27 Апреля, 2024 Суббота

Заказ на "технарей"

  • 04 февраля 2016 Экономика Русский 0

    Кто придет на смену нынешним  инженерам?

    «Как строят подвесные мосты? Реально ли межпланетное путешествие? Как работает телевизор и компьютер?»  – любой родитель подтвердит: подобных вопросов у пытливых мальчишек и девчонок пруд пруди. А потом – куда у многих из них исчезает  интерес к технике?

     

    «В дефиците – инженеры и высококвалифицированные рабочие для промышленных отраслей», – сообщают в центрах занятости населения. А ведь именно промышленность – основа экономического благополучия государства. Остро не хватает на заводах, в КБ инженеров-конструкторов – тех, кто, по сути, создает фундамент экономики завтрашнего дня. Тревогу бьет и Республиканский институт контроля знаний: результаты централизованного тестирования по математике и физике в последние годы оставляют желать лучшего. Как  и конкурсы на технические специальности в вузах.  

    Специалисты единодушны: значимость  инженерного труда нужно  поднимать, и начинать надо со школы. «Что-то физики в почете, что-то лирики в загоне» – в советские  времена инженерные специальности были престижными. А самыми популярными у тогдашних школяров были технические кружки: ребятам хотелось сделать собственные корабль, самолет, автомобиль. И многие из кружковцев выбирали, окончив школу, соответствующие специальности. Технические кружки стимулировали приток кадров в промышленность!

    Увы, за последние годы, констатируют специалисты, интерес детей к техническому творчеству значительно снизился. Ну да: появились домашние кинотеатры, игровые видеоприставки, электронные игрушки, компьютеры, которых не было раньше. Но с ними дети просто играют. А чтобы они стремились  получить серьезные знания по тем же компьютерам, программированию, нужен уже другой стимул. Какой?

    – У ребенка может быть просто тяга к технике – к самолетам, кораблям, автомобилям, роботам, – рассуждают преподаватели  отдела технического творчества могилевского  областного Центра творчества.  – Мы посещаем школы, устраиваем презентации, выставки наших моделей – мальчишки удивляются, восторгаются.  Среди них и те, кто мечтает стать летчиками, космонавтами, моряками, автогонщиками, конструкторами, они и приходит в наши кружки (теперь они называются объединениями по интересам)…

    Сегодня в отделе технического творчества ГУДО «ОЦТ» работают 40 групп объединений по интересам, в которых занимаются свыше 400 ребят. В разные годы кружковцы, увлекающиеся судомодельным, авиамодельным, автомодельным спортом, картингом, становились чемпионами страны в классах моделей-копий. Это было бы невозможно без талантливых учителей, умеющих передавать знания и накопленный опыт детям.

    …В мастерской авиамодельного кружка различные (токарный, сверлильный, деревообрабатывающий и прочие) станки. За стеклом стеллажей – точнейшие модели разнообразных самолетов, кубки за победы в соревнованиях,  и это работает лучше любой рекламы. Многие ребята пришли в кружок, загоревшись идеей самостоятельно сделать модель, которая может подняться в воздух. Сначала – элементарную из картона, со временем – более сложную, радиоуправляемую. Мне, например, бросилась в глаза копия АН-28  на столе – миниатюрной  ее не назовешь: длина 2,8 метра, размах крыльев 4 метра. Подумал, это просто макет самолета. Ан нет – действующая модель с мощными электродвигателями под крыльями.

    – Чтобы поднять в воздух такой «аппарат», – говорит руководитель объединения бывший военный летчик Дмитрий Скуратов, – надо готовить его к полету не меньше, чем реальную машину.

    И по сложности управления с помощью специального пульта «игрушечные» самолеты  ненамного проще, чем настоящие. Хоть пилот – на  земле, ему тоже  нужна предельная концентрация и стальные нервы. Дабы не сломать самолеты, созданные таким трудом, ребята тренируются на компьютерном симуляторе.   

    Залюбовался я и моделями кораблей, подводных лодок – точными копиями настоящих. Если вспомнить фильмы про флот, то на съемках очень часто используются именно такие, изготовленные в судомодельных мастерских, корабли. Для того, чтобы создать маленький аналог торпедного катера, рассказывал руководитель объединения Геннадий Борисенко, требуется  много месяцев, а более сложные модели (ведь в них нет ни единой заводской детали) – несколько лет. Ребята изучают различные конструкции судов, учатся читать чертежи, получают азы конструкторских навыков, осваивают приемы работы по металлу, дереву, пластикам. Даже взрослому тяжело заниматься чем-то долгое время. Нужна настоящая увлеченность – ее и передают своим воспитанникам преподаватели.  Импульс творчеству придает ребятам и участие в выставках, в соревнованиях. В одном  из залов мне с гордостью показали  автомодельную автотрассу, на которой проводятся и областные, и республиканские турниры. Самые настоящие гонки в миниатюре, где созданные ребятами радиоуправляемые машинки в скорости и маневрировании практически не уступают  реальным прототипам.

