей

    Зашла в аптеку купить лекарство. Провизор предложила несколько импортных и довольно дорогих.

    — А наши?

    — Тоже есть. Но вы же сами понимаете, какие лучше… — многозначительно заметила аптечный работник.

    Такое отношение к своему, родному вызывает, мягко говоря, большое недоумение. Может, до сих пор срабатывает стереотип, сложившийся во времена

    СССР, что наше — всегда хуже, а импортное — лучше? Но ведь уже изменились и технологии, и оборудование. Тщательно отбирается сырье. Белорусские товары в большинстве своем ни в чем не уступают зарубежным. Однако, как показывает жизнь, для их успешного продвижения еще явно чего-то не хватает. Чего именно, корреспондент и попыталась разобраться.

    Чтобы костюмчик сидел

    На Минск приходится примерно 30 процентов розничного товарооборота страны. Доля товаров отечественного производства (ТОП) от всех проданных в целом в городе составляет около 60 процентов.

    — Значительный удельный вес белорусской продукции, почти 77 процентов, наблюдается по продовольствию, — сказала начальник управления торговли и услуг Мингорисполкома Нина Емельянова. — Практически полностью удовлетворен спрос покупателей на мясо, куриные яйца, молочную продукцию, сыр, муку, картофель, кондитерские и табачные изделия, колбасы. В то же время доля реализованных непродовольственных отечественных товаров составляет всего около 40 процентов.

    В чем же дело? Если проанализировать, то в торговых предприятиях государственной формы собственности их удельный вес в 2,5 раза выше, чем в частных. В некоторых магазинах без ведомственной подчиненности этот показатель ниже 20 процентов. В то время как в городских универмагах белорусская бытовая техника представлена достаточно широко, в частных ее ассортимент богатым не назовешь. Однако на количество проданных ТОП влияет не только это. К сожалению, население не всегда доверяет своей продукции.

    Товар лицом

    Продукт надо уметь не только качественно изготовить, но и сделать заметным на рынке. Для этого требуются яркий узнаваемый бренд, свои фирменные магазины, много рекламы, сотрудничество с торговыми организациями и профессиональными дизайнерами. В качестве примера можно привести ОАО «Элема». После того как туда пригласили известного дизайнера Ивана Айплатова и с линии стали сходить его новые коллекции, покупатели, в том числе и молодежь, стали в разы чаще интересоваться продукцией фабрики и приобретать ее.

    Неизменно привлекают потребителей разнообразные акции и скидки. Однако до уровня «черных пятниц», одна из которых не так давно прошла в США, нашей торговле еще далеко. Как было озвучено по телеканалам, за тот один день население потратило около 10 миллиардов долларов и раскупило то, что в обычное время залеживалось на прилавках. В некоторых магазинах западноевропейских стран качественный товар со скидкой от 70 до 90 процентов можно купить и в обычные дни. У нас пока так не получается.

    — Когда выпускается новая коллекция, то в первый сезон из нее продается примерно 60 процентов, — пояснили на одном из столичных предприятий. — Во второй — 20-25 процентов. Прибыль же начинает поступает после продажи 70-75 процентов. Только тогда мы уверенно можем сказать, что зарабатываем на этой коллекции. И уже оставшуюся часть продавать со скидками. Но не более чем на 40 процентов.

    Многие белорусские производители вынуждены закрывать торговые точки из-за высокой арендной платы, исчисляемой в условных единицах.

    — На протяжении нескольких лет аренды площадей в торговом центре мы платили от 80 до 100 долларов в месяц, — рассказал представитель одного из отечественных производителей. — Отдав за эти годы огромную сумму, прибыли от магазина ни разу не получили и приняли решение оттуда уйти. Максимальная сумма арендной платы, которое предприятие может выдержать, не более 20-25 долларов в месяц. Причем размер платы должен быть привязан не к курсу евро или доллара, а к белорусскому рублю. Государству нужно отрегулировать арендные отношения в торговых центрах, выделив определенную площадь по льготным ставкам для размещения товаров белорусских производителей.

    Чужие среди своих

    Кроме импорта, еще одним конкурентом белорусских товаров до сих пор выступал контрафакт, изготавливаемый подпольно. Сейчас ситуация изменилась. С 1 января 2016 года продажа товаров без сертификатов и соответствующих сопроводительных документов в Беларуси запрещена. Это должно позитивно отразиться на востребованности отечественной продукции. Тем, кто привык работать по «серым» схемам и не заморачиваться с качеством товара, уплатой налогов, ведением бухгалтерии, придется перестраиваться и переучиваться. Многие предприниматели, поняв это, уже вышли из тени, стали объединяться, укрупняться. Им неизбежно придется работать с белорусскими производителями, размещать свои заказы и торговать их продукцией.

    В столице также разработаны и реализуются меры по защите отечественного потребительского рынка. В их числе — предоставление в аренду торговых площадей производителям белорусских товаров без проведения аукционов.

    — В 2015 году по ходатайствам республиканских органов управления в этих целях уже было выделено 7 помещений коммунальной собственности для реализации товаров таких предприятий, как «Марко-Сервис», «Витебские ковры», «Сивельга», булочно-кондитерская компания «Домочай», — отметила Нина Емельянова. — Снижены также коэффициенты по базовым ставкам арендной платы. В результате для магазинов, торгующих белорусскими товарами, плата уменьшилась на 15-60 процентов. Мингорисполком первым в республике организовал стоковые ярмарки по реализации отечественных товаров. Их провели

    1-2 мая и 8-9 августа 2015 года с участием более чем 160 производителей.

    Осенью в Минске прошли многочисленные сельскохозяйственные ярмарки выходного дня по продаже мясной, молочной, мясоконсервной и другой белорусской продукции. Стали уже традиционными единые дни скидок в универмагах, что дало неплохие результаты: реализация отечественной бытовой техники, одежды, обуви, посуды увеличилась в разы.

    В городе на постоянной основе проводится мониторинг потребительского спроса, сравнительный анализ импортозамещающих товаров. Так, сейчас отмечен высокий спрос на парфюмерно-косметическую продукцию минских производителей, а также посуду из нержавеющей стали холдинга «Белпромсервис». В новом году их дополнят электроинструменты, канцелярские товары, строительные материалы.

    — В условиях непростой экономической ситуации продвижение отечественных товаров становится главной задачей отрасли, — подчеркнула Нина Емельянова.

    С 1 января 2016 года продажа продукции без сертификатов и сопровождающих документов в Беларуси запрещена. Это должно позитивно отразиться на популяризации белорусской продукции. Тем, кто привык работать по «серым» схемам и не заморачиваться с качеством товаров, уплатой налогов, ведением бухгалтерии, придется перестраиваться и переучиваться.

    Автор: Любовь ИВАНОВАМинский курьер

Комментарии (0)