16 Апреля, 2024 Вторник

Главный архитектор и его спутник

  • 29 января 2016 Экономика Русский 0

    Подписанный Главой государства в январе Указ №13, которым утверждены генеральные планы городов-спутников Минска, затрагивает явные изменения в облике и жизни Заславля. Пока это единственный населенный пункт Минского района, который, как младший брат, по президентскому указу, активно будет способствовать социально-экономическому развитию белорусской столицы. 

    Какие структурные изменения ожидают город в новом статусе, мы попросили рассказать сотрудника научно-проектного республиканского унитарного предприятия «Белниипградо-строительства», главного архитектора проекта «Генеральный план города Заславля» Алексея Ислямова. 

    — Алексей Николаевич, почему при определении города-спутника выбор пал именно на Заславль?

    — Прежде всего это объясняется близостью Минска с хорошо развитой транспортной инфраструктурой — автомобильная и железная дороги. Еще один приоритет: Заславль — город туристической направленности, и в этом отношении у него большие перспективы. 

    Что касается непосредственно генерального плана, то один из главных вопросов: на какое количество жителей надо развивать город? 

    Традиционно экономисты выполняют расчеты, исходя из демографических данных, прироста населения, потребности территории. С За-славлем ситуация немного иная — надо было учесть и собственное население города, и предполагаемых переселенцев-минчан. На этот счет были долгие дебаты: из чего исходить, сколько минчан реально разместить в Заславле. В конечном итоге за отправную точку мы взяли территорию, скольким дополнительным жителям на ней комфортно будет обустраиваться? 

    Согласно генплану, эта цифра определена в количестве 7—7,5 тысячи человек.

    Стояла задача — реализовать генплан без выхода на земли сельхозназначения, за счет внутригородских ресурсов. Решение было непростым: на территории города попадаются карьерные выработки, необходимо будет нести затраты на их рекультивацию, подсыпку и приведение территории в порядок. Она переходила из генплана в генплан, резервировалась, но в итоге оставалась невостребованной. К этой проблеме мы отнеслись серьезно: с любой территорией надо работать, нельзя ее списывать со счетов. 

    К примеру, городские очистные сооружения — тоже наболевший вопрос и техническая проблема, жилая застройка к ним подобралась вплотную, а это санитарно-защитная зона. Очистные выработали свой ресурс, поэтому в генплане под них предусмотрено другое место.

    — Для Заславля это оправданное решение, что акценты расставлены с учетом придания туристического имиджа старинному городу?

    — Безусловно, оправданное создание крупных промышленных образований и производств здесь просто нецелесообразно. Да, там есть свой промышленный узел, достаточно большой, предприятия приносят городу доход, и мы их оставляем. Что касается определения территорий под новые предприятия, то мы отнеслись к этому осторожно. Мы, конечно же, нашли в генеральном плане место под производственные территории, но речь не идет о выносе сюда минских предприятий для развития города-спутника, которые могут навредить экологии и людям. 

    Еще в генплане, предшествовавшем Дню письменности, был прописан ряд градостроительных мероприятий, которые необходимо было выполнить к общереспубликанскому празднику. Это касалось благоустройства города, приведения в порядок его территории, реализации долгосрочных решений, которые способствовали бы улучшению его облика и туристической привлекательности. Соблюли этажность застройки, чтобы, приближаясь к центральной части города, его историческим зданиям, не нарушить ритм и гармонию, не закрывать высотными доминантами старую архитектуру. Проблема была с автомобильным транспортом, так как схема движения в исторической части города сформировалась за долгие годы, когда транспорт еще не был головной болью современного города. При расширении улиц важно было не только сохранить историческую планировку, но и привести ее в порядок. 

