Минский район, благодаря синтезу частной и государственной инициатив, может создать с китайскими партнерами лучшие в стране дороги.
Давно уже не секрет: Китай — бесспорный лидер во многих отраслях мировой экономики — делает собственные скоростные поезда, которые когда-то закупали в Америке, строит для них соответствующие железнодорожные магистрали и, конечно же, гордится автомобильными дорогами, перед которыми робеют автобаны Западной Европы. Поэтому поездка в составе белорусской делегации в КНР Виталия Радькова, кандидата экономических наук и депутата Минского райсовета, для изучения опыта китайских коллег в области дорожного строительства и содержания дорог представляется весьма полезной и перспективной. Вот что он рассказал корреспонденту «Прысталічча» об основных целях поездки в страну, удивляющую своими инновационными технологиями весь мир.
— Виталий Анатольевич, мировой кризис многофакторный, отрицательно сказывается как на экономике страны в целом, так и отдельных регионов. Что мы можем ему противопоставить в данных условиях? Может, вы привезли какие-то «рецепты» от китайских коллег?
Как экономист и руководитель компании «Промхим Групп», находящейся в Дубовлянах, я стараюсь смотреть в суть сегодняшней проблемы. Она у всех одна — инвестиции: активно ищу инвесторов, которые бы вкладывали в мою компанию, а в дальнейшем и в экономику страны, в моем случае — Минский район и Минскую область, здесь я уже заинтересован как районный депутат. По большому счету это и привело меня в Китай в составе группы ученых и специалистов из БНТУ и Института прикладной физики НАН Беларуси, которые не первый год сотрудничают с китайскими коллегами и имеют даже их государственные награды. Нас пригласила китайская компания «Гоуюань» из города Синьсян, что в провинции Хэнань, которая входит в тройку лидеров по производству машин и компонентов для дорожного строительства.
Провинция в центральной части Китая, которую не причислишь к самой развитой в экономическом плане, но и в ней можно подчеркнуть для себя много инновационного и прогрессивного. Прежде всего меня заинтересовало партнерство между государственными и частными компаниями Китая в сфере строительства и содержания дорог.
Тем более, что и в Беларуси на подходе принятие закона о частном и государственном партнерстве. Суть его можно рассмотреть на примере строительства скоростных дорог, а именно: государство заказывает у частной компании строительство определенного участка дороги — та за собственные или кредитные средства его строит. Дорога в дальнейшем становится платной, а полученный доход первое время идет на возмещение затрат инвестора и получение им прибыли. После чего дорога переходит на баланс государства, которое будет ее эксплуатировать и получать доходы. По такой схеме можно строить любой объект, начиная с дорог и заканчивая электростанциями, и примеры такого сотрудничества есть уже и в нашей стране.
Именно на таких принципах и работает компания «Гоуюань». Она разрабатывает и внедряет как технологии для ремонта дорог, так и всевозможные простейшие машины, уникальное оборудование.
Кстати, китайская компания, благодаря белорусским специалистам, внедрила у себя экспериментальную технологию содержания дорог.
Смысл в чем? Применяя инновационные технологии, китайская компания берет на себя обязательства сделать данный участок дороги образцовым для эксплуатации, по максимуму безопасным, причем за оптимальные средства.
— Беря за основу китайский опыт, какой выход в данной ситуации вы предложите?
— Почему бы у нас не объявить тендер на содержание определенного участка дороги, в котором смогли бы поучаствовать кроме государственных компаний и частные инвесторы. Я уверен: в кризисной ситуации появится немало частных компаний, а может и государственных, которые готовы будут выполнить эту работу, но за меньшие деньги. Мы сэкономим бюджет и переложим ответственность на конкретных людей, которые просто обязаны будут проявить государственный подход. Для облуживания 10—20 км дороги компании не обязательно иметь парк специальных машин, достаточно одну-две, а вместо 20 дорожных рабочих можно будет обойтись и пятью. Подобная практика активно применяется в Швеции: все дороги у них распределены за частными фирмами, вплоть до семейного подряда. Один из таких субъектов обслуживает 10 или 30 километров дорог, но государство, выделяя деньги, твердо знает, с кого спросить за этот участок, за каждую незалатанную дырку.
