17 Ноября, 2025 Понедельник

Стильный город

  • 15 января 2016 Экономика Русский 0

    — таким  видят областной центр могилевские архитекторы

    Представьте живописный, стилизованный под старину, квартал на берегу Днепра у Пушкинского моста в Могилеве. Домики под черепичными крышами с уютными двориками, с коваными лестницами и балкончиками. В постройках – корчма, уютные кафешки, где можно попить кофе со свежими рогаликами, поболтать с друзьями, посидеть с ноутбуком, почитать интересный журнал. А в соседних домах – разные магазинчики, аптека, художественные мастерские, картинная  галерея и книгарня…

    Если в Париже есть Латинский квартал, а в Минске – Троицкое предместье, то почему бы нечто похожее не сотворить в Могилеве? И это не фантастика! По словам главного архитектора города Владимира Скачека, создание историко­культурного центра предусматривается в корректирующемся сегодня генеральном плане развития Могилева. А пока что на рабочем столе у него – ватман с эскизом обновленного Пушкинского моста, въезды на который после реконструкции украсят стильные бронзовые львы (своеобразные символы города).

    –  В давние времена композиционным центром Могилева была ратуша, – говорит Владимир Скачек. – С ее воссозданием силуэт города, его образ стал ярче, богаче, привлекательнее. Чтобы сберечь ауру, присущую Могилеву, усилить его историческое прошлое, и предлагается построить историко­культурный центр, который будет интересен не только могилевчанам, но и гостям города, туристам. Планируемая территория центра начинается примерно там, куда вел пешеходный мост от площади Славы, в районе Большой Гражданской улицы. Сейчас в этом месте идет благо­ устройство, ведут раскопки археологи. Думаю, с помощью их, историков, культурологов удастся создать примерный облик старинных домов, они должны соответствовать историческим прототипам. Намечено воссоздать  Свято­Покровский храм со звонницей, который стоял на берегу Днепра и был разрушен в конце 40­х годов прошлого столетия. Сбором средств на его возрождение занимается православная община города. Уже разработан план этой застройки – один из домов, к примеру, на храмовой территории будет отведен под исторический музей. Планируется, что историко­культурный центр будет примыкать к создаваемой парковой зоне для отдыха горожан.  В ходу у нас слоган «Я люблю Могилев». Вот и хочется, чтобы Могилев стал городом, который интересно открывать пешком. Только так люди начинают чувствовать свой город, вырабатывают к нему личное отношение.

    – Какой девиз вы бы придумали для корректируемого генплана города?

    – Ну, скажем, «Могилев – город, комфортный для жизни».

    – Наверное, этого добивались и предыдущие разработчики генплана. Насколько удалось выполнить основные задачи, поставленные ими, и в чем главное отличие этого документа от прежнего?

    – Любой город – это живой организм, он развивается, постоянно возникают новые обстоятельства, отсюда и необходимость корректировки генплана. Старым генпланом, подготовленным столичным «БелНИИПградостроительства» и утвержденным указом главы государства в июле 2003 года, было принято два основных направления территориального развития Могилева: восточное и северо­восточное (на землях СПК «Коминтерн», Николаевки), а также – западное, минское.

    Однако план восточного развития города пришлось пересмотреть в силу того, что в этом районе расположены высокобалльные сельскохозяйственные земли, которые кормят город – выводить их из оборота нецелесообразно. Но сделано было немало: застраивались в западном направлении микрорайоны Спутник, Казимировка, преобразился центр города, появились такие объекты, как легкоатлетический манеж, Дворец гимнастики – перечислять можно долго. Между тем надо понимать, что генплан не является абсолютным, законченным документом. К примеру, снизились темпы экономического роста, численность населения, объемы строительства, в то же время трудно было предугадать, что столь стремительно увеличится количество автотранспорта в городе, что надо будет возводить гипермаркеты. Эти и другие вопросы требовали дополнительной проработки. Осенью прошлого года «БелНИИПградостроительства» была начата работа по корректировке генплана Могилева­ 2003, завершить ее планируется к концу текущего года. Основное отличие нового генплана от старого будет в том, что это – компактный, в существующих границах, вариант развития города, когда новое строительство ведется на имеющихся свободных (резервных) площадках, на территориях ветхих, аварийных домов, которые будут сноситься. Предполагается два периода градостроительного развития. Первый этап – ориентировочно до 2020 года, второй – до 2030­го.

    – Парковая зона и историко­культурный комплекс  – это здорово, но ведь звучали и предложения воздвигнуть небоскребы в центральной части города… Насколько такие «свечки» могут гармонировать с уже сложившимся архитектурным обликом   центра, и что все­таки планируется там строить?  