    Одно из предложений нынешнего генплана — развитие зоны отдыха за детским парком, открытым в Заславле в районе исторического музея «Млын». Там ранее был пустырь и неудобица, но мероприятия прописывали приведение этой территории в порядок. Поэтому неоднократно обсуждали проблему с историками и городскими властями, инженерами, транспортниками, задействовали большой круг специалистов, занятых в различных сферах жизнедеятельности города. Мы предусмотрели развитие парковой зоны с детским парком, было выкопано и благоустроено озеро. К примеру, туристический автобус подъезжает к музею «Млын», а дальше пустырь, т.е. территория не работала. 

    Мы решили ее «завязать» в единый маршрут – автобус прибывает на городскую площадь рядом с исполкомом, здесь могут проводиться массовые мероприятия, в двух шагах, считай, территория рынка и тут же территория нефтебазы. Понятно, что такому объекту не место в исторической центральной части города, но в каждом предыдущем генеральном плане была строчка, касающаяся его выноса, но дело это затратное, если не сказать дорогостоящее. В настоящем генплане мы также прописали данную меру и с большим воодушевлением узнали: голос архитекторов услышали — и нефтебазу выносят на другую территорию. 

    После ее выноса и отмены санитарно-защитной зоны мы предложили реорганизовать рыночную площадь, историческое место которой исконно было перед зданием нынешнего исполкома. Там теперь благоустроена территория, выстроена эстрада, на площади будут размещены торговые и развлекательные объекты для привлечения туристов и развития экономики города. Туристы, посетив историческую площадь, костел, музей, продолжат движение по маршруту и с торговой площади перейдут на ее административную часть, где расположена школа искусств, известная своими музыкальными дарованиями и выставочной деятельностью. Далее от площади идем к храму и замчищу «Городище». Проходя через ворота-вал, туристы попадают на берег канала Вилейско-Минской водной системы. 

    Там архитекторы предложили сформировать парк скульптур с изображением исторических персонажей, которыми прославился Заславль. Далее по маршруту предложено организовать место для открытых массовых мероприятий, поскольку будущее города связано с его историко-культурным развитием. Его визитная карточка — проведение культурно-массовых развлекательных мероприятий, к примеру, рыцарских турниров.

    Почему бы там не разместить макеты зданий, сооружений прошлых веков, воссоздающие историческое наследие Заславля. 

    Еще один объект для посещения туристами — площадка, на которой можно воссоздать кузницу. Ее небольшое помещение, кстати, сохранилось с исторических времен. Рядом можно построить новую кузницу и изготавливать в ней кованые поделки, сувениры, которые туристы могут приобрести на месте, не отклоняясь от маршрута. Кстати, такая практика существует во многих странах Европы и укрепляет экономику туристических объектов. 

    Для Заславля будет также полезно развитие гончарного искусства, традиционного соломоплетения и даже строительство небольшой хлебопекарни, которая своей продукцией, выполненной в национальном стиле, будет впечатлять туристов. Пример тому — знаменитые тульские пряники, которые выпекают для туристов россияне. 

    Мы показали места в городе и внесли свои предложения, а все остальное должны будут реализовать городские власти, все будет зависеть непосредственно от их иницитативы, финансирования предложений генплана.

    — Учтены ли пожелания-замечания жителей города при составлении генерального плана развития Заславля?

    — Город должен быть удобным для человека: и зеленые территории, и пешеходные связи, и фантаны, возле которых всегда собирается немало людей всех возрастов. Если жилые застройки, то в районе пяти этажей, среди которых человек чувствовал бы себя максимально комфортно. В исторической зоне здания должны быть не выше трех этажей, если на удалении, то 5—7 этажей. 

    Прежде чем попасть на стол к Главе государства, генеральный план прошел ряд обязательных процедур и согласований, в частности, руководством района и города, всех заинтересованных служб — коммунальников, представителей ГАИ, МЧС, зонального центра гигиены и эпидемиологии и т.д. 

    Была и такая процедура, как общественное рассмотрение: проект генерального плана был вывешен в Минском райисполкоме, непосредственно в Заславском горисполкоме, к нему приложена Книга замечаний и предложений, его обсуждали в СМИ, Интернете. 