Именно по такому пути пошли китайцы — они наняли ученых, закупили современное оборудование и стали применять лучшие технологии для содержания своего 40-километрового участка. Они заинтересованы один раз вложить средства в новые технологии по содержанию дорог и ряд лет, не прибегая к ремонтам, получать из этого доходы.
А у нас получается как: дороги разваливаются, мы не переживаем, потому что знаем — завтра государство опять выделит деньги из бюджета на их ремонт. Китайцы тем и сильны, что ушли от расточительных подходов: если вкладывать деньги, то с таким расчетом, чтобы через год-другой получить реальный результат в виде дивидендов.
— Фирма, которую вы посетили с коллегами, сама производит дорожную технику, неужели у китайских машиностроителей столь велик прогресс в данной области?
— Я видел много машин для дорожного строительства — американских, западноевропейских, но мы не предполагали, что Китай в этом вопросе действительно далеко продвинулся. Вопросов нет — компания «Гоуюань» производит качественную дорожно-ремонтную технику для нужд внутреннего рынка, не прибегая к покупке дорогостоящих импортных аналогов. Как они к этому пришли? Просто. К примеру: для Китая необходимо закупить 5 уникальных машин, каждая стоит примерно 5 млн евро. Они никогда не будут закупать 5 и тратить 25 млн евро. Государство закупает за бюджетные деньги одну такую машину в Европе за пять миллионов и передает ее частной компании. Та разбирает ее, как говорят, до винтика и через год-два выпускает четыре такие же машины для внутреннего рынка, но потребители за них платят уже не по 5 млн евро, а треть от названной суммы. И что важно: по качеству они не хуже — американские двигатели, японская электронная «начинка», единственное отличие — металл и руки китайские. В итоге в выигрыше и государство, и частная компания, и прогресс на лицо. Поэтому аналогия, что китайское — значит низкого качества, поверьте, уже пережиток прошлого.
— Велики ли шансы привлечь их знания, опыт, а может и ресурсы в дорожную ин-фраструктуру Минского района?
— В этом и состоит моя задача: привлечь их как инвесторов, а дороги Минского района претендуют стать полигоном для реализации пилотных проектов. Моя компания совместно с китайской компанией «Гоуюань» готова в этом активно участвовать — пусть бы для начала нам выделили 10 километров дороги, которая станет началом взаимовыгодного сотрудничества.
Пусть это частная инициатива, но ведь договоры мы заключим со всеми государственными организациями, причастными к этому виду работ, все контролирующие органы в любой момент смогут проверить нашу деятельность. С частника всегда можно спросить, как говорят, по полной программе. Мое мнение: благодаря подобной инициативе можно будет сэкономить немалые бюджетные средства. Ведь частные и государственные компании с удовольствием включились бы в эту работу, причем за меньшие деньги, нежели прописано в бюджете. Почему бы не дать возможность китайскому инвестору показать пример, как можно сочетать государственные и частные интересы в дорожном строительстве, содержании дорог и мостов. Тем более, как я уже говорил, китайская фирма крайне заинтересована в продвижении своей продукции на зарубежные рынки, в том числе и Таможенного Союза.
— Можно ли говорить не только о намерениях, но и первых практических шагах в сотрудничестве с китайскими дорожными машиностроителями?
— Моя компания готова выступить официальным дилером у китайских партнеров, которые поставят в нынешнем году первую машину для ямочного ремонта столичных улиц, причем на выгодных условиях расчета. Согласно предварительной договоренности, мы будем решать все вопросы, связанные с поставкой запчастей, ремонтом и техническим обслуживанием. Второй практический шаг демонстрация основной линейки дорожно-строительной техники данной фирмы у нас в Беларуси. Еще раз обращаю внимание: она мирового класса, а цена ниже мировых аналогов. В таком сотрудничестве много выгодных моментов, так как собираются в единое целое наука, технологии и техника. Надо понимать: «восток — дело тонкое» — люди они осторожные, присматриваются к предложению и, возможно, пока осторожничают. Моя задача — посредством четко выстроенного бизнес-плана показать китайским партнерам, что наша страна сегодня наиболее привлекательна в мире для реализации самых смелых инновационных проектов.

Комментарии (0)