    – Исторический центр Могилева фактически застроен, многие дома объявлены памятниками архитектуры, и он, конечно, будет сохранен. Возможно только использование некоторых площадок – в частности, идет строительство торгово­делового комплекса на месте бывшего Дома быта. Там будут торговые и офисные помещения, гостиница, паркинг, а также, возможно, кинозалы малого формата, ресторан. Но к центру примыкают и территории, которые надо модернизировать – район Машековки, Дубровенки, например. В районе Машековки предполагается строительство комфортабельных многоэтажных домов  вдоль проспекта Мира, что украсит въезд в центр города со стороны Юбилейного и «Могилевлифтмаша»,  и вглубь частного сектора со сносом старой одноэтажной застройки. За «высоткой» у гостиницы «Могилев» планируется построить дома более низкой, «ступенчатой» этажности. Но что касается    небоскребов, то регламентировано, что дома в историческом центре города не должны быть выше 4—5 этажей. Возможно строительство зданий высокой этажности в микрорайонах, но оно основано на других принципах – к ним нужно, к примеру, прокладывать специальные инженерные коммуникации. Возведение небоскребов – необходимость для крупных мегаполисов с большой численностью, плотностью населения, но вряд ли это целесообразно в условиях нашего города.

    Природная жемчужина Могилева, украшающая город, – река Днепр. Планируется строительство набережной в районе Дворца культуры и примерно до гипермаркета «Евроопт», аквапарка с зоной отдыха и развлечений, гостиницы, жилых домов повышенной комфортности. Будет застраиваться многоэтажными зданиями и улица Гагарина от проспекта Шмидта до Пушкинского проспекта – весь частный сектор предполагается снести. Вдоль набережной Днепра (от Подникольского парка к Шмидтовскому мосту и дальше) планируется сделать велодорожку.

    – Давно звучит предложение возвести пристройку к Ледовому дворцу с еще одной ледовой ареной…

    –  Для этого нужен (как и для строительства футбольного манежа в районе Минского шоссе, о необходимости которого тоже давно говорится) инвестор – возможности бюджета ограничены. А частные инвестиции идут в основном на строительство торговых центров, гипермаркетов, автосалонов, которые окупаются за 5—10 лет. Но ищем инвесторов и для строительства социальных объектов – предлагаем для этого хорошие условия, лучшие площадки. Надеемся, что поможет в этом и недавно принятый парламентом закон о государственно­частном партнерстве.   

    Но ключевым вопросом в генплане остается  развитие жилищного строительства. В ближайшие годы особое внимание по­прежнему предполагается уделить застройке западного въезда в Могилев, со стороны столицы. Будут строиться жилые дома, объекты социальной инфраструктуры  в микрорайонах Спутник, Казимировка. Возможен вариант застройки района аэроклуба с выносом его за пределы города, но это требует серьезных согласований и материальных затрат. Будет продолжаться  строительство жилья и соцобъектов в микрорайонах Солнечный, Соломенка. Зоны приусадебной застройки по­прежнему – в районах Николаевки, областной больницы.

    – Строительство в рамках уплотнения, существующих границ города, предполагает, наверное, и использование высвобождающихся промышленных площадок. Что, к примеру, планируется создать на участках, которые занимал завод искусственного волокна в районе улицы Челюскинцев?

    – Там пока остается промышленная зона, и эта территория сегодня занята в основном под склады. Для того, чтобы использовать ее под строительство общественных зданий, жилья, необходимо провести анализ почв, выполнить  экологические и другие исследования. Возможно, целесообразно создать там современный логистический комплекс. В общем, этот вопрос остается открытым. Не предусматривается пока что и вывод за пределы города промпредприятий, находящихся в центральной части города, – будем ждать лучших времен.

    Не удастся сразу изменить и сложившуюся еще с советских времен структуру в наших старых «спальных» районах, но изменения « в мелочах» должны и будут вноситься: можно возводить дома в местах точечной застройки, открывать кафе, магазинчики, те же кинотеатры малых форматов, организовывать места для отдыха и занятий спортом. Создавать квартальную культуру, комфортную для жителей среду!

    – Могилев задыхается от автомобильных пробок. Чтобы решить проблему, старым генпланом предполагалось  выполнить ряд решений: соединить улицу Королева с улицей Орловского, а площадь Орджоникидзе через ту же Большую Гражданскую с Днепровским бульваром… Что предполагается  в новом генплане для развязки транспортных потоков?

    – Это больной для нас вопрос, потому что транспортный каркас тоже определяет развитие территорий города, его планировку. В принципе, решения, предусмотренные старым планом, остаются в силе – нужно в первую очередь разгрузить центр города, пустив часть транспорта по улицам­ дублерам Первомайской, проспекта Мира. Но все упирается в возможности бюджета. За последнее  время дорожниками сделана развязка на пересечении улиц Королева и Фатина, построена городская дорога, связавшая ул. Белыницкого­Бирули с ул. Якубовского, сейчас ведутся работы по расширению подходов к Пушкинскому мосту. Спроектирована  магистраль, которая соединит ул. Космонавтов через ул. Заслонова с кольцевой автодорогой (южнее микрорайона Спутник). Надеюсь, в ближайшие годы удастся хотя бы частично решить проблему транспортных коммуникаций. А в перспективе добиться того, чтобы в городе было максимально удобно, уютно и приятно жить.

    Автор: Геннадий АЛЕКСАНДРОВМогилевская правда

Комментарии (0)