    К примеру, одно из замечаний, из-за которого разгорелся сыр-бор: мы предложили снести в Заславле гаражный кооператив, расположенный рядом с жилой застройкой. Когда-то это была просто дорога, по которой в обход центра города двигался грузовой транспорт. Теперь это уже не окраина, а магистральная благоустроенная улица, на которой разместился гаражный кооператив, — такое соседство явно не украшает город. Владельцы там хранят не столько автомобили, сколько используют гаражные помещения в качестве складов с картошкой и консервами. Люди возмущались во время общественного обсуждения, но мы подошли к вопросу с пониманием, никто не настаивал, мол, завтра подойдет бульдозер и начнет все рушить. Если архитекторы предписывают ограничение развития данного гаражного кооператива, то это автоматически означает, что новые гаражи там размещать нельзя. А прежние гаражные боксы решили не трогать. 

    Усадебная застройка прежних лет на магистральной улице — еще один камень преткновения в ходе общественного обсуждения генплана. Городская территория имеет определенную ценность — там лежат магистральные сети, тепло, газ, канализация. Стоимость квадратного метра такой земли — высока. Ее целесообразно использовать под многоквартирное жилье, а не приусадебное, тем более, когда оно уже ветхое, вросло по самые окна в землю. У его пожилых хозяев нет средств, чтобы привести домовладения в порядок. Мы предписываем, как правило, постепенную реконструкцию под квартирную застройку, а мероприятия по сносу старых домов, заложенные в генеральном плане, растягиваются надолго. В Заславле такое жилье есть и в исторической центральной части города, где действует охранная зона, поэтому его нельзя сносить и строить что-то другое. Генпланом было предписано приведение его в порядок — покраска фасадов, ограждений, чтобы они обрели привлекательный облик.

    — Но ведь без сноса отживших свой век строений презентабельный вид городу не придашь?

    — Мы встречались с городскими властями Заславля и прописали мероприятия в регламент градостроительного пользования, чтобы у них были законные основания требовать от жителей наведения порядка в своих домовладениях и прилегающих территориях. Тем не менее, в некоторых местах мы пошли на снос и тесно работали с председателем исполкома Светланой Карташовой, определяя, какие места будут просто очищаться под строительство. 

    Было еще одно замечание, имеющее отношение к предприятию, которое хранило на своей территории газовые баллоны. Когда-то здесь был магазин по реализации их населению. Кирпичные склады за многие десятилетия обветшали, имели непрезентабельный вид. Мы поддержали в генплане предложения городских властей о переносе данного небезопасного объекта из центра города. Были долгие согласования с министерством энергетики и газовиками — как компромисс, разрешили им построить на месте складов новый офис, но баллоны вывезти на производственную площадку предприятия. 

    Легких решений для архитекторов даже в небольших городах не бывает. И эталон найти сложно, так как у каждого населенного пункта должно быть свое неповторимое лицо — Заславль в этом отношении не исключение.

    — Вы остались удовлетворены генеральным планом Заславля, ведь архитекторы в профессиональном плане люди самолюбивые?

    — Небольшой процент сомнений или терзаний всегда присутствует, а, может, надо было еще что-то поискать, еще доработать. Однако мы ограничены рамками договора, в котором четко прописан срок реализации договорных отношений. Творческая неудовлетворенность собой — это нормальное явление. 

    Пользуясь возможностью, я хотел бы выразить свою признательность коллегам-архитекторам, учителям в градостроительстве, — Жанне Синициной, главному специалисту, кстати, при разработке предыдущего генерального плана Заславля она выступала в качестве главного архитектора проекта. Мои учителя и коллеги Лидия Доморад, Наталья Мысова — люди, к которым я пришел в архитектурную бригаду и получил градостроительные уроки на всю жизнь. Большая благодарность руководству института, всем коллегам и смежным подразделениям, отделам транспортных систем и инжнерного оборудования, которые совместно продвигали генеральный план города-спутника Заславля. 

    Автор: Юрий БЕСТВИЦКИЙПрысталічча

Комментарии (0)