    Самые увлеченные кружковцы, как правило, поступают в технические вузы и колледжи, говорят преподаватели. Но в лучшие времена в кружках Центра технического творчества занималось вдвое больше мальчишек и девчонок.

    –  К сожалению, в целом нынешние  школьники более пассивные, менее инициативные и энергичные, – рассказывает руководитель   объединения по авиамодельному спорту  Валерий Борисов. – Многие вместо живых игр предпочитают виртуальные, компьютерные, оторвать их от этого сложно. И сделать это может только увлеченный,  энтузиаст-педагог. На них и держится вся работа. Время идет,  большинство кружков ведут сегодня люди пенсионного или предпенсионного возраста. Подготовкой педагогов дополнительного образования по техническому творчеству практически ни одно учебное заведение не занимается, зарплата руководителей объединений не очень высока: у молодого специалиста – чуть больше 2 миллионов рублей. Поэтому желающих вести объединения  практически не находится. Я тоже уже пенсионер, уйду, кто придет на мое место?

    – Так и получается: есть увлеченный педагог, есть и объединение школьников вокруг него, – говорит завотделом технического творчества Алла Самсонова. – А нет энтузиаста, нет и работы. По этой причине у нас, к примеру, уже не стало ракетомодельного, мото- и фотокружков. Кадры действительно решают все, и проблему с их дефицитом надо решать.   

    Другая больная тема – материальное обеспечение: те же станки, например, отслужили уже несколько сроков. Техническое творчество  вообще  процесс материалоемкий. Чтобы им заниматься, необходима  различная поделочная и лакокрасочная продукция, радиодетали, запчасти, металл, древесина, ткани. Стоят они нынче дорого. Поэтому многие материалы педагоги достают самостоятельно: что-то из дома приносят, что-то находят у друзей, а то и на свалках, иногда покупают за свой счет. Двигатели для тех же радиоуправляемых моделей автомашин, к примеру, ребята частенько сами приносят из дома – от сломанных игрушек.

    Во времена СССР центры  технического творчества финансировались непосредственно за счет бюджета. В Гомеле, между прочим, работал завод, относившийся к ДОСААФ, который изготавливал  наборы для  авиа- и судомоделистов,  – увы, после распада Союза это производство кануло в Лету. Между тем и США, и Западная Европа давно считают программы развития научного и инженерного творчества молодежи основой НТП и не жалеют на их реализацию огромных денег. Там уже давно осознали: без собственных высококвалифицированных специалистов невозможно никакое движение вперед. И готовить их нужно буквально с самого юного возраста. Понимали это и в СССР, финансируя из бюджета и кружки технического творчества, и «малые академии наук». Сегодня технические объединения, вошедшие в состав могилевского областного Центра творчества, субсидируются за счет средств от оказываемых им платных услуг. Ну как много может заработать бывший Дворец пионеров? Однако несмотря на скудное финансирование, в отделе технического творчества стараются создавать новые направления  – к примеру, робототехники. Ребята уже презентовали собранных роботов на первом фестивале науки, проведенном Белорусско-Российским университетом. Но хотелось бы, чтобы ученые и этого, и других вузов более тесно сотрудничали с нами, говорят педагоги.

    В соседней России, например, в работу по  реанимации детского технического творчества включаются и местная администрация, и крупные предприятия, и вузы.

    –  В 2014 году Беларусь стала членом международной организации WorldSkills International, которая занимается работой по повышению статуса и стандартов профессионального обучения, – заметил замдиректора ГУДО «ОЦТ»  по техническому творчеству Геннадий Костюченко. – В частности, организовывает международные конкурсы профессионального мастерства. В прошлом году в российском  Екатеринбурге проводились соревнования  JuniorSkills Hi-Tech, где белорусские школьники, впервые выступившие на них, завоевали 2 награды – в том числе по мобильной робототехнике. Команды их соперников были сформированы корпорациями и предприятиями, которые отобрали ребят из подшефных школ, где проводится профориентационная работа и обучение основам профессионального мастерства. Белорусские команды готовили Образовательный центр Парка высоких технологий Минска и Республиканский центр инновационного и технического творчества. Наши ребята пока делают первые шаги в робототехнике, но уже участвовали в республиканских соревнованиях по этой дисциплине. Когда-то и у нас предприятия плотно занимались профориентационной работой в подшефных школах, вкладывали в это ресурсы – наверное, надо возрождать такую практику. Однажды заинтересованность в сотрудничестве по развитию детского технического творчества проявил Могилевский технопарк, но дальше дело не пошло.

    Словом, считают мои собеседники, для подъема престижа инженерных профессий нужны совместные действия образовательных и научных учреждений,  промышленных предприятий и бизнеса, а координатором здесь могли бы выступить местные органы власти. Благо, несмотря на все трудности, удалось сохранить основную базу для развития будущих инженеров и конструкторов. Главное – не упустить время.

    Автор: Геннадий АЛЕКСАНДРОВМогилевская правда

Комментарии (0)