29 Марта, 2024 Пятница

Постучим по дереву

  • 13 января 2016 Экономика Русский 0

    Модернизация — дело хорошее. Но, к сожалению, не всегда эффективное. Особенно тогда, когда не до конца продуман бизнес–план, нет контроля за его выполнением или средства тратятся не заработанные, что называется, собственными потом и кровью. Опыт показывает, что взять деньги у государства или залезть в долги для строительства нового цеха или покупки оборудования — дело нехитрое. Запустить же производство на полную мощность, наладив выпуск новой конкурентоспособной продукции, и получить прибыль — задача куда сложнее. Вспомним недавнюю модернизацию деревообрабатывающей отрасли. В процесс обновления были вовлечены десятки заводов концерна «Беллесбумпром». За годы вложили немалые деньги. Что на выходе?

    Прибыльные предприятия концерна и сейчас можно пересчитать по пальцам: «Ивацевичдрев», «Могилевдрев» и «Новосверженский лесозавод». Близок к положительному экономическому результату «Речицадрев». Остальные, несмотря на годы дорогостоящих преобразований, пока остаются в минусе. В пресс–службе концерна объясняют: главная причина такого положения дел в том, что завершение модернизации совпало с кризисом в экономике.

    Допустим. Но только ли в этом дело? Передо мной лежат результаты последней проверки открытого акционерного общества «Мостовдрев» Комитетом госконтроля Гродненской области. Для справки. За 7 лет модернизации в обновление завода была вложена сумма в эквиваленте более 182 миллионов евро. Почти 950 миллиардов рублей из этой суммы — государственная поддержка. В итоге были созданы новые производства плит МДФ, ламинированного пола и фанеры. И тем не менее контролеры констатируют: работа до сих пор не стабилизировалась, предприятие остается убыточным.

    Пример — новое производство фанеры. Несмотря на то что оно запущено сравнительно недавно и мощности не загружены даже на 80 процентов, на складах к концу осени прошлого года скопилось остатков более чем на 17 миллиардов рублей. Немудрено, что с учетом понесенных затрат рентабельность этого вида продукции сложилась на уровне минус 30 процентов. Не все гладко и с производством ламинированных изделий. На момент проверки эти линии были загружены всего на 1 процент. Неужели совсем нет спроса?

    Генеральный директор «Мостовдрева» Сергей Ососов заверил, что спрос на ламинированную продукцию и на внутреннем, и на внешнем рынках есть. Причина ничтожной загрузки дорогостоящего производства в том, что оно было налажено на целый год раньше, чем выпуск древесных плит, которые, собственно, и надо ламинировать. Приходилось работать на импортном материале и формировать неконкурентоспособные цены. Для тех, кто далек от деревообработки, объясню проще. Представьте, что на заводе, выпускающем носки, линия по производству правых носков заработала раньше левых. Поэтому левые носки для создания пар пришлось докупать за границей. Чушь? Но ситуация примерно та же...

    Последние маркетинговые исследования показывают, что в стране появилось слишком много идентичной продукции деревообработки. Например, предложение по плитам МДФ в 2,5 раза превышает спрос на внутреннем рынке. Это не беда, если своевременно наладить эффективное сотрудничество с зарубежными партнерами. Но об этом говорить не приходится. 3 года назад «Мостовдрев» дисциплинированно внес свой пай — 41 миллион рублей в создание казахстанской товаропроводящей сети. Внес — и забыл. Во всяком случае, ни одной отгрузки продукции на адрес этой организации так и не поступило.

    Хотелось бы упомянуть еще одну статью расходов на модернизацию для «Мостовдрева» — приобретение собственной лесозаготовительной техники. Теоретически самостоятельная добыча леса должна бы до минимума снизить себестоимость продукции. Но на практике получается, что покупное сырье обходится на 40 процентов дешевле. Сергей Ососов утверждает, что всему виной неудобные болотистые делянки и нехватка денег: «Кредитов нам не хватило, поэтому мы из собственных средств профинансировали инвестиционный проект, а денег на своевременную закупку горюче–смазочных материалов, оплату электроэнергии и даже на взносы в пенсионный фонд не осталось. Так что кубометр леса, закупленный на стороне, оказался дешевле».

    Я, конечно же, не большой специалист в деревообработке, но у меня возникают закономерные вопросы: правильно ли была выстроена последовательность и эффективность реализации масштабного и дорогостоящего инвестиционного проекта? Как получилось, что линия по ламинированию заработала раньше, чем производство сырья для нее на целый год? А новая лесозаготовительная техника простаивает из–за того, что работать на ней дороже, чем не работать? Что это: болезнь роста или неутешительный показатель отсутствия профессионалов в планировании?

    Пресс–секретарь концерна «Беллесбумпром» Ружена Новицкая уверена, что нашу деревообработку еще ожидают светлые времена: «В будущее мы смотрим с оптимизмом. Делаем ставку на высокое качество нашей продукции. Понемногу проводим работу по выравниванию цен, оптимизации затрат и рассчитываем, что ко второй половине 2016 года динамика начнет улучшаться».

    Что ж... Постучим по дереву.

     

    zcz@onet.eu

    Советская Белоруссия № 5 (24887). Среда, 13 января 2016

    Автор: Катерина ЧАРОВСКАЯСБ. Беларусь сегодня

Комментарии (0)